Найти тему
Мироха-дзен

И ещё о начале.

В прошлом тексте, который называется пафосно "О начале", я рассказал вам о том, как смог в детстве воспринять Бога, как идею. И любой более или менее серьезный богослов тут же уличил бы меня тогда, а мог бы уличить и сейчас в том, что я подменяю самого Бога на идею Бога.

И это противоречие не ускользнуло от моего внимания.

Ведь идея находится у меня в голове, а Бог, как искомое мною начало, находится, опять же исходя из самой идеи, вовне моей головы и вообще вовне всего того, началом чего он является.

Но связана ли идея, как таковая, с тем, что мы называем объективной реальностью непосредственно, или имеет на нее лишь косвенное влияние, наверное, нужно читать у античных философов. К такого рода чтению я в детстве не был предрасположен.

Я читал приключенческие романы.

Вот совсем не полный, но показательный список авторов, которыми я был увлечён:

Александр Дюма, Артур Конан Дойль, Владимир Обручев, Александр Беляев, Джек Лондон, Эдгар По...

А! Ещё про индейцев... Сат-Ок.

Вы скажете, что в этих приключенческих романах нет ничего о Боге... В детстве мне тоже так казалось. Но в этих романах и в другой художественной литературе, которую я читал, читаю и, надеюсь, продолжу ещё читать, авторы, каким-то непостижимым образом говорят со мной о духе. Может быть, даже, о Духе с большой буквы.

Действительно, герой приключенческого романа всегда является обладателем большой силы духа и, если это не одно и тоже, то и большой силы воли.

Что такое сила духа, мне вообще было непонятно. Даже неизвестно было с какой стороны о духе можно начать думать. А вот про силу воли было известно больше.

Захотел - сделай!

Начал - доведи до конца!

Дал слово - держи!

Больно - терпи!

Воспитывай свою волю!

Все эти призывы отсылали меня к мысли о том, что внутри меня есть кто-то, кто способен принимать свободные решения, хотя при попытке его внутри себя обнаружить я видел лишь комплексы привычек, обусловленные средой обитания, а за ними пугающую пустоту... Не просто пугающую, а повергающюю меня в панический ужас.

Но со временем, вглядываясь в этот ужас, я начал видеть в пустоте то же самое начало, о котором я рассказывал в предыдущей части.

Соседка-старуха, ярая коммунистка, как-то позволила себе в моем присутствии высказать мысль о том, что если и есть Бог, то он находится у нее внутри. Я запомнил и через некоторое время обнаружил его и у себя внутри, как некое "я", которое принимает то или иное решение. А чуть позже понял, что на вере в это "я" держится любой общественный договор и любые системы ценностей, поощрений и наказаний.

Таким образом выходило, что как основания объективной реальности лежат за границами объективной реальности, так и основания моего самоощущения лежат за границами моего самоощущения. А окружающие люди и то и другое называют словом Бог.

Короче, вашу маму и там и тут передают, до чего все же техника дошла...

Такие интуиции в детстве очень удручали меня, я и сейчас-то формулирую свои мысли весьма туманно и с большим трудом, а тогда я их никак не мог формулировать и поделиться своими переживаниями с другим не имел никаких возможностей. Все потому, что культура Советского Союза, отказавшись от языка религии, не предоставила человеку иного языка для описания тех смутных желаний и страхов, которые на определенном этапе развития возникают в сознании, как мне думается, большинства детей.

Именно поиск этого недостающего языка в конечном счёте привел меня к религии. Почему и как это произошло я попробую объяснить вам в следующей части моей постной практики.

Спасибо за внимание!