Найти тему
При свете абажура

Можно ли "образоваться" без высшего образования?

В последние недели на просторах Интернета и в СМИ всё чаще говорят о том, что Россия может отказаться от Болонской системы образования.

Меня эта новость скорее обрадовала, чем огорчила, но я не собирался взвешивать все за и против, чтобы не раствориться в хоре голосов на модную тему. Думаю, в данном случае достаточно будет привести один, но очень характерный пример.

Помните первую встречу Шерлока Холмса и доктора Ватсона?

-2

И хотя эта сцена должна была показать отношение Холмса к отвлеченным понятиям, в целом ее можно рассматривать как апофеоз отличия двух систем образования - западной и отечественной, советской.

В отечественной системе ценилась не только специализация, но и кругозор, в западной - узкая специализация. И даже такое понятие, как "интеллект" обе системы толковали по-разному.

У нас понимание термина "интеллект" было более расширенным, и оно очень сильно перекликалось с таким понятием, как "интеллигенция", "интеллигентность". При этом подразумевался не только некий уровень умственного развития, способность к обобщению, анализу, прогнозированию и так далее, но также уровень культурного развития. Чистое познание, без привязки к практическому применению в нашем обществе не осуждалось, а даже приветствовалось.

Американцы же, как сугубо прагматичная нация, понятию "интеллект" придают, скорее, биологический контекст и трактуют его как способность быстро адаптироваться к меняющимся условиям, что дает дополнительные шансы в борьбе за выживание. То есть, чем выше интеллект, тем больше шансов выжить. Для выживания в капиталистическом мире права и обязанности человека сведены до минимума: всё, что от него требуется - сугубо профильная специализация и его время.

-3

Рабочее время - чтобы исправно служить винтиком в системе, и свободное время, чтобы не выпадать из общества потребления (брать кредиты для покупок товаров или получения услуг).

Но оставим в стороне Болонскую систему с интеллектом и попробуем взглянуть на предмет под другим углом зрения. Я бы сформулировал вопрос несколько иначе: "Нужен ли современному обществу человек с высшим образованием?"

Для чистоты эксперимента не будем рассматривать экстремальные, нетипичные примеры вроде:

  • диплома уровня МГИМО или Гарварда;
  • "корочки", которую можно купить;
  • самодостаточного, умного и практичного человека, который может обойтись и без высшего образования;
  • человека, которому высшее образование не пошло впрок.

Если мы отбросим все вышеперечисленные примеры, то в поле зрения окажутся те люди, которые прошли все этапы обучения и получили легальный документ об окончании ВУЗа, пусть и не самого выдающегося. Отличаются ли эти люди с корочкой от людей без оной? Что дает высшее образование его обладателю?

Высшее образование приучает человека работать с литературой, дает навыки систематизации, вносит упорядоченность. Даже если в дальнейшем (в повседневной жизни или профессиональной деятельности) будет востребована лишь малая часть из всего полученного в институте, все равно этот пласт знаний на определенном этапе (а именно - в период формирования мировоззрения) выполняет свою функцию. Это не обязательно билет в высшее общество, а некая дополнительная ступенька, некоторое неявное, но всё же преимущество. Это как планка Пикатинни, позволяющая навешивать на огнестрельное оружие различные приспособления, повышающие эффективность стрельбы.

Планка Пикатинни на автомате Калашникова
Планка Пикатинни на автомате Калашникова

И при приеме на работу документ о высшем образовании это не только свидетельство о некотором, пусть даже зачаточном уровне квалификации, но и некий гарант наличия у человека способности к направленной деятельности ради поставленной цели. Свидетельство того, что он способен заставить себя делать то, что не очень хочется, но надо для пользы дела. И даже бессмысленное на вид штудирование конспектов в последнюю ночь перед экзаменом - тоже свидетельство пусть и зачаточной, но всё же ответственности.

-5

Наличие образования, и тем более высшего, помимо прочего задает некие этические и эстетические фильтры, с помощью которых происходит восприятие всего разнообразия нового, формируется уважение к другой культуре и восприимчивость ко всему хорошему и полезному. Будь то кухня других народов, обычаи, какие-то лайфхаки и прочее.

Но нужна ли современному обществу такая прослойка образованных членов? И можно ли добиться высот без "вышки"? Ведь даже во времена СССР, когда и среднее и высшее образование были бесплатными, к их получению стремились далеко не все советские граждане, потому что свою нишу в обществе спокойно можно было занять и без "вышки". Наверное, образование как таковое можно сравнить с привычкой читать: прочел очередную книгу - захотелось прочесть другую. И сейчас в отношении к нему мало что изменилось.

До недавнего времени мы знали немало примеров, когда отдельные личности достигали успеха, имея за плечами всего лишь среднее образование и даже неполное среднее. Но у таких людей недостаток образования с лихвой компенсировался пытливым умом, талантом или уникальными природными данными и, что немаловажно, трудолюбием. В любом случае, для достижения успеха нужно было прикладывать немало усилий, развивать талант, бороться со своими недостатками, преодолевать трудности, воспитывать характер.

И тут появился Интернет... Он и его детища вроде Youtube, Instagram и TikTok, словно вода, заполнили собой всё досуговое пространство. В этом довольно мутном потоке зародились новые формы жизни - поколение людей, которые недостаток своего образования компенсируют активностью в сети, тиражируя развлекательный контент не всегда высокого качества, спрос на который растет с каждым годом.

-6

Если Шерлок Холмс, будучи экспертом в криминалистике, был терпим к незнанию некоторых общеизвестных вещей, не имеющих отношение к своей профессии, то сейчас быть невеждой вошло в моду. Современные публичные люди, представители отечественного шоу-бизнеса или блогеры мало того, что не стесняются своего незнания элементарного - они этим умудряются бравировать! Мы становимся свидетелями зарождения новых стандартов. Мы столкнулись с другой реальностью, где возможно всё и даже то, что казалось невозможным до недавнего времени. Демократизм современного общества поднимает на вершину успеха самых неожиданных личностей. Вроде того же Дани Милохина.

Для привлечения внимания демонстрируется откровенная глупость, и чем она масштабнее, тем большей получается отдача. В стремлении поразить зрителя новоявленные звезды не боятся нарушать границы этики, потому что они этих границ попросту не ощущают. Такое понятие, как общественное порицание стало размытым, потому что человеческое сообщество и общество потребления практически слились воедино. Отсюда - не только терпимость к глупостям, но и постоянно растущий запрос на них.

Так можно ли состояться или "образоваться" без высшего образования? Выходит, можно.

А без Интернета? Человека примитивного склада образовавшийся Интернет-вакуум поставит на грань выживания, как рыбу, выброшенную на берег.
Для человека же думающего Интернет - всего лишь подспорье, дополнительный инструмент получения или распространения информации. Если Интернет "отвалится", оружие homo sapiens всегда останется при нем, и оружие это - книга, руки и мозг.

-7