Найти в Дзене

По Чуйскому тракту: Комплекс Чуй Оозы (714 км) и Турбинный порог на р.Чуя (717-718 км)

Вдоволь насмотревшись красот в месте слияния рек Чуи с Катунью,можно смело отправиться дальше по Чуйскому тракту. Чуйский тракт-это дорога с древнейшей историей. Когда-то я уже начинала о нём рассказ - про памятник Кольке Снегирёву. Сначала по местам нынешнего тракта змеилась тропа для вьючных животных; по ней везли товары, шли путники в Монголию и Китай, а также обратно.Называлась тропа Мунгальский тракт и была очень опасна, ведь путь шёл по скалам, вдоль горных бурных рек и ущелий. Сейчас это Федеральная автомобильная трасса № Р256 от г.Новосибирска до границы с Монголией в Ташанте с прекрасным асфальтовым покрытием.Вообще, в народе принято считать началом Чуйского тракта г.Бийск. Но официально отсчёт километража трассы начинается от г.Новосибирска. Если вы видите, например, дорожный указатель «454 км» (Айский мост),то это расстояние от Новосибирска, а от г.Бийска до моста-100км. Буквально через 2 км от места слияния рек ,по левой стороне рядом с трассой расположился комплекс «Чуй Оо
Оглавление

Вдоволь насмотревшись красот в месте слияния рек Чуи с Катунью,можно смело отправиться дальше по Чуйскому тракту.

По Чуйскому тракту.фото автора
По Чуйскому тракту.фото автора

Чуйский тракт-это дорога с древнейшей историей. Когда-то я уже начинала о нём рассказ - про памятник Кольке Снегирёву.

Сначала по местам нынешнего тракта змеилась тропа для вьючных животных; по ней везли товары, шли путники в Монголию и Китай, а также обратно.Называлась тропа Мунгальский тракт и была очень опасна, ведь путь шёл по скалам, вдоль горных бурных рек и ущелий.

Сейчас это Федеральная автомобильная трасса № Р256 от г.Новосибирска до границы с Монголией в Ташанте с прекрасным асфальтовым покрытием.Вообще, в народе принято считать началом Чуйского тракта г.Бийск. Но официально отсчёт километража трассы начинается от г.Новосибирска. Если вы видите, например, дорожный указатель «454 км» (Айский мост),то это расстояние от Новосибирска, а от г.Бийска до моста-100км.

Буквально через 2 км от места слияния рек ,по левой стороне рядом с трассой расположился комплекс «Чуй Оозы» (пер. « устье Чуи»).Здесь есть неплохое кафе, где можно пообедать. Имеется даже гостиница.

Ранее на этом месте был природно-хозяйственный парк, созданный в 2002 г. на базе крестьянского хозяйства. Однако, парк был ликвидирован в 2011 г. по неизвестным причинам. Сейчас это туристическо-этнографический комплекс. Честно сказать, смотреть здесь особенно нечего…

Есть маленький краеведческий музей, где представлен быт жителей Алтая, а также иногда можно услышать горловое пение.

Возле комплекса огорожен кусок плоской скальной породы с нанесенными на нем петроглифами- мы их не заметили.

К этому комплексу относится также урочище Калбак Таш с древними петроглифами, но до него мы доедем попозже и осмотрим тщательно.

Наелись, едем дальше. Обязательно посмотрите на порог Турбинный реки Чуя.

Турбинный порог.

Порог находится на «718 км»( точнее 717,4 км) Чуйского тракта (Р256), в 160 метрах к югу от дорожного полотна.

Википедия:
Турбинный – порог IV - V к. с., входящий в тройку сложнейших порогов в нижнем течении реки Чуя.
В международных соревнованиях «Чуя-ралли» до 2004 года данный порог входил в один из этапов, заканчивающимся за слиянием Чуи с Катунью. С 2005 года участок для прохождений, протяжённостью 14 километров, был перенесён выше и стал включать в себя пороги «Классический» (III к. с.) и «Слаломный» (IV к. с.).
Заметные ориентиры порога с воды отсутствуют. Непосредственно перед ним Чуя делает три левых поворота. В этом месте по её левому берегу отвесная каменная стена высотой 10—20 метров, а по правому берегу крутая скальная осыпь с большими камнями. Одновременно уровень реки заметно понижается, что свидетельствует о приближении к препятствию. Идти в порог без разведки не рекомендуется. Причаливание и разведка может осуществляться как с правого, так и с левого берега. Одновременно с порогом Турбинный можно просмотреть порог Горизонт, расстояние до которого около 600 м. В непосредственной близости от обоих порогов (на расстоянии около 160 метров по правом берегу) проходит Чуйский тракт, с которого к ним ведёт грунтовая дорога
После резкого поворота реки её поток разделяется на два русла скалой, стоящей посередине. Левая протока шириной около 5—7 метров является более лёгкой и безопасной для прохождения. В её середине, находится большой «клык», делящий её ещё на две части, одна из которых уходит на 90° вправо]. Правая протока мельче и шириной до 3 метров. Характерными препятствиями в ней являются косые валы. На выходе из протоки стоит большой камень. Общая протяжённость порога около 25 метров с уровнем падением воды до 4 метров. Сразу после порога река становится мелкой и спокойной. Обычно порог проходят по левой протоке. Перед заходом в порог необходимо набрать скорость, чтобы не попасть в обратное течение в бочке. Левая протока является проходимой в любую воду по обоим маршрутам (справа и слева от «клыка»). Правая протока является сложней и опасней, и обычно проходится только в «высокую» воду.
Турбинный порог на реке Чуя-панорама. фото автора.
Турбинный порог на реке Чуя-панорама. фото автора.

Это совсем рядом от места слияния Чуи с Катунью, но найти порог непросто. Один раз нам это, к сожалению, совсем не удалось… Искали, но не нашли- очень жаль. Хорошо, что мы были там раньше с местным водителем и сделали много фото. Говорят,что порог видно с Чуйского тракта,но мы не разглядели.Увы...

Место очень экстремальное, сплавщики на рафтах проплывают чередой (кто сумел проплыть).Некоторые сплавщики выносят рафты на берег и обходят страшный порог посуху, неся рафт на плечах.

Как доехать

Чтобы посмотреть на порог, нужно сделать поворот направо не доезжая 40 метров до столба «717км». Через 430 метров, по направлению к Катуни , повернуть влево и двигаться вверх по правобережью реки. Через 240 метров остановка. Порог от нас — 130 метров на восток.

Это пояснение с сайта «Алтай туристский»-мне лично непонятное…(

Похоже,что описание дано при движении от Монголии к Бийску...

Одним словом, отъехав от комплекса "Чуй Оозы", после "717 км" смотрите очень внимательно направо и съезжайте на грунтовую дорогу к реке Чуе.

А там разберётесь как-нибудь.

Советы:

1.Для посещения смотровой площадки Турбинного порога лучше иметь спортивную обувь.

2.На самом верху площадки сильный ветер. Хорошо, если у вас найдётся с собой ветровка с капюшоном.

3.Не подходите слишком близко к краю обрыва над рекой Чуей- это опасно при порывах ветра.

Удачного вам путешествия! Путешествуйте вместе с нами!