Принято считать, что мировой финансовый кризис начался с банкротства Lehman Brothers, однако перед этим произошло еще одно интересное событие, о котором сейчас помнят только финансисты. Так в начале 2008 года рухнул не самый большой банк под названием Bear Stearns — это падение в дальнейшем назвали «канарейкой в шахте», но тогда на него не обратили должного внимания.
Все дело в том, что Bear Stearns испытывал точно такие же проблемы, как и его более крупные коллеги по цеху — он был под завязку набит ипотечными бумагами, которые в итоге и потянули его на дно. Финансовая система легко переварила банкротство этого небольшого банка, но уже через полгода в подобную ситуацию попал огромный Lehman Brothers — и вот его крах чуть не обрушил всю американскую экономику.
Теперь вернемся к дням сегодняшним — в пятницу неожиданно для многих Silicon Valley Bank был признан банкротом, что стало крупнейшим банкротством в США за последние 15 лет. Что это за банк и как такое могло произойти?
SVB располагается в Калифорнии и считается настоящим символом венчурного бизнеса Кремниевой долины — он инвестировал в технологические и медицинские стартапы, криптовалюты и зеленые проекты. В 2020-2021 годах это приносило ему огромные деньги — благодаря печатному станку фондовый рынок рос как дрожжах, и особенно быстрый рост показывали подобные «модные» активы.
Многие посчитали управляющих банка настоящими гениями, после чего деньги клиентов потекли в него полноводной рекой — будущее SVB еще никогда не казалось таким безоблачным и прекрасным. Однако в прошлом году все резко поменялось — ФРС начала ужесточать денежную политику, и рискованные вложения банка стали быстро обесцениваться.
Его руководство решило переложить свои средства во что-то более надежное и затарилось долгосрочными государственными облигациями США с доходностью около 2% годовых. И тут случилось непредвиденное — из-за высокой инфляции ФРС стала агрессивно поднимать ключевую ставку, и бумаги с доходностью 2% стали никому не нужны. По законам рынка, их стоимость резко полетела вниз, и к концу 2022 года убыток SVB достиг 16 миллиардов долларов. Но как же тогда в начале марта этот банк смогли признать одним из лучших в США?
Все дело в манипуляциях бухгалтерской отчетностью — руководство SVB вместо убытков нарисовало небольшую прибыль по итогам прошлого года, а его исполнительный директор заявил, что «ситуация под контролем и проблемы надуманны». Но шила в мешке не утаишь, и когда все это всплыло наружу, то американцы бросились забирать свои денежки из этого проблемного банка — за несколько дней они вывели из него около 40 миллиардов долларов, что стало последней каплей.
В пятницу Silicon Valley Bank быстренько признали банкротом — он остался должен своим вкладчикам около 170 миллиардов долларов, большая часть из которых не была застрахована. Сейчас перед финансовыми властями США стоит непростая задача — им нужно предотвратить панику среди населения, потому что если люди побегут забирать свои вклады из других банков, то вся банковская система может посыпаться.
Некоторые эксперты уже называют крах SVB «канарейкой в шахте», потому что другие американские банки испытывают точно такие же проблемы и могут рухнуть вслед за ним. Нереализованный убыток из-за поднятия ключевой ставки в SVB превысил 50%, после чего тот просто не выдержал — подобный убыток у Bank of America составляет 43%, у Wells Fargo – 25%, у US Bancorp – 24%.
Завтра состоится экстренное заседание ФРС, на котором банкиры как раз и будут решать, как им спасать собственную финансовую систему. Эта система долгие годы жила в условиях работающего печатного станка и околонулевых ставок, а лишившись всего этого чувствует себя как наркоман, оставшийся без нужных ему препаратов.
Есть в этой истории и политическая подоплека — если Белый дом решит спасать SVB многомиллиардными вливаниями, то республиканцы заблокируют эту инициативу в Конгрессе. Кремниевая долина уже давно является союзником демократической партии, и банкротство ее главного банка станет для нее ударом — перед президентскими выборами республиканцы не прочь воспользоваться этим в своих интересах.
Только вот чем дольше политики будут спорить, тем выше шансы масштабного кризиса — раз «канарейка в шахте» перестала весело щебетать, то у банковской системы есть серьезные проблемы.