Сравнивая живопись разных эпох, часто отмечаю что странность средневековых образов и слабый уровень техники связаны с упадком цивилизации в средние века, вызванной комплексными переменами в обществе после крушения культуры античности. Таким образом, культурная преемственность была нарушена, многие знания были утрачены и сокрыты, а на первое место в транслировании духовных идеалов вышла феодальная организация средневековой церкви. Именно по этому на множестве работ художников изображены демонические образы рожденные средневековым религиозным менталитетом людей той эпохи.
Здесь важно отметить, что образ религиозности в тот период сильно отличался от картины мира современного верующего. Так, в средние века центральным был апокалиптический аспект религии. По этому, внимание людей было ориентировано на ожидание конца света, поиски знаков приближающегося. Кроме этого, образ мышления людей сильно отличался, он был более творческим и менее рациональным.
Так же, частые эпидемии и непрекращающиеся войны усиливали такое средневековое мировосприятие людей.
Все это, порождало в воображении людей необычные образные синтезы содержащие элементы религиозных идей, суеверий и окружающей действительности.
Но можно ли говорить только о том, что средневековые рисунки это продукты возбужденного воображения людей или же за ними скрывается нечто более глубокое.
Одним из ярчайших представителей переходного периода между средними веками и возрождением был голландский живописей Иероним Босх.
Его работы, наполненные ужасающими, нелепыми и комичными образами могут вызвать полное непонимание за чем это было нарисовано. Но каждый образ Босха это по сути сатира на общество. Сам мастер говоря про свое искусство утверждал в нем задачу обличения пороков людей. Образы Босха это символы и его живопись сугубо символична. Визуальное раскрытие символизма Босха содержит типичные средневековые элементы, но по содержанию это смыслы предвосхищающие наступающие перемены в обществе. Ведь Босх, будучи сильно верующим человеком, критиковал современную ему церковь, хотел очистить ее от пороков.
Наследие искусства средневековых художников сохранило огромно количество безымянных работ, смысл образного наполнения которых малопонятен современному человеку, однако видимо был ясен людей той эпохи, так как некоторые образы встречаются очень часто.
Так, распространенным сюжетом являются так называемые "Кролики - убийцы". Много книг того периода содержат иллюстрации на которых представители семейства зайцевых с особой жестокостью мучают людей. Основная гипотеза говорит о том, что идея мести кроликов охотящимся на них людям была популярна и художники, которые в основном были монахами переписывающими книги, отражали это общественное мнение на бумаге. Ну что же, и в средние века люди были не безразличны к братьям меньшим.
Еще одним частым сюжетом была борьба улиток и рыцарей.
Считается, что это метафора социальной борьбы, дискриминации или борьбы человека против смерти.
Можно сказать что с эклектикой в средние века было все в порядке!)
Средневековые образы и сюжеты можно исследовать почти плюс минус бесконечно. Их необычность и своеобразие оживляет воображение и ум современного человека и вызывает большой интерес. Средневековая культура не была упаднической, та эпоха создала уникальное, самобытное культурное формирование.