Святитель Лука Крымский (1877-1961, день памяти -11 июня) в неделю Крестопоклонную (третье воскресение Великого поста, такой день и сегодня) объяснил, как спасает Крест Христов людей, христиан.
В этих проникновенных словах Владыки весь опыт его скорбей и страданий, пройденных им в жизни. Уцелел в добре.
Что поведал Владыка Лука о Кресте Спасителя?
Скорби – удел людей.
Владыка Лука заметил, что скорби (несчастье и горе, безвозвратные потери) – удел всех людей на Земле, не только христиан. Так устроена жизнь. Присмотрись и увидишь. Сколько слез и страданий за ширмами и бутафориями нашего "счастья".
Скорби люди терпят по- разному.
Но христиане, идущие путем Христа, скорбят иначе, чем обычные люди.
Светские, обычные, люди терпят скорби только потому, что не могут от них отделаться. Терпят часто с проклятием и ропотом. Или готовы на любую низость лишь бы их избежать.
Христиане несут скорби, связанные с именем Христа, добровольно, с благодарением Бога за них, терпеливо.
Если бы мы отверглись от Христа, говорит святитель Лука, то избавились от большинства скорбей, связанных со Христом. Но тогда мы не обрели бы то ценное, что подает Господь нам через скорби.
Как избавляются от скорбей обычные люди? 5 способов
1. Заливают свое горе вином и водкой, табаком или даже наркотиками.
Достойно ли это христиан? Разве можно залить совесть свою (ведь она часто бывает причиной страданий за Христа) водкой и вином? Богопротивен этот способ. Кто пробовал его – знает на своем опыте. Вроде, сначала приходит утешение, в виде эйфории, а потом приходят большие напасти, будто разум у человека отнимается от такого греховного способа избавления от скорбей.
2. Уход в гулянки, развлечение и пустословие.
Другой способ светских людей, когда они ищут утешение в скорбях: уйти в гулянки, развлечения, пустословие. Призрачное утешение, ненадежное, знаем мы, христиане. Это попытка заглушить голос совести через все это.
«Этого да не будет с вами никогда, ибо христиане не должны заглушать голос совести своей, а наоборот, чутко прислушиваться к нему» - напутствует святитель Лука Крымский.
3. Поиск утешения от скорбей через дружбу.
В древнем мире очень ценили этот способ, утешиться через дружбу. В скорбях и бедах помогут друзья.
Если друг настоящий, то такая дружба - дар Божий. Слава Богу. Но много ли их настоящих в большом окружении знакомых?
«А разве не знаете, как ненадежна эта опора на людей, а не на Бога?» - задает вопрос святитель Лука.
4. Утешение скорбей через напряженный труд и работу.
Святитель Лука так говорит об этом способе утешения:
«Ищут люди, более высоко стоящие в духовном отношении, забвения своих скорбей, своих мучений в напряженном труде, в работе. Это, конечно, средство облегчения скорбей неизмеримо высшее, чем заливание их вином, чем развлечения, танцы и гулянья. Труд на время заглушает скорбь, но трудиться непрерывно нельзя, а когда кончается труд, начинает обличать голос совести, опять восстают тяжкие скорби. Трудом не достигнешь желаемого».
И эти слова говорит святитель Лука - сам великий труженик, и как врач, и как священник, и, вообще, по жизни. Значит, ему открылось большее от Бога.
5. Самое высшее, в чем находят утешение – любовь родных.
Святитель Лука говорит об этом так:
«Самое высшее, в чем находят облегчение – взаимная любовь: любовь супругов, любовь родителей к детям, любовь к людям, достойным любви».
Это более высокий способ утешения, нежели названные предыдущие. Ибо всякая любовь благословенна, но по отношению к Высшей любви (а именно она дается Христом людям) это лишь начальная ее форма.
В ней, в такой любви, нет еще любви ко всем людям, к Богу. И если утешиться и остановиться на этой любви, то главного не откроется, Божьего.
«Пока не достигнут люди любви ко всем, любви Божественной, невелико значение и любви только к близким» - даже так заявляет святитель Лука.
В чем же найти утешение в скорби?
Здесь святитель Лука Крымский говорит о двух духовных вариантах утешения: ветхозаветном и евангельском.
До Христа мудрые и праведные евреи знали, что скорбь удаляется упованием на Бога. Вся трудная история Ветхозаветная, ветхозаветных праведников, показывает нам это.
Помним страдания израильского царя Давида, его скорби. Все у него было: и богатство, и друзья, и жена, но Давид честно говорит: «Только в Боге успокаивается душа моя».
И не только Давид это говорит, все праведники, все пророки ветхозаветные, в своих немыслимых страданиях, находили утешение в рвущейся из сердца горячей молитве к Богу.
Вспомним ситуации страданий Иова, Моисея, Иосифа, Самуила, Даниила, Авраама, Исаака, Иакова, Иеремии, Илии, Елисея. Да, и всех других. В молитву горячую, как святое богообщение, рвалась душа их, когда они сталкивались со страданиями от беззакония, безумия жизни, напастей ее.
Блаженны все эти праведники – заключает Владыка Лука, - но неизменно большее открыто было Христом.
Что видим, взирая на Крест Христов?
Если мы носим в сердце этот Крест и взираем умственным взором на него – говорит святитель Лука – что видим мы, что вызывает это в нас?
Святитель продолжает:
«Видим Сына Божия, Второе Лицо Святой Троицы, Вочеловечившегося Бога, Святейшего Святых, Великого Праведника, Благодетеля рода человеческого, какого никогда не знал и более никогда не узнает мир, – видим Его прибитым железными гвоздями ко кресту.
Видим тяжко страдающим Того, Кто одним мановением руки Своей, одним словом Своим повелевал волнам и ветру утихнуть; Того, кто в течение короткой жизни Своей на земле творил изумительные чудеса, чудеса, которых требовала Его любовь, Его жалость к людям.
Видим висящим на кресте Того, кто исцелял все болезни, кто слепым открывал глаза, кто парализованных восставлял от одра; кто насыщал немногими хлебами тысячи человек; кто воскрешал мертвых – видим величайшего Благодетеля, видим Спасителя и Избавителя от власти диавола».
Крест Христов страшен для зла. Знамение Его прогоняет бесов (бациллы зла в пространстве), которые в ужасе и смятении бегут, потому что с креста Христова излилась неизмеримым потоком любовь Божественная, любовь, истребившая злобу и вражду диавола и бесов.
Проникновение Крестом Спасителя.
«Если видим мы на кресте Искупителя мира, взявшего на Себя наши грехи, ставшего жертвой за всех нас, окаянных, то чего стоят наши скорби, как бы ни было их много, как бы ни были они тяжки, чего стоят они по сравнению с каплями слез, которые стекали по Его Божественным ланитам, по сравнению с тем потоком крови, который истек из прободенной копьем груди и обагрил крест Его! Что стоят наши все скорби по сравнению с этим!».
Когда человек, христианин, проникается сердечным и смысловым пониманием Креста Господня – тогда обретает истинное, ни с чем не сравнимое утешение. Это не успокоение, не атрофия деятельности человеческой ,
Господь, через утешение Крестом, подает силы жить и творить не тварно, а по Богу, с любовью к Богу и людям. Бог открывает иной, высший смысл нашей, человеческой жизни.
Мы не роботы, ни мрази, ни звери. Мы люди, подобие Божье. И жить надо подобно Ему. И Бог помогает в такой, подобной, жизни.
Параллель с жизнью самого святителя Луки.
Сказанное выше – не просто красивые слова святителя Луки. В них выражен его жизненный и духовный опыт, озаренный Христом. Он сам спасался в трудных ситуациях жизни постижением смысла Креста Спасителя и спасительной благодатью Креста.
У него была любимая жена - Анна. Ему была дана неземная, взаимная любовь, к ней. Не в кино, книгах, мечтах, а реальная, в реальности.
В их семье родилось четверо благословенных детей. Тяжелая, неизлечимая тогда болезнь, унесла в молодости его жену. Это была безвозвратная потеря для него.
Конечно можно найти «подругу» дней, жениться повторно и забыться. Но не всегда бывает так. Есть нечто святое, незаменимое. Он потерял жену, но ему открылся Бог.
Он принимает сан. И, казалось бы, взаимен одной любви приходят другая. От любви к жене к любви к Богу. Счастливый человек.
Но реальность сложнее, труднее.
Ведь годы были богоборческие. Любить Бога было запрещено. Это не соответствовало линии власти в стране. Быть священником Божьим в те годы было опасной профессией. Тебя либо перевербуют служить власти, а не Богу и людям, либо устроят ад жизни, либо убьют. Альтернативы еще те.
«Откажись от Бога, сними рясу, будь просто врачом – и все будет хорошо у тебя» – так говорили святителю Луке представители той власти.
Но как изменить Богу, Которого любишь, Который с тобой? Как изменить совести (датчику добра и зла в человеке), которая не позволяет это сделать? Как, в конце концов, изменить убеждениям своим – твердым опорам личности. Личность без убеждений – безликое существо, ее нет без них.
И святитель Лука принимает свое трудное личностное решение, но не изменяет, остается верен Богу, совести и убеждениям своим. За это терпит немыслимые страдания: ссылки, тюрьмы, избиения. За любовь к Богу и достоинство быть человеком Божьим.
Что помогает ему во всем этом?
Благодать Креста Господня, изливаемая на него. В тех страданиях он сильнее всего чувствовал близость и помощь Христа: незримую, но явственную. Помогавшую ему терпеть, не сдаваться злу, не терять внутреннего добра, не расчеловечиваться, не становиться безликим.
Это малое или главное?
Послесловие.
Потому столь и сильны слова Владыки Луки о Кресте Господнем, что он пережил страдания и испытал на себе самом ту благодать Креста Спасителя, что подается в страданиях, скорбях и испытаниях жизни.
Крест помог.
Святитель их прошел, прожив долгую жизнь, не изменив ни себе, ни Богу, сотворив дела многие для людей и Бога по дарованиям своим.
(по материалам проповеди святителя Луки Крымского в неделю Крестопоклонную Великого поста и по автобиографическим материалам из его книги "Я полюбил страдание").