Найти тему

Колмогоровская реформа образования. Разрушение советской школы.

Колмогоров Андрей Николаевич.
Колмогоров Андрей Николаевич.

Колмогоров А. Н.

Андрей Николаевич Колмогоров родился в 1903 в Тамбове. Его мама умерла во время родов, таким образом воспитанием мальчика занялись сестры его мамы в Ярославле. Тут надо заметить, что семья была далеко не простая:

Отец - Николай Матвеевич Катаев, агроном по образованию, окончил Московский сельскохозяйственный институт. По тем временам весьма престижная специальность в аграрной стране. В Ярославль был сослан за политическую деятельность, где и познакомился с Марией Яковлевной Колмогоровой, дочерью предводителя Угличского дворянства. При этом фамилия у Андрея Николаевича по матери, потому что после смерти мамы его официально усыновила тетка, Вера Яковлевна Колмогорова. Она окружила мальчика заботой и немало способствовала становлению этого математического гения.

Сам же Андрей Николаевич с ранних лет показывал просто феноменальные способности в математике, при этом его мало что заботило помимо неё. Он поступает сразу в два ВУЗа: Московский университет и Химико-технологический институт имени Д.И. Менделеева. Первый курс заканчивает экстерном, сдав все экзамены в первый же месяц обучения. Мировая слава пришла к Колмогорову уже в 19 лет благодаря его работам по рядах Фурье.

Студент Колмогоров в течение трёх лет преподавал математику и физику в школе. Был не только учителем, но и воспитателем в интернате, секретарём школьного совета, вёл биологический кружок. При всей этой нагрузке — писал по-настоящему фундаментальные научные работы.

К 1930г Андрей Николаевич выдает просто феноменальное количество научных работ в топологии, статистике, теории вероятностей и т.д. Он знаком с сильнейшими математиками мира того времени, но при этом остается предан науке и аскетичен. К 1960му году - он уже профессор, декан своей собственной кафедры теорвера МГУ.

Реформа образования.

К середине 1960-х годов руководство Министерства просвещения СССР пришло к заключению, что система преподавания математики в советской средней школе находится в глубоком кризисе и нуждается в реформах. Было признано, что в средней школе преподаётся лишь устарелая математика, а новейшие её достижения не освещаются

Отлично отработанные Киселевым, Березанской, Пчелко и Поповой методики теперь просто не поспевали за детьми. Решение такое - нужно ускоряться, создавать новые учебники, в которых всего будет больше и даваться это будет раньше.

Кого еще можно было пригласить, как не Колмогорова?

Колмогоров был гением, но он не был гениальным педагогом. Так как работал он в основном с именно одаренными детьми, то вполне закономерно полагал, что остальные не сильно отличаются. В учебниках с первых же страниц на нас падают просто зубодробительные определения, совершенно не дающие никакого понимания:

Геометрической фигурой называется любое множество точек. Пустое множество также принято считать геометрической фигурой.

Каково, а? Это, на минуточку десятая страница учебника за шестой класс! Да, в 4м классе элементы теории множеств упоминались, совсем чуть-чуть и этого явно не хватит, чтобы это понимать.

Далее на странице 33:

Окружность разбивает множество не принадлежащих ей точек плоскости на два множества. Точки одного из этих множеств находятся от центра на расстояниях, меньших радиуса окружности; точки другого - на расстояниях, бóльших ее радиуса.

Снова множества. Какое это имеет отношение к геометрии, не совсем понятно мне, проходившему это уже в ВУЗе.

Ну а теперь вишенка на торт:

Фигура L1 конгруэнтна фигуре L2, если существует отображение фигуры L2 на фигуру L1, сохраняющее расстояния.
Отношение конгруэнтности фигур рефлексивно, симметрично и транзитивно.

Это таким образом мы должны были ввести в геометрию понятие равенства фигур...

Тем не менее, в 1968 году этот учебник увидел свет и массово пошел в школы. Надо ли объяснять, что появление такого учебника лишь усугубило ситуацию. Данный учебник хорошо заходил в профильных физмат классах с отборными учениками, в общеобразовательных же школах приводил к тому, что еще больше учеников переставали понимать геометрию.

Уже тогда отзывы на этот учебник был весьма недобрым:

В. И. Арнольд «Нынешние наши академики писать хороших учебников не умеют: даже мой любимый учитель Андрей Николаевич Колмогоров. . . ». «По-моему, школьные учебники надо писать не академикам, а (лучшим) школьным учителям — таким и был Андрей Петрович Киселёв»

Что же делает Колмогоров и товарищи?

Правильно, начинают доказывать министерству просвещения, что это старые методики все портят, и нужно продолжать реформу!

Конечную цель реформ с ужасом увидели в 1978 г., когда первый выпуск «отреформированной» молодежи пошел в вузы. По свидетельству Ю.М. Колягина, «когда были обнародованы результаты приемных экзаменов, среди учёных АН СССР и преподавателей вузов началась паника. Было повсеместно отмечено, что математические знания выпускников страдают формализмом, навыки вычислений, элементарных алгебраических преобразований, решения уравнений фактически отсутствуют. Абитуриенты оказались практически не подготовленными к изучению математики в вузе» .
Лучшие из математиков АН СССР, наиболее граждански ответственные (академики А.Н. Тихонов, Л.С. Понтрягин, В.С. Владимиров и др.) вступили в открытую и бескомпромиссную борьбу с реформаторами. По их инициативе бюро отделения математики АН СССР приняло 10 мая 1978 г. постановление: «Признать существующее положение со школьными программами и учебниками по математике неудовлетворительным как вследствие неприемлемости принципов, заложенных в основу программ, так и в силу недоброкачественности школьных учебников. Принять срочные меры к исправлению положения. Ввиду создавшегося критического положения рассмотреть возможность использования некоторых старых учебников.
Лев Семенович Понтрягин
Лев Семенович Понтрягин

Итог, 2-е издание учебника все равно выходит в 1980 году(собственно определения я выписываю из оригинального учебника)

Поддержал Л.С. Понтрягина вице президент АН СССР, ректор МГУ, академик-физик А.А. Логунов. В выступлении на сессии Верховного Совета СССР в октябре 1980 г. он дал глубокий анализ происшедшего: «Прежняя система преподавания математики складывалась многими десятилетиями. Она постоянно совершенствовалась и, как мы знаем, дала блестящие плоды. Все выдающиеся научно-технические достижения прошлого и настоящего в большой степени обязаны этой системе преподавания математики. Вместо того чтобы и далее совершенствовать эту систему с учётом преемственности, вводя в нее новые научно обоснованные педагогические разработки, министерство просвещения СССР несколько лет назад без достаточно глубокого и всестороннего изучения существа дела осуществило крутой поворот в преподавании математики. Изложение ее сейчас идет абстрактно, оторвано от реальных образов, пронизано сплошь наукообразием. А отсюда возникли такие «шедевры» — учебники, изучение которых способно полностью уничтожить не только интерес к математике, но и к точным наукам вообще»]. А.А. Логунов пророчески предрек то, что мы и получили сегодня.

Многие видные ученые того времени понимали, что происходит нечто отвратительное и активно с этим боролись.

Это выступление слышали все высшие руководители страны. Какой же вывод они сделали? Нужно исправлять, но как, они не поняли. А ведь А.А. Логунов объяснил, что качественное образование складывается «многими десятилетиями» и поэтому недопустим «крутой поворот», что реформаторы не понимают «существа дела». Суть их идеологии — «наукообразие» и закономерное следствие этой идеологии — вредоносные учебники и отвращение учащихся «к точным наукам вообще».

Будем бороться с гангреной подкрашиванием конечности тоналкой...

Собственно - результат этой реформы мы наблюдаем до сих пор, все современные ее проблемы - вытекающие оттуда. Нам продолжают напихивать в школьную программу темы из матанализа, теорвера и т.д. - того, к чему надо подходить уже с достаточно сформированным матаппаратом, а именно его современные программы и не могут сформировать!

Виноват ли в провале реформы лично Колмогоров?

Не думаю. Тут должны нести коллективную ответственность целая плеяда видных профессоров, которые наряду с Колмогоровым создавали новые учебники, ломая то, что хорошо работало.