Рождение главной психоделической команды конца восьмидесятых, всецело, заслуга Петра Мамонова. Именно из его шаманских твистов родилась группа “Звуки Му”, громко прозвучавшая, как в Союзе, так и на западе.
Пётр Мамонов был известным в рок-тусовке семидесятых начала восьмидесятых человеком. Его хорошими товарищами были видные деятели тогдашнего рок-движения: журналист Артемий Троицкий, андеграудный промоутер и теневой скупщик антиквариата Александр Липницкий.
Все в тусовке знали, что есть такой вот классный мужик - Петя Мамонов, великолепный собутыльник с хорошим чувством юмора и ещё который засаживает под два аккорда незатейливые, прикольные песенки. С этих песенок собственно всё и началось. Только вот никто не воспринимал их всерьёз, тем более в исполнении Мамонова. Тем более никто и подумать не мог ассоциировать Петины песнопения под портвешок с рок-музыкой.
Однако в довольно нетривиальном сознании Мамонова вызревал своеобразный образ рок-группы, построенный на его двух-трёх аккордных алкошлягерах. Первые попытки переложить своё творчество в ансамблевое звучание Мамонов предпринял в 1983 году. Мамонову, надо сказать, тогда было уже 32 года, поэтому многие скептически отнеслись к его идеям с группой, в том плане, что некоторые уже в этом возрасте закончили свой творческий путь, а он только начинает.
Тем не менее вместе со своим сводным братом Алексеем Бортничуком и клавишником Павлом Хотиным, который в отличии от братьев, кое-как игравших на гитаре, имел музыкальное образование, приступили к созданию композиций, которые впоследствии станут основой для первого альбома “Простые вещи”, а звучание положит фундамент для будущего оригинального саунда группы. Однако вскоре Алексей Бортничук за тунеядство был осужден на 2 года и идея создания группы была отложена до лучших времен.
В это время Мамонов выступает сольно на многочисленных квартирниках, оттачивая накопленный песенный материал, а заодно начиная входить в роль городского сумасшедшего, которая вскоре станет его визитной карточкой на выступлениях “Звуков Му”. Эпилептические припадки и шаманские завывания, всё это отрабатывалось Мамоновым ещё в ту пору.
Вскоре, когда у Петра чётко выстроилась концепция группы он вновь предпринимает создание музыкального коллектива под своим руководством. Однако люди видевшие его приколы на квартирных выступлениях вежливо отказывались с ним работать. Поэтому Мамонов пошёл шерстить музыкантов по ближайшим друзьям. Так на бас ему удалось затащить своего школьного приятеля Александра Липницкого, а на гитару так же своего приятеля Артемия Троицкого. Клавишником по-прежнему оставался Павел Хотин, на роль барабанщика из Ленинграда был выписан Алексей Бугаев по прозвищу “Африка”, который в тот момент подстукивал иногда на пару с Георгием Гурьяновым в группе “Кино”. Позже “Африка” прославится ролью мальчика Бананана в культовом перестроечном фильме Сергея Соловьёва “АссА”. Так к 1986 году образовался более-менее полноценный состав группы.
Понемногу начались концерты и московской рок-тусовке был явлен новый феномен под названием “Звуки Му”. Многие, конечно, не врубались в психоделический стёб Мамонова, некоторых отталкивало его сценическое поведение. Но несмотря ни на что популярность новоявленной рок-группы росла. Вообще проект “Звуки Му” был уникальным для советской рок-сцены. Настолько самобытной, и в качестве материала, и в качестве подачи группы не было ни в Ленинграде, ни в Москве поэтому, когда группа прорвалась к широким и неподготовленным массам рядовых советских слушателей те были просто потрясены этим явлением.
Времена в Союзе стремительно менялись и к 1987 году на эстраде и в телевизоре нужны были новые герои отображающие новое время. На места таковых героев идеально вписались “Звуки Му”. Именно они нужны были тогдашним культурным руководителям: вот, мол, смотрите какие перемены наступили в стране. Вчера по телевизору показывали Магомаева и Кобзона, а сегодня вон, что вытворяет Мамонов на сцене.
К 1988 году группа решила зафиксировать весь ранний материал. К этому времени в группе произошли косметические изменения. Из заключения вернулся Алексей Бортничук и занял место гитариста, а вместо чрезмерно увлекавшегося марихуаной Бугаева и зачастую просто засыпавшего за установкой, пришёл Алексей Павлов. Так оформился состав группы, который принято считать среди поклонников коллектива “золотым”.
Первый альбом “Звукам Му” помогал записывать Василий Шумов лидер другой популярной московской рок-группы “Центр”. По словам музыкантов, запись проходила трудно, иногда доходило едва не до драк. Музыканты никак не могли найти взаимопонимание с Шумовым. Тем не менее альбом “Простые вещи” был записан и после того, как Шумов с облегчением уехал он оставил музыкантам на некоторое время свою аппаратуру на которой они записали альбом “Крым”, который считается одним из лучших.
С 1988 по 1989 - это пик популярности “Звуков Му”. Это их “золотая” эра. Гастроли по всему необъятному Советскому Союзу. Выступление на многочисленных рок-фестивалях в Москве и Ленинграде, участие в различных актуальных телепередачах того времени. Съёмки Петра Мамонова в актуальных перестроечных кинокартинах. Ну и как вишенка на торте - гастроли по всей Европе. По некоторым утверждениям на волне интереса к красному року “Звуки Му” была едва ли не главной группой этой волны в Европе. Настолько по душе европейцам пришлась косая русская психоделия и образ душевнобольного вокалиста. Итогом этих европейских гастролей стало сотрудничество с известным британским продюсером и музыкантом Брайаном Ино.
В Лондоне в 1989 году был записан альбом “Звуки Му”. Результатом данного детища судя по интервью остались недовольны ни британцы, ни Мамонов. Опять же коллектив не смог найти взаимопонимания и с Брайаном Ино. Так же в 1989 году прошли гастроли “Звуков Му” по многим городам США и по их результатам были запланированы повторные гастроли в Штатах.
И вот на этом этапе группа не прошла испытание медными трубами. Пришедшие в группу деньги породили в некоторых участниках алчность, а пришедшая популярность разожгла костры тщеславия. Так, видимо, больше не желая делится деньгами с коллективом из пяти человек, Мамонов принимает решение о роспуске ансамбля, по официальным его заявлениям по причине того, что “Звуки Му” как проект себя изжил. Далее в творческих перспективах Мамонов видел совместное предприятие по стрижке бабла вместе с братом.
Однако в хитрые планы Мамонова вмешались подлые американцы. Узнав о расколе коллектива, да ещё и то, что Мамонов по договоренности с другими участниками не стал использовать бренд “Звуки Му” организаторы гастролей пригрозили разрывом контракта, поскольку раскручивали эти гастроли именно как выступления “Звуков Му” и уже вложились в рекламу, а не безвестный коллектив братьев. Скрепя сердце Мамонову пришлось вновь собрать распущенный им коллектив и отчесать тур по Штатам и на последнем уже издыхании записать пластинку “Транснадёжность”. По высказываниям участников коллектива - это было очень тяжёлое и депрессивное время. Все всё прекрасно понимали, что мера эта вынужденная, дабы срубить бабло. Участники друг с другом практически не разговаривали, общались исключительно по рабочим моментам. Сразу после записи “Транснадежности”, Мамонов окончательно распускает “Звуки Му” и сосредотачивается на проекте “Мамонов и Алексей”.
Однако весьма интересный проект не выстрелил ни коммерчески ни медийно. Стране больше не нужны были сумасшедшие и юродивые - их и так хватало в реальной жизни. Поэтому проект к середине девяностых стал постепенно загибаться, а к концу тысячелетия от группы остался один лишь Мамонов, который вернулся к тому с чего начинал - исполнение своих незамысловатых песенок под три аккорда. Но чем старше становился Мамонов аккордов в его композициях становилось всё меньше, впрочем, как и понимания зачем и для кого данное творчество.
На протяжении многих последующих лет после развала группы, бывшие участники пытались пользовать бренд “Звуки Му”. Этим занимался и сам Мамонов и Липницкий и Бортничук. Однако это даже отдаленно не напоминало ту феерическую группу, игравшую в восьмидесятые неподражаемые алко-твисты.
Практически друг за другом в 2021 году умерли Мамонов и Липницкий. На этом историю “Звуков Му” можно считать законченной.