Юрий Мамонтов
А может спросить так: «Чем нужно управлять самолётом, вертолётом, планером или другим держащимся в воздухе?». А может так задать вопрос: «Как это должно выглядеть?».
Знакомясь с кабинами различных ЛА реально, т.е. «живьём» или с помощью фотографий я задавал вопросы: «Почему ЭТО создано именно так?», «Почему всё это разное и не похоже друг на друга?», «Как ЭТО должно быть в идеале?».
Я летал «на ручке», «на штурвале», опять «на ручке» и дома за столом на ...джойстике.
Джойстик "side stick" под левой рукой КК.
Итак, допустим это штурвал. Тогда, почему это неприемлемо на вертолётах? А если штурвалы, то почему они все разные по конструкции и внешнему виду? Стандарт есть к «рулю»? Вообще, эргономика играет какую-то роль в создании стандарта «рогов»? Кстати, для сравнения, ручка особо не изменялась по внешнему виду. Может она самая правильная для авиации? (конечно ДА). Может штурвал, ввиду таких резких внешних изменений тупиковая ветвь в авиации ? Стоят бустеры для снятия усилий. Зачем «колесо»?
Смотрим штурвалы :
А здесь количество кнопок на штурвале соизмеримо на ручке истребителя (это штурвал Ту-144)
А вот руль велосипеда с осью вращения не там где нужно (это «Конкорд»):
Ту-204 :
Истребитель «Спитфайер»
Гибрид «джойстика» и РУСа ручки управления - плохо или хорошо?
А может, вообще не нужны ручка, штурвал, «джойстик». Может нужна система голосового управления. Ведь сейчас летают самолёты в которых из 8 часов полёта только 8 минут ручного управления (на этапе взлёта и посадки). Может нужно так: « Разворот влево на курс 270». И самолёт САМ с нужным креном 20 градусов выходит на указанный курс. И все довольны: пилоты, пассажиры, и ..диспетчер..
Или лётчик пехотным голосом: «Пикирование с углом 60 градусов на курс.. сброс правой бомбы» и самолёт входит в пикирование и на необходимой высоте освобождается от смертоносного груза». Ещё в 70-х на Су-15ТМ с помощью «Лазури» меня наводили на цель с земли, я только сидел и наблюдал. Более того - Су-15ТМ в автомате заходил на посадку и выдерживал необходимую глиссаду. А это было 50 лет тому назад.
Итак, что должно быть в кабине в руках лётчика или пилота помимо кнопок? И как оно должно выглядеть? А ведь система аварийного ручного управления необходима. Автоматика иногда отказывается помогать, точнее исполнять свои обязанности, и мои облёты после ремонтных работ на МиГ-31 подтверждают эти опасения.
Тяжёлый самолёт Бе-200. «Истребительская» ручка управления:
Есть бустера, зачем лётчику загружать обе руки штурвалом. Ту-160 подтверждает это.