Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Кое-что об устройстве британских новейших атомных подводных лодок

Как происходит работа по созданию новой концепции и дальнейшее проектирование - было рассказано в предыдущей статье. Ссылка на неё будет в конце. Это переводы из англоязычного источника, но автор там не указан.

Речь пойдёт о лодках типа Astute

"Astutes отражают глобальную тенденцию к укрупнению подводных лодок и являются самыми большими многоцелевыми атомными подводными лодками, когда-либо состоявшими в RN (Королевском флоте), водоизмещением 7800 тонн и длиной 97 метров. Повышенная автоматизация снизила потребность в основном экипаже на 25%, до 98 человек по сравнению со 130 на «Трафальгаре», плюс также предусмотрено дополнительное место для еще 12 морских спецназовцев или дополнительных специалистов на борту. Стандарты размещения немного улучшены, и, в частности, здесь нет "горячих коек" (это когда на одной спят по очереди). Каждый имеет свою.

У лодки 6 торпедных аппаратов в носу и она может нести 38 новейших торпед Spearfish Mod-1. Калибр 533 мм, вес боевой части 300 кг, дальность хода до 54 километров. Поскольку в любом случае гидролокатор лодки мощнее гидролокатора торпеды, на начальном этапе она управляется по кабелю, длина которого 30 км. Захватив цель самостоятельно, она переходит в автономный режим. Эта торпеда в отсеке хранения:

-2

Это результат её попадания во фрегат-мишень:

-3

В мире после 11 сентября, когда создавался Astute, антитеррористические операции и операции спецназа приобрели большее значение, и RN разработал конструкцию для установки герметичного укрытия на палубе. Это позволяет скрытно доставлять персонал спецназа и средства транспортировки пловцов на берег с лодки в подводном положении. Так это выглядит на схеме:

-4

Так в металле:

-5

DDS, установленный на лодках класса Astute, представляет собой цилиндрическую камеру длиной примерно 13 м и диаметром 3 м. По терминологии, принятой в Великобритании, она называется отсеком полезной нагрузки спецназа (SFPB) , хотя подводники прозвали его «караван смерти». DDS не является постоянным приспособлением и предназначен для установки или снятия с подводной лодки в течение нескольких дней. Кормовая часть ограждения рубки на лодках класса Astute имеет съемные панели. Точки крепления на обшивке, трубопроводы для воздуха высокого давления и кабели электроснабжения готовы к приему DDS. Учитывая небольшое количество ПЛА в британском флоте, единовременно так может быть оборудована только одна лодка.

Но также есть более простой вариант, с надувными лодками Zodiac, хранящимся под лёгким корпусом в носу, которые можно вручную поднять на палубу и спустить на воду, когда лодка всплывет.

Вот более подробная схема устройства этой лодки, лучше кликнуть мышкой:

-6

Я обратил внимание, что здесь реактор и турбины разнесены значительно дальше, что потребует более длинных трубопроводов.

Ядерный реактор PWR2, вокруг которого разрабатывался проект, включает в себя конструкцию активной зоны H, которая не потребует перезагрузки в течение более 25 лет. Это должно сэкономить будущие расходы и повысить доступность, хотя срок службы некоторых из первых Astutes, возможно, придется продлить, и перезагрузка может потребоваться. Реакторы с водой под давлением по своей сути являются безопасной конструкцией, потому что чем горячее становится вода, используемая для охлаждения реактора, тем медленнее становится реакция ядерного деления, что делает ее саморегулирующейся.

Активная зона реактора находится внутри корпуса под давлением (RPV), но занимает лишь небольшую часть реакторного отсека, который заполнен защитой, насосами и сложной системой трубопроводов. Радиационная защита обеспечивается полиэтиленовыми блоками, которые защищают верхнюю половину корпуса реактора, которую можно визуально осмотреть через окно с толстым стеклом в туннеле доступа наверху. Дно реактора находится в резервуаре с водой, окруженном свинцовым покрытием. Экранирование настолько эффективно, что большинство подводников во время патрулирования получают меньше радиации, чем они получили бы от фонового излучения на берегу. Перегретый радиоактивный пар из реактора проходит по первому контуру, и энергия передается теплообменниками на два вторичных контура. Затем пар из них направляется в машинное отделение, где он приводит в действие две паровые турбины и два турбогенератора.

Ядерная двигательная установка дублируется резервными системами. Дизельные генераторы могут работать либо на поверхности, либо с помощью устройства РДП (шнорхеля) на перископной глубине и снабжают электроэнергией аварийные электродвигатели (EPM), которые могут обеспечивать движение на малой скорости. Этот режим используется для коротких «холодных перемещений», когда реактор остановлен (например, для коротких переходов между военно-морской базой Фаслейн и складом оружия в Коулпорте). Вот на снимке видны выхлопные газы во время работы дизеля:

-7

Если паровые турбины, редуктор, валы или движитель были повреждены или вышли из строя, есть вторичный двигатель (SPM), в просторечии известный как «венчик для взбивания яиц». Это небольшое подруливающее устройство может быть опущено изнутри лёгкого корпуса в корме, чтобы обеспечить несколько узлов в аварийной ситуации, и может работать от батарей в течение короткого периода времени. Подруливающее устройство можно поворачивать в горизонтальной плоскости для обеспечения управления, а также его можно использовать для облегчения маневрирования в гавани. Главный движитель остаётся особым секретом, как и на любых других лодках в других странах:

-8

Одним из самых значительных нововведений, влияющих на эксплуатацию лодки, является оптико-электронный перископ. До Astute все подводные лодки RN имели перископы, содержащие зеркала и призматическое устройство, что позволяло командиру непосредственно наблюдать за обзором над поверхностью моря, когда лодка находится на небольшой глубине. Перископы проходили в прочный корпус, располагались в центре рубки управления и поднимались и опускались в колодец внизу. Новая система находится внутри так называемого ограждения рубки (хотя самой рубки, равнопрочной корпусу, нет вообще). Его называют теперь "парус" или "плавник". Электрооптические устройства, расположенные на выдвижной мачте, быстро формируют цифровые изображения высокой четкости, сокращая время, в течение которого мачта находится над водой, из-за чего подводная лодка потенциально уязвима для визуального или радиолокационного обнаружения.

Сенсорное головное устройство оснащено 3-осевой стабилизацией, что обеспечивает гораздо более стабильное и четкое изображение, даже если лодка качается или качается на перископной глубине в бурном море. Вместо того, чтобы только оператор мог наблюдать за происходящим, новый метод обеспечивает быстрый круговой обзор на 360º с записью изображений, и вся команда может просматривать их на экранах еще долго после того, как перископ опущен.

А помните те времена, когда наблюдение велось из равной по прочности с корпусом боевой рубки?

-9

А в центральном посту размещение оборудование происходило вокруг оптических перископов. Теперь их отсутствие позволяет оптимизировать компоновку внутри этого помещения:

-10

Зато наверху совершенно нет места по сравнению с прежними временами:

-11

Astute управляется с помощью небольшого джойстика, который заменяет тяжелые колонки управления предыдущих подводных лодок. Так было раньше:

-12

Что еще более важно, управление рулями, глубина и порядок движения управляются цифровой интегрированной системой управления платформой (IPMS). IPMS делает управление подводной лодкой более безопасным, а управление более точным, автоматически предотвращая погружение лодки на большую глубину, рыскание по курсу или появлению нежелательного дифферента. Автопилот и мониторинг механизмов помогают сократить численность экипажа и нагрузку на рулевого. IPMS имеет несколько режимов резервного копирования и ревизии, которые гарантируют, что его можно будет перезагрузить в аварийных ситуациях или в случае сбоя.

Astute покрыт более чем 39 000 плиток, которые поглощают посылки гидролокатора противника и уменьшают шум, исходящий изнутри лодки. Химический состав плиток засекречен, но они представляют собой эластичный материал, содержащий крошечные воздушные карманы и оптимизированный для ослабления типичных частот сонара самонаводящихся торпед. Разработка плиток непроста, так как они должны выдерживать большие нагрузки по мере погружения лодки, сжимая воздушные карманы, влияя на поглощаемые частоты. Плитка не нова для Astute, она была представлена ​​на лодках RN в 1980-х годах, но, вероятно, изготовлена ​​из нового состава, и похоже, что надежный клей наконец-то найден. Предыдущие лодки часто теряли плитки, смытые во время операций, что наносило ущерб малозаметности, требовало ремонта и давало возможность противнику провести анализ в случае их нахождения.

На случай, если подводная лодка выйдет из строя и затонет на глубине, меньшем, чем глубина разрушения, Astutes оснащены двумя шлюзовыми камерами, способными работать при наклоне лодки до 30% к горизонтали. Передняя позволяет спастись за раз одному человеку, в то время как кормовая камера больше и вмещает двух человек. Большой кормовой люк также используется в гавани для погрузки имущества и предметов снабжения.

Теоретически это звучит просто, но не для слабонервных, чревато опасностями и действительно жизнеспособно только в том случае, если подводная лодка затонула на очень небольшой глубине. Спасение с помощью подводного аппарата, который может соединяться с люками аварийной камеры, является гораздо более реальной надеждой на выживание".

А это столовая нижних чинов команды, место для отдыха и приема пищи примерно на 86 человек, но не думаю, что для всех одновременно:

-13

Ну, вот вкратце так. Подождём, когда появится более подробная статья об оружии и оборудовании этих лодок.

А здесь первая часть:

..................................................................................................................................................................

Оглавление журнала: