Владимир Пропп «Морфология волшебной сказки»
Небольшая книга знаменитого филолога очень просто и наглядно показывает, из каких компонентов складываются волшебные сказки. В отличие от более ранних исследователей Пропп предлагает считать морфемами повествования функции действующих лиц, их конкретные действия. При таком подходе анализ всего комплекса волшебных сказок получается стройным и логичным.
Например, один из членов семьи отлучается из дома, к герою обращаются с запретом, запрет нарушается, антагонист пытается произвести разведку, антагонисту даются сведения о жертве, антагонист пытается обмануть жертву, жертва поддается обману, антагонист наносит вред, беда сообщается герою, герой решается на противодействие, герой покидает дом, герой подвергается действиям будущего дарителя, герой реагирует на действия дарителя, герой получает от дарителя волшебное средство и так далее.
Владимир Яковлевич показывает, что практически все элементы волшебной сказки могут быть объяснены через такие функции-действия (те, которые не могут, Пропп тоже тщательно описывает).
В последнее время это исследование, которое должно бы быть интересным (казалось бы) только филологам и фольклористам, пользуется большой популярностью у многих представителей творческих профессий — сценаристов, писателей, режиссеров, а также, как говорится, у широкой публики.
Я думаю, дело в том, что сейчас очень многие книги и фильмы являются на самом деле волшебными сказками. То есть рассказывающиеся в них истории строятся по законам волшебной сказки. Поэтому создатели историй изучают книгу Проппа, чтобы лучше делать свое дело, а потребители — чтобы лучше понимать, что в них происходит.
Поэтому, если вы хотите разбираться в современном искусстве (особенно в кинематографе), «Морфологию волшебной сказки» стоит прочитать.