Найти тему

Азиатская демократия

Построение эффективного и конкурентоспособного государства привычно связывают с классической либеральной демократией. Однако в истории достаточно примеров успешной модернизации вне либерального мейнстрима.

Речь о модели незападной демократии азиатского типа, наблюдаемых, например, в Японии, Индии, Тайване, Сингапуре, даже в Китае.

Да, для многих из нас Китай это что-то типа позднего СССР, с безраздельно правящей партией и отсутствием каких-либо вменяемых избирательных процедур. А тем временем уже десятилетие назад КПК сначала в формате эксперимента, а затем всеобщей практики на постоянной основе запустила альтернативные выборы в органы местного самоуправления. Это то, на что Россия ни при «демократе» Ельцине (первые в Новой России выборы в органы местного самоуправления в Москве прошли только… зимой 1998 года!), ни при «автократе» Путине (при цезаризме выборы являются чистой воды симуляцией) так и не решилась.

Что же такое азиатская демократия и чем она отличается от западной?

Вопрос не праздный – сейчас всё чаще раздаются голоса, что будущее России – в Азии. Соответственно, и успешный тип общественного устройства следует искать именно там.

Наверное, лучше всего это сформулировал первый президент республики Индонезии, автор концепции «направляемой демократии» Сукарно -

«Парламентская демократия – внешнее заимствование, которое подразумевает наличие активной оппозиции, а именно это и является причиной всех тех затруднений, которые мы испытываем в последние годы.
Мы должны следовать политическим традициям Индонезии, которые предполагают принятие коллективных решений через консенсус»
Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.

После ряда промежуточных вариантов утвердилась система из правящего блока и двух партий – спойлеров, которая успешно работала плоть до кризиса 1998 года.

Как отмечает польский политолог Адам Пшеворский, в основе азиатской демократии лежит принцип политического единства и недопущение реальной политической конкуренции:

«Точка отсчета одна: политические разногласия – явление искусственное, ложное, инициированное эгоцентричными и конфликтными политиками, ибо общество по природе является гармоничным, а люди представляют единое целое»

Вот здесь где-то уже видится дрожащая капля росы на цветке лотоса.

Концепция азиатской (направляемой) демократии выглядит весьма привлекательно для народов, не имеющих гражданского опыта, и позволяет избежать как внутренних потрясений, так и внешнего отторжения.

С другой стороны, такая демократия требует высокой степени единства общественного сознания. Столь высокой, что для её достижения даже строго моноэтнического государства будет недостаточно – должна наличествовать всеобъемлющая религия. И даже не религия, а сакрализованное мировоззрение, постулирующее единство поведения.

Нет никакого сомнения, что в России нет ни требуемой философско-религиозной доктрины, ни национальной однородности, ни гражданского единства.

Поэтому попытки России интегрироваться в Азию заранее обречены на провал. А скорее всего являются не более как «дымовой завесой», призванной придать путинскому цезаризму иллюзию хоть какой-то осмысленности и почти разумной направленности.