Сегодня я приглашаю вас в городскую усадьбу С.П. Рябушинского - ещё одно замечательное творение легендарного архитектора Фëдора Шехтеля. Правда, пройдëм мы не в особняк - об этом шедевре я обязательно расскажу позже.
Нас интересует флигель усадьбы, построенный для хозяйственных нужд. На первом этаже его размещались прачечная и дворницкая, на втором – комнаты для прислуги Рябушинских. Мы обходим великолепный особняк, сворачиваем с Малой Никитской на Спиридоновку и подходим к следующему дому.
У открытой двери замечаем мемориальную табличку: "Музей-квартира А.Н. Толстого". Туда-то нам и надо.
Здесь, в верхних комнатах флигеля бывшей усадьбы, советский писатель прожил с 1941 по 1945 годы. Это место стало последним прибежищем Алексея Толстого. Из скромного флигелëчка "Красный граф" сотворил чудо роскоши - квартира уже тогда стала музеем! Писатель был поглощëн, очарован, околдован миром изящных вещей: подсвечниками, часами, пресс-папье, кофейниками, креслицами, картинами художников ушедших столетий...
Он будто собирал по кусочкам, по осколкам ту, прежнюю, жизнь, откуда родом был каждый предмет его дома. И не просто собирал - спасал, восстанавливал. Представьте себе, ходил часами по свалкам, искал "интересненькое". И не зря ходил! Вот, например, какой шедевр нашëл:
Этому резному сундуку, который сегодня стоит в коридоре мемориальной квартиры, не меньше трёхсот лет. Если внимательно вглядеться в искусную резьбу, то мы заметим лилии - знак французской королевской династии Бурбонов. Так что этот сундук явно "голубых кровей"!
А как вам венецианское зеркало в роскошной резной раме? Его тоже можно увидеть в коридоре.
Здешняя обстановка переносит нас в начало сороковых годов прошлого века, ведь практически ничего с тех пор в этих стенах не менялось. Всё, что можно здесь увидеть, - каждый предмет - принадлежал непосредственно Алексею Толстому. И этим музей особенно ценен. После смерти писателя в квартире жила его вдова. А в 1982 году, согласно еë завещанию, вещи, картины, мебель, библиотека - всё было передано в Литературный музей. И стало его филиалом.
Кабинет, столовая-гостиная, малая гостиная и синий зал - из этих четырёх комнат и состоит сегодня пространство музея, в котором хранятся личные вещи и удивительные коллекции знаменитого хозяина квартиры.
Давайте вместе заглянем в гости к Алексею Николаевичу, пройдёмся по замечательно обставленным комнатам и полюбуемся интересными предметами из экспозиции музея - верными хранителями атмосферы писательского дома.
Зайдëм сначала в кабинет А.Н. Толстого - главное помещение для писателя. Здесь шла работа над романами «Хождение по мукам» и «Пётр Первый».
Эта комната была устроена необыкновенно: по принципу "четырёх столов". Именно столько было необходимо писателю для полноценной работы. Стоя за первым (конторкой), Толстой записывал от руки начальный вариант произведения.
Кстати, раз уж мы остановились у конторки, то обратим внимание на стену перед собой. Большой портрет Петра I в золочëной раме напоминает нам о том, что именно здесь автор работал над историческим романом, посвященном императору. Кстати, среди портретов Петра, представленных в музее, самым удивительным является тот, что создан с помощью спичек:
А в кабинете, на стене у той же конторки, можно увидеть его прижизненную маску (под ней - посмертная маска Пушкина). Бюст Петра Великого стоит тут же, в шаге от конторки.
За вторым столом - на нëм располагалась любимая пишущая машинка марки «Ундервуд» - автор перепечатывал получившийся текст.
Третий очень уютно расположился у камина. Его можно назвать "редакционным": здесь Толстой пил кофе, курил и правил напечатанный текст.
Обратим внимание на необыкновенно красивые кресла со львиными головами: они принадлежали императору Павлу I. А какие замечательные ножки у этой мебели: две гнутые, но вполне себе обычные, а две другие стилизованы под львиные лапы!
На каминной полке, в центре, замечаем часы фирмы «Павел Буре». По бокам стоят две китайские храмовые курильницы XVIII века.
После пары чашек за маленьким круглым столиком А.Н. Толстой снова отправлялся за конторку. И начинал своё следующее путешествие от стола к столу: так шесть-семь часов в день! Работал такими циклами.
Но мы ничего не сказали о последнем участнике нашей великолепной "столовой четвëрки". Последний стол был нужен для повседневных дел: ответов на письма, прочтения корреспонденции и т.д.
Не устали ещё? Тогда, пожалуй, пройдëм в столовую-гостиную. Чем интересна эта комната? Во-первых, конечно, своим интерьером: мебелью в стиле ампир, роскошной хрустальной люстрой время Екатерины Великой (которую писатель собственноручно отреставрировал!), изумительными натюрмортами фламандских художников...
Во-вторых, эти стены помнят замечательных гостей, приходивших сюда очень часто. За уютным столом, который вы видите на фото, сидели Фаина Раневская, Юрий Олеша, Василий Качалов, Валерий Чкалов, Пëтр Капица...
... И не просто сидели, а "пировали": не случайно Толстого называли "патриотом русского желудка". Всемирно известный писатель-фантаст Герберт Уэллс тоже однажды оказался за столом этой столовой-гостиной и был просто сражëн обедом: "Стерлядь, большущая, не стерлядь, а невинная девушка в 17 лет, и кругом ещё раками обложена. Потом рябчики в сметане, икра, разумеется, балык, тёшка из белорыбицы, гурьевская каша с гребешками из пенок..."
Но довольно о деликатесах - вернёмся к осмотру комнаты. В-третьих, она интересна любопытным персонажем, который расположился на диване - перед нами не кто иной, как Буратино! Как же без него в доме автора "Золотого ключика"? Это подарок Сергея Образцова хозяину квартиры.
Мы побывали в двух самых интересных комнатах музея-квартиры А.Н. Толстого. Две другие уже не относятся к мемориальным - они посвящены современному осмыслению творчества писателя. Но это уже совсем другая история, а наша заканчивается здесь, в гостиной.
Полезная информация о музее
Адрес: ул. Спиридоновка, 2, стр. 1
Телефон: +7 495 695-53-08
График работы:
Вт, Пт, Сб, Вс — с 11:00–18:00 (касса до 17:30)
Ср, Чт — с 11:00–21:00 (касса до 20:30) Пн — выходной день
Стоимость билетов: 200 рублей (взрослый), 150 рублей (льготный), школьники до 16 лет бесплатно.