E fructu arbor cognoscitur
Однажды ко мне на урок привели девочку лет восьми. Родительница пошла гулять по магазину керамики, а мы пошли за круг. Помню, мы сгончарили вазочку - для мамы, а после раскрасили её ангобом. При работе за гончарным кругом я жёстко слежу за техникой работы (иначе просто ничего не выйдет), а при росписи обычно даю свободу, чтобы человек мог вволю поэкспериментировать с цветами, освободить руки и забрызгать кистью изделие и стол (я сам так делаю) - в общем, снять зажимы и проработать их через цвет. Так я поступил и в этот раз. Девочка выбрала бирюзовый ангоб для фона и на этом остановилась - "мама любит этот цвет". На мой вопрос "А ты?" девочка зависла минут на пять. Я предложил ей пофантазировать и представить разные цветовые сочетания, где доминировал бы бирюзовый. Ученица сказала, что видит оранжевый и фиолетовый. У меня упала челюсть: зажатый ребёнок, который не занимается живописью, совершенно чётко попал в цветовой треугольник.
Ей так понравилась эта картинка в голове, что она предложила добавить на бирюзовую вазу орнамент из фиолетовых и оранжевых цветов, при этом выдержав сложный математический ритм - сама! После подошла мама, бродившая в магазине, скользнула по вазе взглядом и бросила: "Это что? Что это за цвета? И цветы? Ещё и разного размера!"
Девочка задрожала, взгляд остекленел, и она заплакала просто навзрыд. Я с каменным лицом и глядя в глаза родительнице достал с полки толстенный том по истории искусств и открыл на главе "Восток". На развороте были украшения из бирюзы, сердолика и аметиста.
Затем я спросил, доводилось ли ей когда-нибудь видеть цветовой круг. На холодный ответ в духе "Зачем мне это" я показал ей цветовые раскладки по треугольникам. Затем я спросил, знакома ли ей механика построения орнаментов. Родительница смутилась и начала оправдываться, мол, ну Вы-то художник, а мне всё это ни к чему. На что я ответил: "Ваша дочь - тоже художник, ко всему прочему - с природным чувством цвета и композиции. Просто не мешайте ей. Погуляйте, мне надо успокоить ребёнка". Родительница со мной больше не общалась, а мы с девочкой ещё полистали альбомы, и я ей рассказал про Роберта Фалька и Мориса де Вламинка. Девочка осталась довольна, ушла радостной.
К чему я это всё. Может, у вас в семье растёт второй Фальк. Просто не надо мешать.