Найти в Дзене
Epoch Times Russia

Какую мистическую тайну хранит картина Василия Пукирёва «Неравный брак»?

Оглавление

НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД ПРОСТАЯ КАРТИНА ОСТАВЛЯЕТ ОЧЕНЬ МНОГО ВОПРОСОВ

Автор: Марии Мельничук

Васий Пукирёв «Неравный брак» (фрагмент). (Фото: ru.wikipedia.org. Общественное достояние)
Васий Пукирёв «Неравный брак» (фрагмент). (Фото: ru.wikipedia.org. Общественное достояние)

Картина живописца Василия Пукирёва «Неравный брак» знакома многим ещё с детства. Она написана в 1862 году, но не теряет популярности до сих пор.

На полотне изображена девушка, которая венчается в церкви с пожилым мужчиной. На лице юной красавицы читается печаль и тоска, она выглядит растерянно и подавленной. Ей совершенно не хочется выходить замуж за старика, а сама процедура ей тягостна и неприятна.

Однако в то время у молодых девушек часто не было права выбора жениха. Редко юные девы выходили замуж по любви, их выдавали замуж родители за выгодную партию. Такую ситуацию мы видим и на полотне Пукирёва.

Васий Пукирёв «Неравный брак», 1862 год. (Фото: ru.wikipedia.org. Общественное достояние)
Васий Пукирёв «Неравный брак», 1862 год. (Фото: ru.wikipedia.org. Общественное достояние)

Несчастная любовь художника

Сюжет для картины был взят художником из реальной жизни. Более того, он изобразил на холсте свою возлюбленную Прасковью Матвеевну Варенцову. Молодые люди любили друг друга, и Пукирёв попросил у родителей Прасковьи её руки.

Поскольку он тогда был ещё начинающим, никому не известным художником, причём совсем не богатым, родители девушки ему отказали. Они решили выдать дочь за более выгодную партию — пожилого князя Павла Цицианова.

Этот факт поразил художника в самое сердце. Терзаемый чувствами и досадой, он и написал свою знаменитую картину, которая и прославила его на всю Россию.

Пукирёв с особой тщательностью выписал невесту, озарив её светом, который подчёркивает её молодость и невинность. Юная красавица облачена в дорогое, роскошное свадебное платье и драгоценности, но это всё её совершенно не радует. Она чувствует себя в золотой клетке и мысленно прощается со свободой.

Невесте художник придал черты Прасковьи Варенцовой, а пожилого жениха наделил внешностью князя Цицианова. Позади невесты же Пукирёв изобразил самого себя. Художник стоит в напряжённой позе, скрестив руки на груди и исподлобья глядит на князя, словно хочет выразить, ему немой упрёк.

Покойная жена князя

Интересно, что не только художник смотрит на князя с упрёком. По другую сторону от жениха мы можем увидеть пожилую женщину в свадебном венке и белом платье. Она стоит по правую руку князя и словно выглядывает из-за его плеча.

Василий Пукирёв «Неравный брак» (фрагмент). (Фото: ru.wikipedia.org. Общественное достояние)
Василий Пукирёв «Неравный брак» (фрагмент). (Фото: ru.wikipedia.org. Общественное достояние)

Женщина смотрит на князя упрекающим и осуждающим взглядом. Причём изображена она более мутно и размыто, чем остальные участники церемонии.

Скорее всего, Пукирёв изобразил покойную супругу князя в виде призрака. Что заставило его это сделать — загадка. Возможно, художник сам очень осуждал князя за брак с молоденькой девушкой, которую он непременно сделает несчастной.

Он хотел чьей-нибудь поддержки, но Цицианова никто не осуждал, так как неравные браки были в 19 веке в порядке вещей. Тогда живописец не придумал ничего лучше, как изобразить на картине призрак бывшей супруги князя.

Причём Пукирёв изобразил на картине аж двух призраков. Если присмотреться, то можно увидеть голову пожилой женщины в свадебном венке, которая выглядывает из-за спины священника. Она с жалостью смотрит на молодую невесту, словно сочувствуя ей.

В этих призраках явно кроется некая тайна. То ли это два призрака одной жены, то ли князь Цицианов пережил двух жён — непонятно. Никаких сведений об этом художник не оставил, поэтому для зрителя останется загадкой, что он имел в виду. Хотя не исключено, что Пукирёв во время написания картины переживал сильную драму в своей душе, что и вылилось в призраков на полотне.

Печальный конец драматичной истории

Несмотря на то что в царской России неравные браки были распространены, заканчивались они по-разному. Нередко бывало и так, что срабатывала поговорка «стерпится-слюбится», с которой обычно родители провожали дочь под венец.

Молодая жена со временем привыкала к своему супругу, рожала ему детей, и они жили вполне благополучно до самой его смерти. Супруга оставалась вдовой с немалым состоянием и жила до конца жизни в своё удовольствие или же выходила замуж второй раз уже по любви.

Но бывало и по-другому. Нередко подобные браки заканчивались трагедией, когда молодая супруга не хотела мириться со своей участью. Судя по всему, судьба Прасковьи Варенцовой сложилась достаточно печально.

Владимир Сухов «Прасковья Матвеевна Варенцова», 1907. (Фото: ru.wikipedia.org. Общественное достояние) Какую мистическую тайну хранит картина Василия Пукирёва «Неравный брак»?
Владимир Сухов «Прасковья Матвеевна Варенцова», 1907. (Фото: ru.wikipedia.org. Общественное достояние) Какую мистическую тайну хранит картина Василия Пукирёва «Неравный брак»?


В 1907 году её увидел художник Владимир Сухов. Она была уже пожилой женщиной и проживала в Мазуринской богадельне в Москве. Сухов набросал её портрет и подписал его так:

«Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».

Этот рисунок долго оставался неизвестным, пока в 2002 году его не принесли в Третьяковскую галерею. В портрете старушки действительно можно узнать черты юной невесты с картины Пукирёва.

В богадельнях обычно проживали нищие и бездомные люди, которым некуда идти и нет денег на съём жилья. Как Варенцова оказалась в таком положении — не известно. Возможно, она чем-то разозлила князя, и он лишил её наследства, может, князь разорился, или случилась другая трагедия. Это до сих пор остаётся загадкой.

Что же касается Василия Пукирёва, то он так и не женился и умер в бедности в возрасте 57 лет.

Источник: The Epoch Times