Найти тему
ivanegoroww

Раскол "Звуки Му"

Рождение главной психоделической команды конца восьмидесятых, всецело, заслуга Петра Мамонова. Именно из его шаманских твистов родилась группа “Звуки Му”, громко прозвучавшая, как в Союзе, так и на западе.

Пётр Мамонов
Пётр Мамонов

Пётр Мамонов был известным в рок-тусовке семидесятых начала восьмидесятых человеком. Его хорошими товарищами были видные деятели тогдашнего рок-движения: журналист Артемий Троицкий, андеграудный промоутер и теневой скупщик антиквариата Александр Липницкий.

Троицкий и Мамонов
Троицкий и Мамонов

Все в тусовке знали, что есть такой вот классный мужик - Петя Мамонов, великолепный собутыльник с хорошим чувством юмора и ещё который засаживает под два аккорда незатейливые, прикольные песенки. С этих песенок собственно всё и началось. Только вот никто не воспринимал их всерьёз, тем более в исполнении Мамонова. Тем более никто и подумать не мог ассоциировать Петины песнопения под портвешок с рок-музыкой.

"Ночью я лежу читаю, когда все рабочие спят..."
"Ночью я лежу читаю, когда все рабочие спят..."

Однако в довольно нетривиальном сознании Мамонова вызревал своеобразный образ рок-группы, построенный на его двух-трёх аккордных алкошлягерах. Первые попытки переложить своё творчество в ансамблевое звучание Мамонов предпринял в 1983 году. Мамонову, надо сказать, тогда было уже 32 года, поэтому многие скептически отнеслись к его идеям с группой, в том плане, что некоторые уже в этом возрасте закончили свой творческий путь, а он только начинает.

Отец алко-буги в Союзе
Отец алко-буги в Союзе

Тем не менее вместе со своим сводным братом Алексеем Бортничуком и клавишником Павлом Хотиным, который в отличии от братьев, кое-как игравших на гитаре, имел музыкальное образование, приступили к созданию композиций, которые впоследствии станут основой для первого альбома “Простые вещи”, а звучание положит фундамент для будущего оригинального саунда группы. Однако вскоре Алексей Бортничук за тунеядство был осужден на 2 года и идея создания группы была отложена до лучших времен.

Алексей Бортничук вместе с братом
Алексей Бортничук вместе с братом

В это время Мамонов выступает сольно на многочисленных квартирниках, оттачивая накопленный песенный материал, а заодно начиная входить в роль городского сумасшедшего, которая вскоре станет его визитной карточкой на выступлениях “Звуков Му”. Эпилептические припадки и шаманские завывания, всё это отрабатывалось Мамоновым ещё в ту пору.

Мамонов и рок-звёзды
Мамонов и рок-звёзды

Вскоре, когда у Петра чётко выстроилась концепция группы он вновь предпринимает создание музыкального коллектива под своим руководством. Однако люди видевшие его приколы на квартирных выступлениях вежливо отказывались с ним работать. Поэтому Мамонов пошёл шерстить музыкантов по ближайшим друзьям. Так на бас ему удалось затащить своего школьного приятеля Александра Липницкого, а на гитару так же своего приятеля Артемия Троицкого. Клавишником по-прежнему оставался Павел Хотин, на роль барабанщика из Ленинграда был выписан Алексей Бугаев по прозвищу “Африка”, который в тот момент подстукивал иногда на пару с Георгием Гурьяновым в группе “Кино”. Позже “Африка” прославится ролью мальчика Бананана в культовом перестроечном фильме Сергея Соловьёва “АссА”. Так к 1986 году образовался более-менее полноценный состав группы.

Сергей Бугаев (Африка)
Сергей Бугаев (Африка)

Понемногу начались концерты и московской рок-тусовке был явлен новый феномен под названием “Звуки Му”. Многие, конечно, не врубались в психоделический стёб Мамонова, некоторых отталкивало его сценическое поведение. Но несмотря ни на что популярность новоявленной рок-группы росла. Вообще проект “Звуки Му” был уникальным для советской рок-сцены. Настолько самобытной, и в качестве материала, и в качестве подачи группы не было ни в Ленинграде, ни в Москве поэтому, когда группа прорвалась к широким и неподготовленным массам рядовых советских слушателей те были просто потрясены этим явлением.

"Звуки Му"
"Звуки Му"

Времена в Союзе стремительно менялись и к 1987 году на эстраде и в телевизоре нужны были новые герои отображающие новое время. На места таковых героев идеально вписались “Звуки Му”. Именно они нужны были тогдашним культурным руководителям: вот, мол, смотрите какие перемены наступили в стране. Вчера по телевизору показывали Магомаева и Кобзона, а сегодня вон, что вытворяет Мамонов на сцене.

Явление Мамонова советскому народу
Явление Мамонова советскому народу

К 1988 году группа решила зафиксировать весь ранний материал. К этому времени в группе произошли косметические изменения. Из заключения вернулся Алексей Бортничук и занял место гитариста, а вместо чрезмерно увлекавшегося марихуаной Бугаева и зачастую просто засыпавшего за установкой, пришёл Алексей Павлов. Так оформился состав группы, который принято считать среди поклонников коллектива “золотым”.

"Золотой" состав: Павлов, Хотин, Бортничук, Липницкий, Мамонов
"Золотой" состав: Павлов, Хотин, Бортничук, Липницкий, Мамонов

Первый альбом “Звукам Му” помогал записывать Василий Шумов лидер другой популярной московской рок-группы “Центр”. По словам музыкантов, запись проходила трудно, иногда доходило едва не до драк. Музыканты никак не могли найти взаимопонимание с Шумовым. Тем не менее альбом “Простые вещи” был записан и после того, как Шумов с облегчением уехал он оставил музыкантам на некоторое время свою аппаратуру на которой они записали альбом “Крым”, который считается одним из лучших.

Василий Шумов
Василий Шумов

С 1988 по 1989 - это пик популярности “Звуков Му”. Это их “золотая” эра. Гастроли по всему необъятному Советскому Союзу. Выступление на многочисленных рок-фестивалях в Москве и Ленинграде, участие в различных актуальных телепередачах того времени. Съёмки Петра Мамонова в актуальных перестроечных кинокартинах. Ну и как вишенка на торте - гастроли по всей Европе. По некоторым утверждениям на волне интереса к красному року “Звуки Му” была едва ли не главной группой этой волны в Европе. Настолько по душе европейцам пришлась косая русская психоделия и образ душевнобольного вокалиста. Итогом этих европейских гастролей стало сотрудничество с известным британским продюсером и музыкантом Брайаном Ино.

Брайан Ино
Брайан Ино

В Лондоне в 1989 году был записан альбом “Звуки Му”. Результатом данного детища судя по интервью остались недовольны ни британцы, ни Мамонов. Опять же коллектив не смог найти взаимопонимания и с Брайаном Ино. Так же в 1989 году прошли гастроли “Звуков Му” по многим городам США и по их результатам были запланированы повторные гастроли в Штатах.

На вершине мира...
На вершине мира...

И вот на этом этапе группа не прошла испытание медными трубами. Пришедшие в группу деньги породили в некоторых участниках алчность, а пришедшая популярность разожгла костры тщеславия. Так, видимо, больше не желая делится деньгами с коллективом из пяти человек, Мамонов принимает решение о роспуске ансамбля, по официальным его заявлениям по причине того, что “Звуки Му” как проект себя изжил. Далее в творческих перспективах Мамонов видел совместное предприятие по стрижке бабла вместе с братом.

Досуги-буги...
Досуги-буги...

Однако в хитрые планы Мамонова вмешались подлые американцы. Узнав о расколе коллектива, да ещё и то, что Мамонов по договоренности с другими участниками не стал использовать бренд “Звуки Му” организаторы гастролей пригрозили разрывом контракта, поскольку раскручивали эти гастроли именно как выступления “Звуков Му” и уже вложились в рекламу, а не безвестный коллектив братьев. Скрепя сердце Мамонову пришлось вновь собрать распущенный им коллектив и отчесать тур по Штатам и на последнем уже издыхании записать пластинку “Транснадёжность”. По высказываниям участников коллектива - это было очень тяжёлое и депрессивное время. Все всё прекрасно понимали, что мера эта вынужденная, дабы срубить бабло. Участники друг с другом практически не разговаривали, общались исключительно по рабочим моментам. Сразу после записи “Транснадежности”, Мамонов окончательно распускает “Звуки Му” и сосредотачивается на проекте “Мамонов и Алексей”.

Мамонов и Алексей
Мамонов и Алексей

Однако весьма интересный проект не выстрелил ни коммерчески ни медийно. Стране больше не нужны были сумасшедшие и юродивые - их и так хватало в реальной жизни. Поэтому проект к середине девяностых стал постепенно загибаться, а к концу тысячелетия от группы остался один лишь Мамонов, который вернулся к тому с чего начинал - исполнение своих незамысловатых песенок под три аккорда. Но чем старше становился Мамонов аккордов в его композициях становилось всё меньше, впрочем, как и понимания зачем и для кого данное творчество.

На закате
На закате

На протяжении многих последующих лет после развала группы, бывшие участники пытались пользовать бренд “Звуки Му”. Этим занимался и сам Мамонов и Липницкий и Бортничук. Однако это даже отдаленно не напоминало ту феерическую группу, игравшую в восьмидесятые неподражаемые алко-твисты.

Мамонов и Липницкий
Мамонов и Липницкий

Практически друг за другом в 2021 году умерли Мамонов и Липницкий. На этом историю “Звуков Му” можно считать законченной.