Реферат. Проблема формирования библиотечного имиджа в качестве инструмента активного социального маркетинга в условиях глобализации информационного пространства становится все актуальней и требует новых подходов в теоретической и практической сферах библиотечной отрасли. В современных реалиях библиотеки осознают значимость собственного имиджа как социокультурного феномена, перекликающегося со сложным и многогранным понятием «бренд». Он используется как инструмент обновления имиджа и развития социального маркетинга. Цель статьи — определение особенностей знака обслуживания как ключевого элемента библиотечного бренда и механизмов его гражданско-правовой защиты. Вопросы, связанные с использованием знака обслуживания как одного из элементов библиотечного бренда, представляют собой научную новизну, в частности конкретизируются правила его регистрации. Отмечается, что термин не имеет юридического статуса, однако он может рассматриваться в отношении с близким к нему институтом гражданского права — средствами индивидуализации — знаком обслуживания (товарным знаком). Проанализирована процедура его регистрации, а также определены этапы брендовой политики библиотеки. Несмотря на то что термин «бренд» получил широкое распространение в научном, профессиональном и бытовом обиходе, он не имеет юридического или правового статуса, т. е. легальное определение в законодательстве Российской Федерации отсутствует. Поэтому необходимой юридической процедурой, направленной на правовую защиту бренда библиотеки как элемента системы библиотечного брендирования, является регистрация знака обслуживания — обозначения, служащего для индивидуализации выполняемых работ или оказываемых услуг. На основе анализа практики юриспруденции определена возможность преимущественного использования термина «знак обслуживания» при обозначении библиотечно-информационных продуктов и услуг. Анализ зарегистрированных знаков обслуживания (товарных знаков) библиотек, актуальных на июнь 2021 г., демонстрирует осознание библиотеками значимости собственного бренда. При этом далеко не всегда библиотечное профессиональное сообщество осознает преимущества использования знака обслуживания, что приводит к окончанию срока действия исключительного права без его продления в установленном законом порядке. Регистрация способствует укреплению статуса библиотеки в качестве активного маркетингового компонента информационного рынка и формирования репутационного капитала. Она может рассматриваться как специфический стимул развития библиотечного брендинга.
Ключевые слова: библиотека, региональные публичные библиотеки, библиотечно-информационное обслуживание, библиотечно-информационный маркетинг, бренд, имидж, интеллектуальная собственность, знак обслуживания, товарный знак, правовая охрана, средства индивидуализации.