Найти в Дзене
Tania Orlova

Ты плохо рисуешь.

Оглавление

Друзья, искала на просторах интернета одно интересное интервью. О том, сколько сейчас не качественного арт контента, другими словами мусора. Но мое внимание привлекла другая полезнейшая статья. Ее я решила опубликовать на своем канале. Я думаю, эта тема будет интересна многим создателям своих арт каналов и площадок так же обычным пользователям. Статья достаточно объемная, наберитесь терпения. ⏬⏬⏬

"Не принимайте близко к сердцу: как заставить критику работать на вас"

Вы, как художник, постоянно подвергаетесь критике. Она не всегда приятна и, на самом деле, в большинстве случаев обидна и лишает вас удовольствия от создания. Желание соответствовать стандартам и не быть раскритикованным давит так сильно, что может легко отбить желание рисовать. Но... откуда берётся это давление? У каждого рисунка есть ценность, которую можно подвергнуть критике? Каждый ли имеет право судить, или его иногда можно приостановить?

Предупреждаю - эта тема больше философская, чем художественная. Мы обсудим тёмную сторону процесса создания, что-то, что люди обычно не осознают. Однако, если вы её поймёте, вы получите художественную свободу, о которой даже не мечтали!

Где ценность рисунка?

Существует одна-единственная проблема, касающаяся критики, и эта проблема живёт внутри нас. Мы просто любим себя обманывать! Это не имеет логического смысла, но наша человеческая слабость в том, что мы предпочитаем комфорт правде. Придётся углубиться в психологию, чтобы объяснить и понять этот феномен. Готовы к путешествию в человеческий разум?

Мы - люди, поэтому мы оцениваем. Под суждением мы понимаем определение ценности чего-либо. Это хорошая ягода? (читай: лучше, чем другая ягода или камень). Это хороший сосед? Чувствуется ли это лучше? Суждение ведёт нас к лучшему будущему, позволяет нам выживать и быть счастливыми. Это настолько важно, что на самом деле это заняло всю нашу жизнь. Мы оцениваем каждый мелкий факт, чтобы удостовериться, что всё в порядке. Мы вешаем ярлыки на объекты, ситуации, людей. Однако, вещи не такие-то и такие-то - они просто вещи.

Жизнь - это непрерывный процесс оценки вещей; нам нужно оценивать, что хорошо, а что плохо для нас для принятия правильных решений
Жизнь - это непрерывный процесс оценки вещей; нам нужно оценивать, что хорошо, а что плохо для нас для принятия правильных решений

В мире без осознанности вещи просто случаются. Нет ни хорошего, ни плохого, ни "лучше", ни "хуже". Если молния ударила в дерево и убила его, это просто произошло. Если вулкан извергается и заливает раскалённой лавой всю округу, это просто происходит. Вам нужно добавить человеческой осознанности, чтобы оценить ситуацию, придать ей значение. Сам объект не имеет ценности, но когда наблюдатель его оценивает, она появляется:

  • Красивый - мозг наблюдателя создаёт приятную реакцию, когда ловит этот определённый визуальный сигнал;
  • Прочный - объект остаётся в изначальной форме долгое время и может быть полезным наблюдателю;
  • Полезный - объект служит наблюдателю в определённых целях, помогает ему достичь цели;
  • Тяжёлый - мышцы наблюдателя устают, когда он несёт объект;
  • Опасный - наблюдатель может пораниться, используя объект.

Есть два результата процесса суждения: факт и мнение.

  • Факт - это просто описание наблюдаемой ситуации/объекта. "Фрукт ядовит для людей", "животное очень агрессивно в брачный сезон". Факты - это наблюдения, подтверждённые множеством людей, и все, кто сомневается, могут пойти и сами проверить. Результат будет таким же (а если нет, это был не факт). Факт существует объективно и его не нужно описывать, чтобы он начал существовать - белладонна ядовита для людей, вне зависимости от осознанности и способности суждения человека;
  • Мнение - это факт с добавленной персональной оценкой. "Эта пицца вкусная", "Это самый красивый лес на свете". Ценность создаётся в голове наблюдателя и не существует вовне. Когда множество людей разделяют мнение, оно может показаться и быть принятым за факт ("клубника вкусная", "розы красивые").
1 - установка факта; 2 - формулировка мнения. Обратите внимание, что сами объекты не изменяются - всё в голове наблюдателя
1 - установка факта; 2 - формулировка мнения. Обратите внимание, что сами объекты не изменяются - всё в голове наблюдателя

Нет ничего, что нельзя было бы оценить - всё, с чем мы можем взаимодействовать, может подвергнуться оценке.  Таким образом мы узнаём, является ли что-то полезным для нашего выживания или нет. Суждение - это как антенна, которую мы постоянно крутим, чтобы видеть лучше. В течение наших жизней мы обзаводимся набором убеждений, основанных на фактах и мнениях, и так как весь набор хранится в одном месте, факты и мнения могут сливаться в одно.

Это ведёт нас к следующему спорному вопросу:

Почему так обидно, когда нас оценивают?

Вы помните первый раз, когда кто-то положительно оценил вашу работу? Эта эйфория была прекрасна! А помните первый негативный отзыв? Может быть, вы даже перестали рисовать на какое-то время (или навсегда!) после этого. Без сомнений - суждения очень могущественны, но откуда исходит эта мощь?

Ответ прост - мы являемся источником. Бессознательное существо не заботится о суждении, просто потому, что оно не умеет этого делать. Когда вас что-то заботит, вы впускаете это в свой разум. Когда вы выкладываете рисунок, вам не всё равно! Вы много времени на него потратили, вы его любите, и вы хотите, чтобы другие ощутили то же самое, поэтому вы открываетесь их мнениям, вы готовы принимать от них позитивную энергию. К несчастью, негативные мнения используют тот же самый канал, принося негативную энергию. Один негативный комментарий может перевесить десять позитивных, потому что он такой нежелательный!

Увы, вы не можете извлекать энергию из положительных комментариев и игнорировать негативные. Как я говорила, они идут по одному каналу, и вы можете либо оставить его открытым, либо закрыть. Вы можете сказать "но это всего лишь твоя философия, мне не обязательно с ней соглашаться". Я уверена, что в следующих параграфах всё прояснится.

Они лучше знают

Мы много себя обманываем. В рисовании это проявляется в опасном убеждении: «Мнение становится фактом, когда оно произносится вслух». Конечно, это не правда, но такой образ мышления открывает канал для извлечения большого количества энергии от каждого позитивного комментария. Они так много значат, т.к. с каждым позитивным мнением рисунок становится, на самом деле, более и более прекрасным!

Немногие люди рисуют для себя, некоторые рисуют за деньги, но большинство рисует за похвалу. Это так приятно, когда другие ценят твою работу! К несчастью, чем приятнее, тем хуже становится, когда появляется негативный комментарий. Положительное мнение на несколько минут возносит вас, но один негативный отзыв портит день и подрывает уверенность в себе.

Таким образом, мы пришли к важному выводу. Чем вы менее уверены в себе, тем более склонны относиться к мнениям как к фактам. Это потому, что человек с низкой самооценкой ценит мнения других выше, чем свои собственные. Вам нравится ваша картина, кто-то приходит и говорит, что она уродлива, и внезапно вам становится плохо - человек разрушил ваше удовлетворение от картины простым мнением, высказанным вслух! А это волнение, когда вы выкладываете рисунок и не знаете, как другие его воспримут? Это как своего рода голосование, и ценность картины - на кону!

Ценность комментария - в вашей голове
Ценность комментария - в вашей голове

Мнения - это кирпичики, из которых строится ваша уверенность в себе. Однако, это не особо крепкая конструкция. Если для строительства вы берёте материалы от других, иногда вам будут приносить брёвна, а иногда - горящие факелы. Если вы верите в то, что правы все, кроме вас, вы не сможете выбрать материал - вы возьмёте всё, что вам дадут, потому что им виднее. Один факел вместо ожидаемого бревна быстро разрушит всё, что вы только что построили.

Когда похвала становится топливом

"Так что, мне их вообще не слушать? Похвала это то, что вдохновляет меня на рисование!" Этот подход тоже очень опасный. Когда вы рисуете для похвалы, ваша цель - не быть лучше, а чтобы вас больше ценили.  Они могут идти рука об руку, но на самом деле есть риск, что вы свернёте на путь наименьшего сопротивления и будете только копировать/срисовывать, рисовать только фанарты или придерживаться одного хорошо проверенного стиля. Потому что развитие - это дорога проб и ошибок, а ошибки - это то, что вы, зависимые от похвалы, не можете терпеть. Вы лучше нарисуете ещё одну пони для своих фанатов и получите кучу позитивных отзывов, чем опубликуете экспериментальное произведение, которое может быть лучше в техническом смысле - и получить смутную реакцию.

Да, похвала вызывает привыкание, и рисовать только для неё - это зависимость. Представьте, что кто-то, совершенно не знакомый человек, скажет вам что-то подобное:

"Серьёзно, вы один из лучших... нет, вы - ЛУЧШИЙ художник, которых я когда-либо встречал. Ваш стиль абсолютно уникален, не такой скучный, как у других. Не могу перестать смотреть на ваши работы, вы вкладываете в них столько усилий, и все они так много говорят о вас. Не знаю, как объяснить, но я вижу в них вашу личность. Поскорее бы увидеть больше!"

Что вы ощущаете? Адреналин, эйфорию и внезапный взрыв мотивации? Вы чувствуете себя более живым, чем несколько секунд назад? Ваше сердце бьётся быстрее? Как приятно, да? Чем приятнее, тем больше вероятность того, что вы будете сражаться, чтобы получить шанс почувствовать это ещё раз. Вот как работает психологическая зависимость - похвала становится наркотиком для мозга!

Существует много "мозговых наркотиков". Без них мы бы вообще ничего не делали! Все действия, полезные для выживания, приятно побуждают нас повторять их, но не все приятные действия полезны для выживания. Рисование для похвалы, в некоторых случаях, делает из вас великолепного художника. В конце концов, мы все с этого начинали! Однако, должна быть точка, где вы осознаёте, что происходит с вами - вам нужно поставить новую цель и забыть о том, что ожидают от вас ваши фанаты.

У зависимых от похвалы нет будущего. Они всегда будут жаждать внимания, положительных комментариев, больше просмотров, больше признаков восхищения. И в то же время одного негативного комментария достаточно, чтобы разрушить их день. Они будут защищаться, пытаясь убедить вас, что ваше мнение неправильное - "это мой стиль, не вам судить!", "да что вы знаете, вы даже не умеете рисовать!", "ага, потому что вы знаете, как выглядят драконы"...

Не будьте этим парнем!
Не будьте этим парнем!

«Но если я перестану их слушать, зачем мне рисовать?». Чтобы совершенствоваться как художник. Найти работу, которая будет приносить вам удовольствие. Чтобы чувствовать удовлетворение от своего саморазвития. Чтобы иметь цель в жизни. Чтобы ваши работы были ценны сами по себе, а не от мнения других. В конце концов, комментарии владеют вами настолько, насколько вы позволяете. Это не значит, что вам нужно перестать слушать всех, кто что-то говорит о ваших работах. Слушайте их и берите то, что вам нужно - советы о том, как стать лучше. Мы подошли к главной части этой статьи:

Что такое критика, а что - нет?

Существует множество более-менее формальных определений критики, но давайте создадим одну, которая больше подходит к тому, о чём мы говорим. Критика - это мнение, основанное на логических фактах. Есть также мнения, которые выглядят как критика, но на самом деле они основаны на очень нестабильных убеждениях. Когда вы решите покончить с зависимостью от похвалы и использовать комментарии для саморазвития, вам нужно понять как разделять их.

Всё, что мы говорим, на чём-то основано. Мы не роботы, у нас есть эмоции, которые затрудняют передачу информации и делают её двусмысленной. Чтобы понять, что нам хотят на самом деле сказать, нужно глубоко вдохнуть и отставить эмоции. Под воздействием импульса, это может быть невозможным, поэтому если комментарий действительно "обжигающий", вам нужно взять паузу и вернуться к нему позже. Это легко с письменными комментариями, но с устными вам нужно успокоиться в тот же момент. Не обороняйтесь, никто не может ранить вас словами, пока вы сами не позволите.

Лишённое защиты мнение теряет свои "клыки"

Вот что нам нужно сделать - копать, копать и ещё раз копать, пока не достигнем самого корня мнения. Нам нужно найти факт и понять, стоит ли он внимания. Приведём пример:

-5
-6

Если вкратце, то каждое мнение, где тема начинается с "наблюдатель..", можно отбросить. Т.к. это касается наблюдателя, чем вы можете ему помочь? Они вам не платили, чтобы вы визуально им угождали или соответствовали их убеждениям!

Положительная критика

Критика - это не только негативные мнения, но на их основе проще всего учиться. В то же время, положительная критика может помочь нам убедиться в чём-то, в чём мы сомневались. Она не такая полезная в техническом смысле, но помогает нам подготовиться к негативной. Мы люди, и для большинства из нас невозможно избавиться от нужды в похвале и принятии.  Критика всегда будет вас затевать, хотя бы немного, но всего лишь на мгновение. Вы выживете и будете осмотрительны!

Очень важно понимать, что вся сила суждений находится внутри нас. Колеблющийся ум интерпретирует каждое мнение как упрёк, в то время как для самонадеянного ума всё будет похвалой.  Обратите внимание как воображаемая "ошибка" передаётся от зрителя (положительная) к художнику (негативная).

-7

Мне нравится то, что ты рисуешь, но не нравятся твои рисунки

Существует проблема с позитивными комментариями - художественное произведение не является единым целым. Оно состоит из темы, техники, материалов, стиля, жанра и множества других компонентов, о которых вы даже не думали, создавая его. Все эти аспекты могут подвергнуться критике! Вот почему фанарты такие популярные - даже если они выполнены в плохой технике, люди видят тему, которая им нравится, и им нравится также и рисунок. Или сама концепция очень привлекательна, но передача оставляет желать лучшего. Потом мы получаем подобные комментарии:

  • "Я люблю котят!";
  • "Всегда хотел увидеть [персонажа А] и [персонажа В] вместе! Ты мой бог!";
  • "То, что я хотел увидеть, большое спасибо за это!";
  • "Ты гений! Я бы никогда до такого не додумался";
  • "Фантастическая идея";
  • [здесь может быть любая ссылка на фэндом]

Это определённо положительные комментарии, но что с ними не так? Они ничего не говорят о самой работе! У вас может быть множество фанатов и вы можете получать десятки позитивных комментариев ежедневно без единой критики. Это очень опасно для вашего развития. Люди любят ваши рисунки, поэтому вы хороший художник, правда?

Вам это может нравиться, но только какое-то время. Вас ценят, потому что вы удовлетворяете нужды аудитории (рисуя их любимых героев, ситуации, которые им нравятся, и так как им нравится), и здесь вы застреваете, т.к. когда пытаетесь сделать что-то другое, им вообще не нравится. А зачем что-то рисовать, если это не оценят?

Вы никогда не узнаете, нравятся ли другим ваши рисунки, если они никогда не говорят об их составляющих
Вы никогда не узнаете, нравятся ли другим ваши рисунки, если они никогда не говорят об их составляющих

Привязываясь к фанарту, вы создаёте себе клетку. Давайте представим, что вы рисуете персонажей из Короля льва всю свою жизнь, а теперь захотели нарисовать рыцаря, сражающегося с драконом. Внезапно люди затихают или начинают указывать на то, чего раньше не замечали. Вы чувствуете разочарование - почему они не комментируют вашу замечательную идею как обычно? Вы всего лишь изменили тематику, но это по-прежнему ваш рисунок! Почему он им не нравится? Ответ: им никогда не нравилось. Им нравилась ваша интерпретация Короля льва, а не ваши рисунки.

Положительная критика - это всё ещё критика

Мы склонны думать, что позитивные комментарии должны быть по умолчанию, и вдруг возникает критика, которую не так приятно слышать. Однако, нет разницы между хорошими и плохими комментариями - они все основаны на суждении. Когда вы говорите «это просто учебный эскиз, пожалуйста, не судите строго», а затем отвечаете «большое вам спасибо!» на каждый положительный комментарий, вы обманываете. Это то же самое, когда вы не хотите никого видеть, и потом честно приветствуете всех пришедших. За этим стоит искажённый ход мысли!

Почему бы вам не хотеть положительные комментарии? Потому что когда вы ждёте комментарии для проверки ценности своего искусства, даже их отсутствие - это своего рода обратная связь. Это что-то между "не плохо" и "не хорошо". Если вы получаете массу приятных комментариев под каждым рисунком, и внезапно все замолкают, должна быть какая-то причина - вероятно, им нечего сказать хорошего, поэтому они молчат!

Когда вы говорите "никакой критики" и по этой причине получаете только положительные комментарии, вы можете начать думать, что ваша работа безупречна. Это работает на подсознательном уровне, поэтому вы ничего не сможете с этим поделать! Т.к. отсутствие негативных комментариев обычно означает, что нечего сказать плохого о рисунке. Вот что скрывает фраза "не судите меня": "не говорите, что что-то не так". "Никакой критики" не может быть щитом от негативных отзывов о ваших работах!

Если вы не получаете негативные комментарии, это не значит, что ваши работы их не заслуживают
Если вы не получаете негативные комментарии, это не значит, что ваши работы их не заслуживают

Подход "только позитивная критика" чётко виден в искусстве ню-фотографии.  "Она такая знойная" - это хороший комментарий, а "Она слишком толстая" обязательно встретит защитную реакцию. Почему первое мнение - правильное, а другое - нет? Они оба судят о фигуре модели вместо того, чтобы оценивать фото. Между ними нет разницы, и не стоит говорить "спасибо" на любой из них.

Еще кое-что: негативные комментарии обычно приводят к тому, что у комментатора не хватает знаний, чтобы судить об искусстве. На удивление, для положительных комментариев не нужно никаких знаний! Как это возможно? Теперь вы знаете ответ.

Как принимать критику

Вы не всегда будете понимать, что пытался сказать зритель, но если ваша самооценка низкая, вы будете склонны думать, что они пытаются вас задеть.  Вас может задеть каждый негативный комментарий, т.к. это подтверждение для вас, что вы плохой художник. Опять же, комментатор не может заставить вас чувствовать себя плохо. Всё в вашей голове. Когда вы открываете свой разум с посылом "похвалите меня, и я буду чувствовать себя хорошо", это также будет работать как "если вы скажете, что у меня получилось плохо, я буду чувствовать себя плохо".

Критика - это не атака

Вам нужно проанализировать комментарий без негативного фильтра. Может, они пытаются вас задеть, но зачем позволять это? Вместо этого вы можете применить позитивный фильтр и извлечь выгоду из всего прочитанного.

-10

Через негативный фильтр вы слышите то, что комментатор не имел в виду. "Нарисуй лошадь получше, если сможешь!" - это безопасный ответ в сравнении с придуманным "Я бы нарисовал получше". Они не говорили этого!

Защитная позиция устанавливается после того, как вы слышите комментарий, который вы восприняли как атаку. Вам сразу же хочется сказать "нет, это не так, ты не прав, потому что...". Популярный ответ на "твоя анатомия лошади ужасна" это "это мультяшный стиль, она и должна так выглядеть!". Но, как вы видели выше, факт, скрытый в комментарии, был такой: "твои лошади не выглядят реалистично". Да, это так, вы знаете. Они мультяшные, верно? Объективно, ваша дискуссия может выглядеть следующим образом:

-"Твои лошади не нарисованы реалистично"
-"Ты неправ!  Они нарисованы в мультяшном стиле!"

Так если вы оба согласны, откуда злость? Это потому, что вы слышите нечто отличное от этого простого факта. Вы слышите "настоящий художник знает как нарисовать реалистично". Этого не было сказано, но вы создали такую формулировку своими комплексами. Глубоко внутри вы можете стыдиться своего неумения рисовать реалистично (вы думаете, что это высшая форма искусства и вы чувствуете, что стоите ниже из-за недостатка мастерства), и когда кто-то замечает это, вы чувствуете угрозу. Это как если бы кто-то выдал все ваши тайные страхи, и вам нужно защищаться, чтобы спасти своё достоинство!

Запомните: критика - это о ценности искусства, а не о вашей ценности. Даже если вам сказали "ты не можешь рисовать", это не значит, что вы должны чувствовать себя не так. Вы также можете не согласиться ("Я могу рисовать, я не знаю, о чём они говорят") или согласиться ("Действительно, мои рисунки ужасны"). В обоих случаях не замешаны эмоции. Эмоции возникают, когда задет нерв. Если вы действительно очень хотите хорошо рисовать, вы можете отрицать тот факт, что вы рисуете плохо. Вы пытаетесь притвориться, что умеете рисовать, находите фанатов, которые будут хвалить вас несмотря ни на что, и когда кто-то констатирует факт... они разобьют иллюзию! Говоря, что вы не можете рисовать, они делают это правдой. Неудивительно, что вы так на них злитесь

Неважно, говорят об этом или нет - оно существует!
Неважно, говорят об этом или нет - оно существует!

Запомните одну вещь: если ваш рисунок плох, это не значит, что вы плохие. Недостатки вашего искусства - это не то, что вам нужно скрыть, чтобы создать лучший образ себя. Не можете рисовать лошадей? Это факт, а не оскорбление. Примите это, поверьте - здесь нечего стыдиться. Будьте честны перед собой и другими, и их комментарии - даже злые - больше вас не затронут. "Ты плохо рисуешь!" - "Да, плохо. И что?".

Если это атака, это не критика

Конечно, время от времени в вашу галерею могут заходить недоброжелатели и говорить что-то вроде "мой 2-летний племянник рисует лучше, чем ты". Если это так просто, вы можете просто принять это без ненужных эмоций (что вы можете поделать с их гениальными племянниками...?). Иногда потребуется копнуть глубже, чтобы найти спрятанный факт "я хочу тебя принизить".

Недоброжелатели бессильны, когда человек уверен в себе. Их единственная сила - затронуть болезненную для вас тему и позволить вам ранить себя десятками тайных негативных значений. "Ты называешь это драконом?" заденет только того человека, кто не уверен в этом, но хочет, чтобы это было правдой. Уверенный человек не будет воображать и ответит простым "да".

Человек с низкой самооценкой скорее будет искать утешения у других, чем признавать свои собственные недостатки. Непринятые недостатки, зарытые в бессознательном, принесут сильную боль, когда кто-то недружелюбный вытащит их на свет
Человек с низкой самооценкой скорее будет искать утешения у других, чем признавать свои собственные недостатки. Непринятые недостатки, зарытые в бессознательном, принесут сильную боль, когда кто-то недружелюбный вытащит их на свет

Недоброжелатели и "тролли" черпают энергию, видя как вы выходите из себя и теряете контроль. Не позволяйте им, не пытайтесь оправдаться, не вовлекайтесь в эту битву. Посмотрите на комментарий, найдите факт и снова спросите себя: "что я могу с этим сделать? И хочу ли я?".

Откройте уши

Не лучше ли не слушать никого, а просто заниматься своим делом? Да, но только если вы рисуете для себя и не беспокоитесь о том, что говорят, но в этом случае вы уже делаете это! В других случаях это будет примерно так: "ЛАЛАЛА я тебя не слышу! [потому что ты говоришь мне то, что я не хочу слышать]".

Говорят, что каждый ребёнок красив для своей матери, поэтому мать не объективна, когда говорит о его красоте. У вас, как у создателя, тоже есть эмоциональная привязанность к своим работам. После того, как вы закончили свою работу, у вас эйфория - вы хотите поскорее опубликовать её и увидеть подтверждение её необычайной ценности другими людьми. Когда подтверждения не случается, ваша эйфория убита. Вы не можете поверить, что они не видят ваш труд! Но со временем ваша привязанность к работе улетучивается. Спустя недели вы наконец-то можете посмотреть на неё глазами других и даже можете смутиться, что выложили её на обозрение.

Эмоциональная привязанность отключает логическое мышление. Люди, заявляющие свое мнение, внезапно становятся угрозой вашему искусству, вашему ребёнку. Если бы это была идентичная работа, не созданная вами, критика бы не заставила вас чувствовать что-либо. Таким образом, дело не в работе - дело в вас! Независимо от того, комментируют ли они какой-нибудь случайный объект или вашу работу, всё точно так же. Изменяется только ваше отношение. Не останавливайте их только потому, что вы не чувствуете, что они правы в настоящий момент: вы увлечены своим произведением и не трезвы!

Даже если вы пытаетесь осознанно посмотреть на работу, отдалившись, вы можете не заметить некоторые недостатки, пока на них не укажут другие. Позвольте им, предположите, что они могут быть правы. Слушайте, что они говорят и попытайтесь поверить в это хотя бы на мгновение, независимо от того, насколько вы не хотите, чтобы это оказалось правдой. Себя вы можете обмануть, но другие не будут так снисходительны к вашим ошибкам. Не злитесь на них из-за этого - только они могут помочь вам в момент слепоты.

Если вы не видите недостатков в вашей новорождённой работе, это не значит, что их нет вообще - хотя вы не можете их сейчас увидеть, другие подскажут
Если вы не видите недостатков в вашей новорождённой работе, это не значит, что их нет вообще - хотя вы не можете их сейчас увидеть, другие подскажут

Мнения других не угрожают вашему

Верьте или нет, но это факт. У нас есть право на мнения. Это значит, не больше и не меньше, что у нас есть право думать то, что мы хотим. Здесь есть две составляющие:

  • Никто не может говорить вам, что думать;
  • Вы не можете никому говорить, что думать.

Когда вы меняете своё мнение под влиянием чьего-то мнения, это вы его меняете, а не другой человек. Неважно сколько мнений вы услышите, они не имеют к вам никакого отношения. Вы можете, если захотите, проанализировать их и найти какой-нибудь полезный факт, который можно применить в обновлении своих мнений, но вы не обязаны.

Когда вы слышите как кто-то высказывает своё мнение, они не говорят о вас. Предположим, вам нравится рисовать драконов с волчьими лапами. Читая художественный форум, вы наткнётесь на такое мнение:

"Некоторые люди совершенно игнорируют базовые правила анатомии. У драконов есть чешуя на жёсткой коже и они откладывают яйца - они рептилии! А вчера я видел дракона с собачьими лапами, это же смешно"

Внезапно вы думаете о своих драконах и о том, как "смешно" они могут выглядеть в глазах других. Эта критика не была направлена в вашу сторону, но вы её здесь всё равно нашли. Если вы убеждены, что у вас есть твёрдое основание рисовать своих драконов таким образом, улыбнитесь и идите дальше. Но если вы сомневаетесь, вы, скорее всего, воспользуетесь этим необоснованным мнением, чтобы подтвердить своё. Но этот человек не "виновен" в том, что вслух произнёс своё мнение!

Люди с низкой самооценкой склонны воспринимать мнения других как свои собственные
Люди с низкой самооценкой склонны воспринимать мнения других как свои собственные

Отбросьте эмоции

Даже если вы в целом уверенный в себе человек, невозможно предугадать, когда кто-то заденет ваш нерв. Если вы хотите использовать критику, чтобы улучшить свои навыки, вам нужно эмоционально отстраниться от ваших работ. Попытайтесь забыть, что они были созданы вами. Это лучше всего работает, когда вы объединяете его с другим методом - «дружелюбным комментатором».

Когда кто-то критикует вашу работу, представьте, что бы вы чувствовали, если бы этот комментарий оставил близкий вам человек. Кто-то, кто не хотел бы вас обидеть. Затем представьте, что работа была создана не вами, что вы оба обсуждаете случайное произведение в какой-то галерее. Благодаря этому, вы отключите негативный фильтр ("они бы никогда такого не сказали!") и сможете немного отдалиться. Гораздо легче найти недостатки в чьей-то чужой работе!

Соблюдайте дистанцию с артобъектом, чтобы объективно его оценить
Соблюдайте дистанцию с артобъектом, чтобы объективно его оценить

Критика и работа с клиентами

Все эти советы касались, преимущественно, рисования как хобби. Но что если вы создаёте объект для кого-то?

Пора полностью забыть об эмоциях. Ваши вкусы и предпочтения не имеют здесь значения - не вам должна понравиться работа. Если клиент говорит "ноги слишком длинные", но вы знаете, что это не так, делайте их короче. Вы можете не быть довольным результатом, но в этот раз вы создали его за денежное вознаграждение, а не для удовольствия.

Можете игнорировать критику комментаторов к вашим хобби-рисункам, тк.к. вы не обязаны им угождать. Вы можете рисовать уродливые, нереалистичные вещи, и они имеют право не понравиться другим. Но отношение между вами и клиентом другое. Ваша работа состоит в создании артобъекта, который отвечает их требованиям. Критика клиентов - это не предложение, это приказ.

Как критиковать?

Мы говорили только о принятии критики. Теперь давайте представим, как мы можем сформулировать наши мнения, чтобы помочь другим.

Когда мы посещаем виртуальную галерею, мы под впечатлением, что это всё - для нас, мы пришли сюда визуально наслаждаться и хотим получить то, что заслуживаем. Когда среди красивого искусства вы натыкаетесь на то, что не соответствует вашим стандартам, вам захочется воскликнуть: "что за...?". Если вы чувствуете это, вы можете даже найти время и сказать художнику о том, как он вас разочаровал.

Это процесс, который приводит к высокомерной критике, когда комментатор претендует на право быть довольным искусством художника. "Серьёзно, это вроде как волк? Чувак, учи анатомию". Если внутри мнения спрятан совет ("анатомия этого существа не соответствует стандартам волка - узнай об этом побольше"), он совершенно неуместен.  Это тон клиента, а не гостя галереи! Это исходит из ложного предположения, что комментатор так или иначе превосходит вас, потому что без них у вас не было бы причин рисовать - так что вы обязаны повиноваться им!

Почему вы злитесь на незнакомца за то, что он не соответствует вашим требованиям?
Почему вы злитесь на незнакомца за то, что он не соответствует вашим требованиям?

Не делайте так. Два правила комментирования очень просты:

  • Есть что сказать хорошего? Скажи!
  • Нечего сказать хорошего? Молчи!

Есть исключение. Если вы заботитесь о художественном развитии художника, может понадобиться больше вовлечённости. Иногда это потому, что этот человек вам близок, иногда вы можете захотеть поучаствовать в создании нового великого художника, которому не хватает немного помощи для достижения следующего уровня. В любом случае, вы должны желать им лучшего; критика, рождённая из высокомерия, даже точная, не имеет особого шанса быть воспринятой положительно (если вам всё равно, что они думают, почему им должно быть не всё равно, что думаете вы?).

Есть простой рецепт нормальной критики, которую легко воспринять:

  1. "Вот почему оно привлекло моё внимание" - начинайте с положительного. Что вам понравилось в рисунке? Что восхитило? Может, вы чему-то завидуете или, может, вас особенно впечатлил определённый эффект?
  2. "Ложка дёгтя в бочке мёда" - "если не возражаете, я бы хотел предложить...". Расскажите о чём-то, что выглядит неправильным на ваш взгляд. Попытайтесь объяснить причину и предложите решение. Будьте дружелюбны - это совет, а не урок;
  3. "И снова, вы прекрасны!" - закончите чем-то позитивным, чтобы напомнить художнику о том, что вы на самом деле довольны работой. Даже если возникли проблемы с обозначением положительных составляющих в первой части, попытайтесь добавить здесь что-то ободряющее ("здорово видеть, что вы всё ещё тренируетесь, чтобы стать лучше").

Придерживайтесь фактов. Эмоции хороши для похвалы, но когда вы хотите помочь, они могут омрачить общение. Для смягчения тона можете использовать выражения типа "я считаю", "для меня", "если бы я был на твоём месте", "может, я ошибаюсь, но", "мне кажется", "я не уверен насчёт" и так далее. Они выделяют тот факт, что это не приказ, а дружеское предложение.

Назовите особые навыки, применённые в создании, и оцените их. "Вижу, ты провёл много времени, практикуясь в штриховке", "твоё использование перспективы не очень правдоподобно на мой взгляд". Эти замечания помогут художнику понять, что им следует изучить, чтобы стать лучше. Они могут ужалить, потому что они такие прямые, но они намного лучше для развития, чем «Мне не нравится [часть предмета], она выглядит странно».

Если человек просит критики, можете не стараться быть особенно дружелюбными - он знает ваше намерение и не спутает решительный тон с высокомерием. В других случаях старайтесь сохранять дружелюбный тон, особенно в середине негативной части критики. Независимо от того, насколько это полезно, наша любовь к артобъекту делает получение критики весьма неприятным.

Заключение

Мы оцениваем и нас оценивают. Чем мы увереннее в себе, тем легче отделить полезную критику от горькой жалобы - и тем меньше мы склонны к самообману, чтобы почувствовать себя лучше. Быть хорошим художником - значит, учиться многому, что не было очевидным, когда вы начинали, и быть открытым - один из таких навыков.

Мнения других не должны вас ранить. Можете использовать их как урок, но вы не обязаны. И определённо, ваше настроение не должно от них зависеть! Никто не обязан позитивно оценивать ваши работы, и когда когда кто-то критикует, не воспринимайте это так, будто они нарушили какой-то договор. В этой статье я объяснила многое о критике, но финальный совет для вас будет таким: никогда не воспринимайте комментатора как врага. Просто скажите "спасибо за мнение, я это ценю". Если они хотели помочь, то успокоятся, если хотели обидеть - вы их "заткнёте".

И помните: вы можете рисовать плохо, нереалистично, хаотично - вам позволено не отвечать требованиям других. В то же время, зрителям позволено говорить, что им что-то не нравится. Но это не означает, что вам нужно измениться, чтобы угодить им! Опять же, если вы не хотите использовать совет, скажите "спасибо" и делайте дальше свои дела. Искусство - это свобода, а не давление. И если вы хотите стать лучше, вы - единственный человек, кто сможет вас заставить. Удачи!

Автор статьи Monika Zagrobelna

Перевод Anastassiya Abramenko

Надеюсь, друзья, эта статья вам помогла, так же как мне.

-17