Найти в Дзене
Валерий Ростов

Music Rarities 34. Немецкая Blackbirds и датская Blast Furnace.

Группа Blackbirds
Группа Blackbirds

Blackbirds

The Blackbirds были основаны в начале марта 1965 года, когда четверо друзей решили посвятить больше времени своему любимому хобби музыке, для этого создали группу. Этими четырьмя друзьями были: Werner Breinig (соло-гитара, вокал), Klaus Althmeyer (ритм-гитара), Siggi Burda (бас-гитара) и Helmut Vigneron (ударные). Они репетировали в небольшом зале, принадлежащем местной школе Петер-Вуст, а их оборудование в то время состояло из самодельных усилителей, электронных гитар, которые были склеены вместе, и, казалось бы, доисторических элементов перкуссии.

Первое выступление Blackbird не заставило себя долго ждать: танцевальное мероприятие состоялось 1 мая 1965 года. Группа стремилась постоянно улучшать качество своей музыки, и поэтому каждое воскресенье они выступали в бальном зале в Пюттлингене. Исполняя хиты из английских и французских чартов, в результате чего был заложен краеугольный камень их будущего успеха.

Вскоре группа приобрела значительную репутацию благодаря многочисленным концертам, а также выступлениям на телевидении и радио, и первая пластинка не заставила себя долго ждать. Какими бы амбициозными они ни были, они не стали бы довольствоваться сначала записью одной пластинки, а решили сразу же приступить к работе над целым альбомом.

Записи были сделаны в начале 1968 года в студии Horst Jankowski в Штутгарте. Хотя условия записи были далеки от идеальных, группа смогла выпустить альбом “No Destination”, конкурентоспособный на международном уровне. Примечательно, что пластинка была впервые опубликована в Великобритании на лейбле Saga в 1968 году. Этот первый альбом юго-западногерманской группы The Blackbirds состоит из психоделической бит-поп-музыки с примесью сатиры типа Mothers of Invention и небольшими прогрессивными штрихами. Сильный вокал певца и гитариста Werner Breinig и несколько интересных пассажей Hubert Koop на органе (Hammond) составили основу музыки группы показывая, что у группы большой потенциал и талант к написанию такого музыкального материала.

Состав к альбому “No Destination”:

Bass Guitar - Heinz Koop
Drums - Helmut Vigneron
Lead Guitar - Werner Breinig
Organ [Electric] - Hubert Koop

альбом “No Destination” 1968 год.
альбом “No Destination” 1968 год.

Первое успешное формирование Blackbirds закончилось, когда органист Хуберт Куп был призван в немецкую армию в 1969 году.

А поскольку бит и психоделическая поп-музыка постепенно устаревали, а группы все чаще обращались к прогрессивному року и краут-року, пришлось внести и музыкальные изменения.

Состав к альбому "A Touch Of Music":

Werner Breinig — guitar, violin, flute, vocals
Peter Bely — piano, organ, vocals
Wolfgang Bode — bass, vocals
Charles Sikora — drums, vocals
+
Eckhard Groß — drums (07, 08)
Heinz Koop — bass (07, 08)

В 1971 году группа, которая теперь называла себя просто Blackbirds (без "The"), все же записала еще один альбом "A Touch Of Music", на немецкий лейбле OPP с практически почти совершенно новым составом - за исключением певца и гитариста Werner Breinig, который теперь также играл на скрипке и флейте, ну и как в первом альбоме сочинил почти весь музыкальный материал, но это уже был совершенно новый стиль музыки. Они стали исполнять приятный, поэтичный и классический прогрессивный стиль с длинными треками. Между ними также нашлось место для нескольких более мощных пассажей, характерных для прогрессивной музыки начала семидесятых, которую мы все научились любить.

альбом "A Touch Of Music" 1971 год.
альбом "A Touch Of Music" 1971 год.
 альбом "A Touch Of Music" 1971 год.
альбом "A Touch Of Music" 1971 год.

Атмосфера мелахоличная, с хорошими партиями органа и депрессивным вокалом, меняющийся климат и несущий некоторые заметные психоделические влияния.

Основной стиль, использованный на альбоме, это ранний прогрессивный рок с некоторым влиянием классики, в обеих вступительных частях, где особенно четко прослеживаются веяния мистицизма и таинственности, которые положил в музыке еще Иоганн Себастьян Бах. Орган Хаммонд местами звучит как очень хороший церковный орган. У вокалиста отличный голос с впечатляющим сустейном, который очень впечатляет и сильно подчеркивается на более медленных, мелодичных композициях.

Расширенная работа на флейте в сочинении "Come Back" придает этому произведению отчетливый восточный колорит. Как и во всех прогрессивных группах, использующих флейту, найдутся слушатели утверждающие, что они звучат как Jethro Tull, но думаю к Blackbirds, это относится в меньшей степени.

"A Touch Of Music" - довольно интересный диск с классической, часто вдохновленной классикой, краут-прогой, которая иногда кажется немного неуклюжей и неровной, но в то же время в ней есть свой особый шарм.

Blast Furnace

Группа Blast Furnace
Группа Blast Furnace

Дания никогда не была заметной проговой страной. В конце 60-х и начале 70-х существовало несколько групп, ориентированных на джаз-рок или фолк-рок, но многое из того, что можно было бы назвать именно (симфоническим) прогом. В первые годы существования прогрессивного рока как жанра существовало четыре датские группы, просуществовавшие недолго и выпустившие единственный одноименный альбом: Old Man & The Sea, Hurdy Gurdy, Pan - и Blast Furnace.

Датскую музыкальную сцену часто недооценивают, но рок-н-ролл, ритм-энд-блюз и The Beatles также прибыли в Данию, кроме этого, существовала небольшая, но хорошая джазовая и фолк-сцена. В конце 60-х годов группы прогрессивного и психоделического рока развились из этих различных стилей с безошибочной индивидуальностью, датские группы также были достаточно смелы, чтобы петь не только на английском, но и на своем родном языке.

Состав:
Thor Backhausen - Organ, Piano, Flute, Background Vocals
Tom McEwan - Drums, Congas, Percussion, Piano, Lead And Background Vocals
Niels Vangkilde - Acoustic And Electric Guitars, Background Vocals
Arne Wurgler - Bass, Cello, Acoustic Guitar, Harmonica, Lead And Background Vocals
Terese Damsholt - Background Vocals
Anne Lise Rosberg - Background Vocals

Arne Wurgler (бас, виолончель) ранее играл в джазовых коллективах, а также, что интересно для поклонников прогрессивного рока, с группой Pan, которые выпустили замечательный альбом Sonet в 1970 году, Thor Backhausen (орган, фортепиано, флейта), разносторонне одаренный музыкантом, и 18-летний Niels Vangkilde (гитара), составили костяк группы Blast Furnace. В последствие дополнив состав еще несколькими участниками записали одноименный альбом в 1971 году, в копенгагенской студии Rosenberg studios для Polydor.

Альбом "Blast Furnace" 1971 год.
Альбом "Blast Furnace" 1971 год.

Даг Асбьернсон дал обзор альбома в своей книге "Scented Gardens Of The Mind": "На альбоме было 11 дисциплинированных треков с жестким вокалом и острыми как бритва инструментальными брейками, сбалансированными между электрогитарой, органом Хаммонда и флейтой. Это один из лучших датских альбомов".

В отличие от своих коллег, Blast Furnace предпочли не прибегать к длинным инструментальным или затяжным импровизациям. Песни четко структурированы, живые и дополнены интеллектуальными и критичными текстами.

Иногда вызывают небольшие ассоциации в эпоху протопрога конца 60-х типа Traffic и Procol Harum, которые аналогичным образом смешивали различные музыкальные элементы от блюза до фолка, чтобы композиции получались либо эклектичными, либо симфоническими, но здесь в Blast Furnace все это было более жестко и временами переходя в энергичный джаз-рок. Tom McEwan как основной вокалист немного груб, в его голосе не так много глубины или вокального разнообразия, но он создает общую картину альбома соответствуя его тематике. Их звучание вращалось вокруг игривых ритмов, приличных мелодий, приятных рок-мелодий и некоторой инструментальной гибкости, чему способствовали свободные джемы на флейте, органе и гитаре, а также способность группы сочетать более тяжелые партии с более плавными.

Продажи альбома не соответствовали высокому музыкальному качеству пластинки, а тот факт, что все участники небольшой музыкальной сцены Копенгагена играли и джемовали вместе со всеми остальными, означал, что жизнь группы будет недолгой. Так и получилось группа вскоре распалась.