Авиакомпании планируют начать сверхдальние рейсы в конце 2025 года, но до сих пор остаются вопросы по поводу углеродного следа, цены и воздействия на организм пассажиров
В конце 2025 года Qantas планирует выполнить первый из своих рейсов Project Sunrise – до 20 часов без остановок от восточного побережья Австралии до Европы и восточного побережья США.
Национальный авиаперевозчик Австралии назвал эти полеты “последним рубежом авиации”, но эксперты в области здравоохранения и промышленности обеспокоены возможным качеством обслуживания пассажиров и сомневаются, что отмена промежуточной посадки в конечном итоге приведет к увеличению выбросов.
Qantas впервые объявила о своем видении сверхдальних маршрутов в 2017 году, но эпидемия коронавируса отложила прогнозируемый запуск в 2022 году. В условиях, когда мировая авиация вновь переживает бум благодаря постэпидемическому спросу на путешествия, Project Sunrise прочно вернулся на повестку дня.
Авиакомпания уже выполняет беспосадочные рейсы из Перта в Рим и Лондон, которые стали популярными, несмотря на то, что стоят дороже, чем традиционные рейсы с пересадкой в Азии.
Qantas выполняет рейсы на Boeing 787 из Перта в Европу и использовала эту модель для испытательного полета по маршруту Сидней-Лондон, но в нем говорится, что Project Sunrise будет базироваться на превосходной топливной экономичности Airbus A350-1000.
Авиакомпания сделала такой заказ производителю, чтобы 12 самолетов были оборудованы 232 местами – намного меньше, чем обычная конфигурация в 300-350 мест – чтобы самолеты могли перевозить дополнительное топливо, необходимое для полета примерно на 18 тыс. км без посадки.
С меньшим количеством потенциальных клиентов Qantas будет ориентироваться на обеспеченных пассажиров, где 40% салона будут занимать “премиальные места”.
В каждом самолете будет 6 люксов первого класса, 52 бизнес-люкса, 40 мест премиум-эконом и 140 стандартных мест эконом-класса в задней части.
На данный момент авиакомпания раскрыла некоторые подробности о передней части самолета. В каждом люксе первого класса будет 2-метровая кровать, отдельный шкаф и 32-дюймовый телевизор, который будет на 50% больше, чем в люксах существующих A380. В бизнес-классе будет большое пространство для ног и перегородки для уединения.
Пассажирам в эконом-классе обещано гораздо меньше, кроме высоты сиденья в 33 дюйма, что на 2-3 дюйма выше стандарта авиакомпании. Пассажиры всех классов смогут получат доступ к зоне с закусками и “зоне хорошего самочувствия”. Это будет специально выделенное пространство для движения.
Углеводы и гимнастика
Qantas привлекла ученых из Сиднейского университета для изучения последствий для здоровья перелетов, которые станут самыми длительными в мире, и для минимизации влияния на биологические часы - путешественники могут увидеть восход солнца дважды за один рейс.
Во время тестового полета из Сиднея в Лондон в 2019 году блюда, богатые углеводами, были поданы так, чтобы пассажиров клонило в сон, в то время как острые супы предлагались, чтобы взбодрить пассажиров в то время, когда они будут просыпаться в пункте назначения.
Также был проведен сеанс гимнастики в воздухе, на котором Alan Joyce, исполнительный директор Qantas танцевал макарену в проходе салона эконом-класса (в котором не было пассажиров).
Tony Schiemer, специализирующийся на аэрокосмической медицине, который много работал с австралийскими ВВС, говорит, что сверхдлинный перелет немного повысит риск распространенных проблем в полете, таких как тромбоз вен.
По его словам, риск свертывания крови начинает возрастать, когда полет длится четыре часа, и увеличивается с каждым дополнительным часом.
Tony Schiemer говорит, что мало доказательств в поддержку “синдрома эконом–класса” - идеи о том, что те, кому приходится ютиться в креслах меньшего размера, подвергаются большему риску.
“Вам наверняка будет не очень удобно, но я не вижу причин, по которым это может вызвать какие-либо долгосрочные проблемы”, - говорит он.
Tony Schiemer задается вопросом, достаточно ли зон благополучия для тех, кто будет сидеть в эконом-классе. Он ссылается на спальные двухъярусные капсулы, которые собирается предложить Air New Zealand в качестве лучшей инициативы.
“Это отличная идея, потому что больше сна - это очень важно”.
Tony Schiemer, который также работает коммерческим пилотом, считает, что, за исключением пассажиров преклонного возраста и людей с хроническими заболеваниями, большинство дополнительных рисков, связанных с 20-часовым перелетом, могут быть психологическими.
“Не много доказательств того, что авиаперелет вызывает активное обезвоживание, но это больше связано с поведением человека ... люди подумают, что не будут вставать и мочиться часто, поэтому они предпочтут пить меньше, а обезвоживание является фактором риска развития тромбов”.
Те, кто ограничит потребление воды, также сильнее почувствуют воздействие алкоголя.
“Конечно, было бы легче почувствовать себя немного более пьяным, потому что на большей высоте в салоне меньше кислорода, поэтому важно, чтобы пассажиры не переусердствовали с этим.
“Когда кто-то находится в отпуске, и ему некомфортно из-за ограничений физического пространства, он сильнее ударяется в выпивку, и дольше находятся в такой обстановке на этих рейсах”, - говорит Tony Schiemer.
Компромисс между топливом и меньшим количеством мест
Qantas хвастается, что A350 потребляет на 20% меньше топлива, чем другие самолеты такого же размера, и производит на 25% меньше выбросов углекислого газа в расчете на одно место, но критики сомневаются, что беспосадочные перелеты будут менее вредными для окружающей среды.
С одной стороны, это экономит топливо, поскольку исчезает по крайней мере один взлет – самая энергоемкая часть полета. Но, перевозя гораздо меньше пассажиров, выбросы на одного пассажира значительно увеличиваются.
Данные о выбросах не были опубликованы для полетов Project Sunrise, но Международная организация гражданской авиации подсчитала, что беспосадочные перелеты из Дубая в Окленд - около 14 тыс. км – привели к образованию в среднем 876 кг CО2 на одного пассажира эконом–класса. С промежуточной посадкой в Сингапуре средние выбросы на одного пассажира эконом-класса составили 772 кг. Эта цифра значительно выше для пассажиров премиум-класса.
Qantas делает ставку на то, что время, сэкономленное за счет беспосадочного перелета, понравится деловым путешественникам. По его оценкам, беспосадочный рейс сократит перелет Лондон-Сидней до 19-20 часов по сравнению с более чем 23 часами с остановкой в Сингапуре.
Авиакомпания заявляет, что время полета Project Sunrise составит 18-20 часов в зависимости от направления, и пока не публикует информацию о стоимости авиабилетов. Она также не ответила на вопрос о выбросах.
Zena Assaad, старший научный сотрудник Австралийского национального университета, докторская степень которой была посвящена эффективности дальнемагистральных перелетов, ожидает, что сверхдальнемагистральные рейсы станут более популярными, и говорит, что это поможет снизить загруженность в крупных аэропортах.
Но она допускает, что Qantas, возможно, придется отказаться от дорогих конфигураций салона, чтобы лучше конкурировать по цене.
“Возможно, на первых порах идея увеличения пространства для пассажиров может показаться отличной, но если 20-часовой перелет станет нормой, неизвестно, насколько это будет экономически выгодно”, - говорит она.
Qantas еще не обнародовала свою схему ценообразования на эти рейсы, но говорит, что тарифы будут примерно на 30% выше, чем на традиционных маршрутах.
Профессор Rico Merkert, заместитель директора Института транспорта и логистики Университета Сиднея, считает, что полеты могут быть прибыльными, поскольку ориентированы в основном на деловых путешественников, и что более просторные салоны, обусловленные потребностями в топливе, в конечном итоге станут положительным фактором.
“Бизнесмены готовы тратить деньги на то, чтобы ускорить путешествие, но даже если вам важна экономия, и в добавок вы высокий человек, и вы сидите там, сжавшись, как сардина, это становится очень не удобным. Я убежден, что люди не полетят этими рейсами ”.
“Всегда существует компромисс между топливом и количеством мест, что делает полеты менее эффективными, но это лучше, чем выполнять рейс, который никому не нужен – это самый неэффективный расход топлива”.
Источник: Guardian
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале
- Bloomberg: У российских авиакомпаний большие планы, несмотря на санкции