Найти тему
Бьютилогия

Секреты техники создания офортов Джованни Пиранези

Джованни Баттиста Пиранези — выдающийся художник-гравёр, мастер офорта. Родился в Венеции, но всю жизнь прожил в Риме. В его творчестве много тайн и загадок, одна из них это техника создания знаменитых шедевров. Сегодня мы постараемся открыть часть его секретов.

Автопортрет художника

Пиранези начинал создание произведения непосредственно с работы на медной доске. В качестве руководства он использовал трактат французского мастера Абраама Босса О способах гравирования на меди, изданный в 1645 году, но впоследствии неоднократно переиздававшийся и переводившийся на разные языки. Для грунтования медной доски Пиранези использовал твердый лак: смесь греческой канифоли, терпентина и масла грецкого ореха. В соответствии с правилами мастер распускал на медленном огне помещенные в глиняный эмалированный горшок канифоль и терпентин, подмешивал ореховое масло и варил смесь полчаса; остывшую смесь он оборачивал в льняную ткань и таким тампоном водил по предварительно разогретой доске; расплавляясь, лак просачивался сквозь ткань и ложился тонким слоем. Затем мастер коптил доску и приступал к нанесению рисунка, используя в качестве инструмента чаще всего резец, который снимал широкую стружку лака. Но главный секрет техники Пиранези заключался в особом способе травления медной доски кислотой (следующий этап в процессе создания офорта), которую он готовил сам. Смесь (вода — 400 г, концентрированный уксус — 200 г, сульфат меди — 100 г, пищевая соль — 100 г, квасцы —25 г) необходимо было кипятить не менее трех раз, постоянно помешивая, затем остудить и отфильтровать". Такой состав кислоты обеспечивал мягкое травление, что создавало неповторимый эффект. Чтобы варьировать на доске толщину штриха, Пиранези осуществлял повторное травление. Биограф Ж.-Г. Легран писал о кропотливой работе художника: "Он гравировал по твердому лаку и никогда не перечеркивал линии, так как одной-единственной было достаточно для него, варьируя толщину для каждой детали... Он покрывал весь лист этими линиями, разумно распределяя их относительно рисунка и меняя их интенсивность согласно тону, не теряя мерцающих световых эффектов... Он выполнял травление аккуратно и терпеливо, на что, казалось, был неспособен, повторяя процесс в определенных листах".