Найти тему
Учительская

Магистр за год: еще раз о реформе высшего образования

В новой системе высшего образования срок обучения в магистратуре может составить один год. Как сообщает ТАСС, об этом заявил глава Минобрнауки России Валерий Фальков. «В новой системе координат можно будет вполне в соответствии с запросом рынка труда подготовить или получить углубленные профессиональные знания в магистратуре за год», – сказал министр.

Напомним, что Президент России в Послании Федеральному Собранию предложил вернуться к традиционной для страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием. Сроки обучения будут составлять от 4 до 6 лет. Если профессия требует дополнительной подготовки или узкой специализации, молодой человек сможет продолжить образование в магистратуре или ординатуре.

Достаточно ли одного года обучения в магистратуре для получения углубленных специализированных знаний? Что необходимо учесть профильному ведомству при дальнейшей работе над данной инициативой? Об этом рассуждают наши эксперты и читатели.

Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО:

– Сколько лет нужно учиться на бакалавриате или в магистратуре, зависит от сложности осваиваемого массива материалов. Если готовить учителя, который должен будет преподавать два предмета и более, то совершенно очевидно, что четырех лет бакалавриата ему не хватит. Если магистратура связана с академической траекторией, надо смотреть, какой задел, какая база уже есть у человека. Для полноценного обучения в магистратуре хорошо бы иметь бакалавриат или специалитет по тому же профилю, а еще как минимум одну научную публикацию, иначе ты просто не успеешь за один год защитить диссертацию. Успеет он или нет, зависит, конечно, от самого человека, но еще и от сложности программы. Поэтому год или два – вопрос вторичный, надо смотреть, за какой промежуток времени будут получены те или иные знания, освоены необходимые компетенции. Один студент способен все это сделать за год, а другому и двух мало.

Следовательно, пока рано делать какие-либо выводы, надо посмотреть, что же на самом деле предлагается системе образования, что будет прописано в документах, какие изменения в Закон «Об образовании в РФ» будут внесены. Вполне допускаю, что в ряде случаев по некоторым программам одного года и правда может хватить. Но давайте подождем.

Игорь РЕМОРЕНКО, ректор Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО:

– Программы годичной магистратуры вполне возможны. Во многих странах они есть. Для кого нужны такие программы? Во-первых, для тех, у кого уже есть базовое высшее образование, бакалавриат или специалитет. Во-вторых, для тех, кто уже получил какой-то профессиональный опыт после базового высшего образования и точно понимает, где ему надо дальше профессионально совершенствоваться. Обычно годичные программы реализуются весьма интенсивно. Там мало каникул и есть тесная интеграция с производственным или научным сектором.

Двухгодичные программы позволяют уточнить выбранный профиль и иногда предполагают пробы магистров в отношении разных аспектов выбранной профессии. Одногодичные программы для специалистов, которые уже определились с таким выбором и точно знают, какие знания им необходимы. Они в большей степени ориентированы на освоение какой-то технологии. Например, двухгодичная магистратура по преподаванию математики может касаться различных аспектов обучения математике. Одногодичная магистратура, напротив, фокусируется на каких-то определенных разделах или способах преподавания. Например, преподавание геометрии в профильных классах. Или обучение математике ребят с ограниченными возможностями здоровья.

Ирина АБАНКИНА, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ ВШЭ:

– На самом деле во многих странах продолжительность обучения в магистратуре достаточно гибкая. Дипломы выдают университеты, так что они и определяют продолжительность программы в зависимости от ее сложности и направленности.

В нашей стране в 2012 году был принят Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации» с установленными сроками обучения независимо от направленности: 4 года бакалавриат и 2 года магистратура. Те, кто учился на бакалавриате, имели право поступить в магистратуру на бюджет, а те, кто оканчивал специалитет, могли бесплатно поступить только в аспирантуру, поскольку специалитет приравнен к магистратуре. Сейчас же все это совершенно справедливо пытаются изменить.

Во-первых, изменить продолжительность программы в зависимости от ее направленности и, как во всем мире, отдать приоритет университетам. Нужно сказать, что даже самые востребованные программы, как правило, длятся год или 9 месяцев. Большинство из них с отрывом от работы, поэтому никто не хочет обучаться так два года. Мне кажется, что эта гибкость оправданна. Во-вторых, есть обещания, что выпускники и бакалавриата, и специалитета смогут учиться в магистратуре на бесплатной основе. То есть дискриминация будет преодолена.

Евгений БУНИМОВИЧ, заслуженный учитель России, председатель Комиссии по образованию Московской городской Думы:

– Мне кажется, мы все слишком увлеклись формальной стороной дела – три года, пять лет… Дело совсем не в этом. Сегодня у нас огромное разнообразие профессий. А главное – по оценке мировых экономистов, больше половины профессий, которые появятся только через десять – двадцать лет, мы даже не знаем. Поэтому система высшего образования, так же как и среднего, должна быть очень гибкой и вариативной. И в этом смысле я приветствую любые инициативы, связанные с такой вариативностью, когда говорят: где-то может быть один год, где-то – два года, а где-то – четыре года. Все зависит от того, какие профессии будут востребованы. И нужно исходить не из формальных параметров, спускаемых сверху, а больше доверять профессионалам, которые и должны выстраивать такую вариативную систему образования, соответствующую потребностям человека и специалиста.

Николай ПОДОСОКОРСКИЙ, публицист, кандидат филологических наук, Москва:

– Уменьшение срока обучения в магистратуре может быть оправданным для ряда направлений. Не будем забывать, что формальное образование дает лишь временные, стартовые знания, настоящий специалист должен самостоятельно учиться всю жизнь. Вместе с тем для некоторых направлений магистратуры такое радикальное сокращение сроков обучения может оказаться весьма критичным, и принудительная тотальная унификация сверху в этом деле вредна. Проблема может возникнуть и с признанием таких дипломов с одним годом обучения за рубежом, но с этим и без того уже немало проблем. Может быть, у новых изменений как раз и есть подспудная цель, чтобы меньше людей уезжало из страны.

Дмитрий ЗАГУМЕННОВ, учитель истории и обществознания, директор школы №20 Волгограда, старший преподаватель кафедры всеобщей истории, методики преподавания истории и обществознания Волгоградского государственного социально-педагогического университета:

– На мой взгляд, необходимость изменения системы высшего образования назрела давно и полностью соответствует потребностям и запросам общества и экономики. Экономике нужны максимально полно сформировавшиеся специалисты, готовые приступить к выполнению профессиональных функций сразу после выпуска из вуза с учетом профессиональной адаптации на «земле». При этом, уверен, необходим точечный подход к разработке программ по каждой специальности с привлечением профессионалов-практиков, руководителей организаций, ученого сообщества. Только так возможно определить длительность обучения в вузе. В этой же логике, на мой взгляд, должен рассматриваться вопрос продолжительности обучения в магистратуре. По отдельным специальностям, возможно, одного года обучения будет достаточно, по другим – нет. При этом необходимо руководствоваться конечной целью подготовки магистров.

Артем ТРЕФИЛОВ, сотрудник IT-компании, Нижний Новгород:

– Думаю, что вполне реально подготовить в магистратуре за год. Но это должен быть настоящий интенсив, а не шаляй-валяй, как сейчас организована магистратура. Я, например, в свое время ушел после первого года, когда понял, что она мне ничего не дает. Хотел устроиться в крупную компанию. Меня не взяли, сказали, что я не знаю того и другого. Я стал заниматься дома самостоятельно. Освоил все, чего не знал, пришел назад, и меня взяли без всякой магистратуры. Но я весь год головы от компьютера не отрывал. Вот если так интенсивно будут учить в вузе, тогда за год многое можно освоить.

Ирина Т., магистр педагогических наук, Великий Новгород:

– Я считаю, качество обучения зависит не от его длительности, а от содержания программ и уровня преподавателей. Я окончила магистратуру несколько лет назад. До этого три года проработала в школе и точно могу сказать: никакой реальной пользы ни один предмет магистратуры мне не принес. Одна из преподавательниц раз в неделю заставляла нас четыре часа подряд разглядывать детские книжки из ее домашней библиотеки и слушать, что она говорит по поводу иллюстраций. Кажется, иллюстрированные детские книги были темой ее диссертации. Другой преподаватель говорил нам, что нельзя давать детям читать «Рассказы о животных» Сетона-Томпсона, потому что в книгах этого писателя животные приравниваются к человеку, а это грех. Я терпела такое «обучение» только ради диплома магистра. Пора, мне кажется, проверяющим органам взяться за контроль магистерских и вообще всех вузовских программ. Возможно, именно это сократит сроки обучения в высшей школе.

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».