Я текстовик, пишу тексты с 2014 года, до этого школа и университет, все работы писала сама и другим помогала. Сейчас работа (помимо) блога также связана с текстом, пусть и не напрямую. Поэтому книга «Пиши, сокращай» давно привлекала мое внимание. Но как-то руки не доходили, а тут прислали мне на обзор другую книгу «Слово на слайде» (дам ссылку ниже) и понеслось. Решила, что на волне желания почитать еще что-то полезное. Взяла, «Пиши, сокращай».
Первое впечатление – в целом, ничего нового, но при работе с текстами главное – это далеко не новизна какой-то информации, а ее регулярное повторение, некоторые приемы полезно вызубрить, а значит, необходимо одно и то же либо регулярно применять на практике, либо читать о нем.Сразу начну с того, что показалось смешным и бесполезным, а потом поговорим о серьезностях. Авторы твердят о том, как важно писать понятным языком, сообщая достоверную информацию. И все это обзывается информационным стилем.
Согласна! Кому же захочется читать текст, в котором сплошное вранье, да и еще одна вода, которую непросто понять. Всем хочется получать правдивую информацию, изложенную понятным языком.
НО потом автор приводит примеры, в которых говорит, как плохо и как будет смотреться лучше, вот один из примеров, вызвавших у меня улыбку, поскольку сложно представить, что хоть один руководитель допустит, чтобы текст из "Неудобная правда" появился где-либо, а между тем авторы советуют именно его.
Сглаженные углы
Вследствие стечения обстоятельств и изменения экономической конъюнктуры структура расходов на возведение данных объектов инфраструктуры не соответствовала рыночным условиям, вследствие чего мы вынуждены рассмотреть вопрос об увеличении бюджета.
Неудобная правда
Мы не заложили в смете рост цен на стройматериалы. Теперь нам не хватает денег, чтобы постелить крышу. Чтобы открыть эту школу в сентябре, нам нужно еще 2,5 миллиона.
Думается, что после появления где-либо сведений из "Неудобная правда", не умеющими считать сметчиками точно заинтересуются компетентные органы. "Сглаженные углы" позволит хоть как-то отбиться. Нижний же текст – чистосердечное признание в халатности)
Неудачный пример и такой будет не один.
Представьте, вы опоздали на работу и пишете объяснительную. В ней, например, говорите о том, что в городе наблюдаются перебои с транспортом в связи с отключением, допустим, электричества. Вы попали в час пик и потому опоздали на работу.
Другой вариант – более честный и информативный. Я поздно вышел из дому. Попал в пробку, потому опоздал на работу.
Так это уже получается совсем другой текст. Признайтесь, чем больше в таких вот текстах, направленных в адрес вышестоящих органов, воды, тем меньше шанс на получение какой-то выволочки. Никто не думает в этом случае о том, чтобы текст был понятным, как раз его водянистость положение и спасает. На мой взгляд было бы куда разумнее со стороны авторов отметить, что информативный текст он выглядит более понятно, но никому не нужен, иначе всем придется и вовремя ходить на работу, и считать учиться) И применить такой текст можно только где-то в журналистской среде или в блоге.
Информативный текст – это явно не об отношениях работодатель – сотрудник и даже не об отношении служба-гражданин, ожидающий услуг, за очень и очень редким исключением и они тоже были приведены в книге. Вот:
ВНИМАНИЕ! В связи с плановым проведением диагностических и ремонтных работ в летний период горячее водоснабжение в вашем доме будет отключено с 1.05 по 13.05 Администрация.
Официально и скучно!
И более понятно:
Горячая вода отключена с 1 по 13 мая Эти две недели Мосгортепло будет готовить отопительную систему к зиме. Мы заменим часть старых металлических труб на современные полимерные. проведем гидроиспытания системы отопления, обновим оборудование на ТЭЦ. Если не проводить такую профилактику, зимой трубы отопления может разорвать, а на ТЭЦ могут случиться аварии. В результате в домах всего района не будет тепла. Мы запланировали ремонт на лето, чтобы вам было легче перенести это время без горячей воды. Справочная Мосгортепла, +7 495 100-00-00
А какое объявление нравится вам? Мне второе и авторам тоже.
Ну, с не очень полезным, кажется все, переходим к важному. Постараюсь тезисно осветить суть книги. Начнем:
Красота в простоте. Информационный стиль позволяет просто рассказать о сложных вещах (а оно всегда надо это просто?)
Использование информационного стиля повышает уровень добросовестности автора (ой, ли? Что мешает соврать, но с цифрами?)
Смысл важнее слов (ага, особенно, если пишешь объяснительную)
Ну, все, точно о серьезном и важном, ведь книга реально хорошая (правда для меня несколько запоздалая). Авторы пишут:
Сильный текст заботится о читателе.
Что это значит?
Информационный стиль в тексте позволяет решить проблему читателя. Например, человек ищет ответы на конкретно поставленный вопрос (а есть ли жизнь на Марсе?). Если вы пишите информативно, то отвечаете на этот вопрос и только на него (жизни нет, летал и проверил).
Статьи, написанные с учетом задач читателя, будут всегда сильнее и интереснее, чем статья о задачах автора.
Дошла до самого главного в книге!
Попытаюсь далее следовать тому, что говорят авторы:
О чем книга?
О тексте и его написании таким образом, чтобы было все и всем понятно, даже школьникам.
Все, что не просто и не решает задач читателя – графомания.
Что такое графомания?
Это когда автор решает свои проблемы, а не проблемы читателя! Согласна. Я жду классное фэнтези о магах и их тяжелой судьбе, автор подсовывает любовный роман. Караул, - графоман!)))
Чтобы текст стал сильным, начните с того, чтобы он был зачем-то полезен читателю. Просто текст никому не нужен, даже красивый.
Текст должен быть честным.
Что такое честность?
Тут на три абзаца, все классное и верное, стоит отметить:
Где власть - там и ответственность. Автор должен всегда быть честным перед читателем, предупреждать проблемы и не бояться прямо о них говорить. Честность - лучшая стратегия. Быть честным - значит не изменять себе. Если журналист верит, что спасать банковскую систему не нужно, - он должен продвигать эту идею, какой бы нелепой она ни казалась другим. Каждый должен иметь право отстаивать свою точку зрения. Быть честным - значит говорить правду, даже неудобную. Если менеджер совершил глупость, он должен это признать, взять на себя ответственность и решить проблему. Скрывать, заминать и делать вид, что ничего не произошло, - не наш путь. Быть честным перед собой и другими - это такой же жизненный выбор, как и быть полезным. Не каждый способен его сделать, и многие проживают всю жизнь, действуя ровно наоборот: изворачиваясь, юля и лицемеря. Нам такое неинтересно.
Текст должен быть простым!
Простой текст, а как это?
Простой текст – не примитивный текст. При этом «Нет ни одной ситуации, когда одну и ту же мысль стоит выражать сложнее, а не проще». Убираем из текста лишнее, оставляем важное. Текст упрощается от малого к большому: на уровне слов, предложений, смысла, порядка и подачи.
Удаление мусора из текста - это только первый уровень редактуры. Дальше мы приводим в порядок синтаксис, выстраиваем логику, добиваемся красоты. Всё это - информационный стиль.
Красивый текст – это текст, где нет стоп-слов!
Что такое стоп слова?
Все, без чего предложение может обойтись, то, что можно удалить без потери смысла.
(за годы работы стала виртуозом по удалению стоп-слов из информативных текстов, это работает, у авторов в книге даже целая табличка есть с такими словами)
Да и вообще в этой книге многое работает, потому если вы учитесь писать доклады, рефераты, записки, отчеты, статьи – вам вот к авторам прямая дорога. Я училась на собственном опыте, было нелегко.
И далее в книге много-много всего полезного и применимого на практике.
НО
Читая книгу, важно помнить, что, как написано в самом ее начале, все советы работают только с информационными текстами. В отношении художественных текстов, а также текстов, в которых необходимо передать именно эмоции, ничего из перечисленного не сработает, а наоборот, еще и навредит. Красивые художественные тексты вы, прочтя «Пиши, сокращай», писать не научитесь, зато овладеете навыками составления рекламных постов, что, согласитесь, неплохо. Особенно, если цель была изначально такой.
Ну и если сложить все написанное в этой немаленькой книге, получится следующее (вывод не мой, авторский, можно было к нему и перейти с самого начала))). Текст будет по-настоящему сильным, если текстовик умеет:
- Говорить правду, даже если она неудобная.
- Приводить факты и доказательства.
- Рассказывать истории и приводить примеры.
- Писать коротко.
- Писать о пользе для других.
- Писать, как для себя.
Читали книгу? Пользуетесь советами на практике?
Эх, где была эта книга в 2014 году?) Ах да, она только писалась) Абсолютно все работает, за теми исключениями, о которых писала. Хотите писать продающиеся тексты – читайте книгу!
И это вовсе не реклама!
Обещанная ссылка на другую полезную книгу: