Ещё до завершения Наполеоновских войн французская Императорская Гвардия заслужила среди современников бессмертную славу. В легенду вошли мужество и преданность гвардейцев, проявленные ими на полях сражений начала XIX века. Само выражение «Старая Гвардия» стало для нас нарицательным и отождествляется с отвагой, честью и беззаветной верностью долгу. История этого элитного корпуса подобна огненной вспышке: хоть длилась она недолго, но своей яркостью она поражает воображение.
Наполеоновскую Гвардию обычно ассоциируют с бравыми гренадерами в высоких медвежьих шапках, гордо наступающих стройными рядами под шквалом ядер и картечи. Но Гвардия была весьма пёстрым соединением: кроме французских подразделений были в её составе и польские уланы, и экзотические восточные мамелюки, и голландские гренадеры. В период её расцвета все рода войск, составлявшие тогда французскую армию, были в ней представлены. Однако едва ли не самым удивительным было то, что не только армия, но и флот также имел в рядах Гвардии своих представителей. Декретом от 27 сентября 1803 года был создан батальон моряков в составе тогда ещё Консульской Гвардии.
Но каким же целям должно было служить это подразделение?
Всё дело во вновь начавшейся войне с Великобританией. В мае 1803 года Англия разорвала подписанный в прошлом году Амьенский мир и начала военные действия против Франции. Наполеон же всегда был сторонником решительных мер: он стал готовиться к высадке в Англии, чтобы одним мощным ударом сокрушить противника. Само собой морская составляющая операции была ключом к успеху. Перебросить через Ла-Манш предстояло около 150 тысяч человек, что уже является непростой задачей. Не говоря уже о постоянной угрозе в виде британского флота.
Тогда-то и возникла идея подразделения в составе Гвардии, состоящего из моряков. Батальон делился на пять экипажей (рот). Система званий также была позаимствована из военно-морского флота: командовал батальоном капитан I ранга, командование экипажами осуществляли пять капитанов II ранга, либо это мог быть офицер в чине капитан-лейтенанта. Общая численность батальона по штату составляла 737 человек, из которых 32 являлись офицерами. Особых изменений эта структура не претерпевала в течение нескольких лет. Разве что летом 1804 года Консульская Гвардия была преобразована в Императорскую, вслед за провозглашением Наполеона императором 18 мая. Основной задачей батальона должно было стать обеспечение безопасности Наполеона во время морской фазы операции, переправы императора со своим штабом через Ла-Манш, а также содействие переправе всей Гвардии. Также батальону предписывались охрана императора при посещении портов и обслуживание судов, на которых он бы находился.
Однако в 1805 году политическая ситуация резко поменялась. Пока Наполеон готовился к десанту в Англию, в Европе сложилась Третья антифранцузская коалиция в составе Австрии, России, Неаполя и Швеции. Собрав значительные силы, коалиция двинулась в наступление, пока французская армия была стянута к побережью канала. Но несмотря на то, что война теперь совершенно точно предстояла сухопутная, батальон моряков Гвардии было решено сохранить.
Следует отметить, что большая часть из них была временно оставлена в Булони в составе сил, прикрывающих побережье Франции. Но один экипаж всё же принял участие в компаниях 1805-1807 годов. Теперь гвардейским морякам предстояло действовать вдали от моря в качестве инженерной части. Под командованием капитана II ранга Рокбера, гвардейские моряки участвовали в окружении австрийской армии Макка под Ульмом, действовали в составе речной флотилии на Дунае и, наконец, участвовали в сражении при Аустерлице 2 декабря 1805 года. В Прусскую кампанию 1806 года один экипаж также следовал за императором и в составе Гвардии входил в поверженный Берлин. Наконец, в 1807 году моряки последовали за армией в Восточную Пруссию, где наводили переправы для наступающих войск. Более всего в эту кампанию они отличились во время осады Данцига, где действовали уже в полном составе.
Самым трагичным эпизодом боевого пути гвардейских моряков стала катастрофа под Байленом в Испании, когда летом 1808 года две французские дивизии были принуждены капитулировать перед окружившими их испанскими войсками. В составе этого отряда были и моряки Гвардии. Сдача одного из гвардейских подразделений стала тяжёлым ударом для престижа армии и для императора. Весной 1809 года часть была восстановлена только в виде одного экипажа. Полноценно батальон был восстановлен лишь в 1810 году, когда была несколько переработана старая структура подразделения и общая численность увеличена до 1136 человек. Отныне роты моряков должны были распределяться по главным морским базам Франции и входить в экипажи кораблей.
Тяжким испытанием стала для чинов батальона кампания в России, куда две роты моряков также отправились в составе Императорской Гвардии. В 1812 году они исполняли свою привычные функции в качестве инженерных войск, занимаясь обеспечением переправ. Самый знаменитый эпизод с их участием произошёл уже при отступлении из России, на месте жутких событий на Березине. Положение Великой Армии к концу ноября 1812 года стало критическим: сзади её преследует Кутузов, с севера идут войска Витгенштейна, а впереди незамёрзшая река Березина, на другом берегу которой уже приготовились войска Чичагова. При этом все единственная переправа через Березину разрушена, а понтонный парк давно брошен.
Казалось, что выхода из ситуации нет. Но и тут нашлось место мужеству и героизму: на помощь пришли понтонёры (инженерные войска) под командованием генерала Жан-Батиста Эбле, куда входили и остатки моряков Гвардии. Всю ночь с 25 на 26 ноября 1812 года в их лагере кипела работа: рубили деревья, окрестные дома разбирались на стройматериалы, ковались скобы и т. д. Утром 26 ноября началось сооружение мостов. К этому времени уже свирепствовал мороз. В нечеловеческих условиях, стоя подчас по плечи в ледяной воде, солдаты генерала Эбле наводили переправы, чтобы их товарищи получили шанс на спасение. Почти все эти героические воины погибли. Сам генерал Эбле в скором времени умер от переохлаждения и истощения. Но переправы были построены. Большая часть отправившихся в поход моряков не пережили эту кампанию.
Батальон моряков Гвардии продолжал стойко исполнять долг и в течение последних кампаний Наполеона. Особенно отличились они уже при обороне Франции в сражении при Арси-сюр-Об, когда своей мужественной обороной против превосходящей вражеской кавалерии позволили отступить другим гвардейским частям. После первого отречения императора некоторые моряки последовали за своим любимым полководцем в ссылку на остров Эльба. Затем они вместе с ним вернулись, чтобы принять участие в его последней кампании. После поражения при Ватерлоо и новой реставрации королевской власти гвардейские моряки были расформированы полностью, разделив судьбу всей Императорской Гвардии.
Автор - Eques Gallicus