Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Образ ханши Тайдулы, которая в первом браке была старшей женой хана Узбека, представлен в картинах разных русских художников, в том числе иконописцев. Правда, надо признать, что сама Тайдула в этих картинах присутствует постольку, поскольку именно она была, согласно легенде, исцелена митрополитом Алексеем от слепоты. А главный герой всех этих произведений — именно митрополит.
Тайдулу изображали кто во что горазд, чаще всего как молодую красивую женщину. Но на момент встречи с митрополитом она была не так и молода, во всяком случае, ее сын Джанибек к тому времени был ханом.
Подписывайтесь и на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также на канал моего мужа Александр имхо.
Есть рисунок, где Тайдула показана все же пожилой женщиной (см. последнюю картинку), но почему-то в степи в окружении воинов, и Алексей исцеляет ее тут же в степном просторе. Это тоже не соответствует исторической достоверности, поскольку ханский двор находился в Московском Кремле, а именно на Боровицком холме, там, где потом построили Соборную площадь, улицы Великую и Варварку. Также в Кремле было татарское подворье, где жили послы Золотой Орды.
Так что Алексею не надо было ехать куда-то в степь и вообще выезжать из Москвы, чтобы исцелить Тайдулу. Ему было достаточно просто перейти из своей резиденции в ее.
Легенда гласит, что ослепшая ханша прозрела благодаря митрополиту, за что Джанибек подарил ему драгоценный перстень, освободил русскую церковь от налогов, которые до того сам и наложил, и передал в ее владение то самое татарское подворье. В ответ на такие приятные события и в ознаменование чуда митрополит Алексей основал в Москве Чудов монастырь.
Конечно, возникает закономерный вопрос, почему татарская ханша, не будучи христианкой, обратилась за лечением к православному митрополиту? Почему не к своим врачам или священникам? Ответ в том, что отношения ордынцев и русских в XIV веке были весьма противоречивыми, но верхи сотрудничали друг с другом.
Митрополит Алексей был не только священнослужителем, но и врачом. К нему обращались за лечением, и он лечил именно как врач, без всякой мистики. В 1357 году хан Джанибек ходил в поход в азербайджанские земли, после чего серьезно заболел. Ему был нужен грамотный медик, поэтому обратились к митрополиту Алексею. Но сообщать о том, что у хана недуг, было нельзя (он ведь всегда здоров и силен!), поэтому поводом для приглашения Алексея назвали глазную болезнь Тайдулы. Она не была слепой и не прозрела благодаря чуду, но, возможно, действительно имела какие-то проблемы с глазами. Судя по тому, как Джанибек отблагодарил митрополита, лечение обоих было успешным.
Тайдула, судя по сведениям о ее жизни, была властолюбивой и волевой женщиной, принимала самостоятельные решения, активно участвовала в борьбе за власть своих сыновей и внуков, и в этой борьбе была убита вместе со своим вторым мужем Наурузом в 1360 году. Она тогда была уже старой женщиной, но стремившейся к власти до последнего.
Читайте еще на моем канале:
Почему в искусстве XIX века любили изображать Торквадо Тассо в заточении