Найти в Дзене
Новый очаг

Прасковья Торгошина: мать художника Сурикова и прапрабабушка Михалковых

Все знают русского живописца Василия Ивановича Сурикова, но мало кому известно, что художник Суриков был предком знаменитой актёрской династии Михалковых, а его мать, Прасковья Торгошина, стала прапрабабушкой Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского. Казачка Прасковья родилась и выросла на берегу реки Енисей, на территории современного Красноярска, в большой семье казаков, где было много братьев и сестер. Все они жили вместе, крепким хозяйством и огромной дружной семьёй. Прасковья вышла замуж за Ивана Васильевича Сурикова, тоже казака, который позднее служил в суде регистратором. Она была ему второй женой, первая умерла, оставив дочь Лизу. Иван Васильевич сам построил двухэтажный рубленый дом, а при доме была баня, конюшня, сарай и огород. Жили они тихо и обособленно, муж любил петь старинные казачьи песни, а жена вышивала, вязала кружева и хозяйничала по дому. В 1848 году в семье Суриковых родился мальчик Василий, которому суждено было стать величайшим художником. Ребенком он любил по

Все знают русского живописца Василия Ивановича Сурикова, но мало кому известно, что художник Суриков был предком знаменитой актёрской династии Михалковых, а его мать, Прасковья Торгошина, стала прапрабабушкой Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского.

    Прасковья Торгошина: мать художника Сурикова и прапрабабушка Михалковых
Прасковья Торгошина: мать художника Сурикова и прапрабабушка Михалковых

Казачка Прасковья родилась и выросла на берегу реки Енисей, на территории современного Красноярска, в большой семье казаков, где было много братьев и сестер. Все они жили вместе, крепким хозяйством и огромной дружной семьёй.

Прасковья вышла замуж за Ивана Васильевича Сурикова, тоже казака, который позднее служил в суде регистратором. Она была ему второй женой, первая умерла, оставив дочь Лизу. Иван Васильевич сам построил двухэтажный рубленый дом, а при доме была баня, конюшня, сарай и огород. Жили они тихо и обособленно, муж любил петь старинные казачьи песни, а жена вышивала, вязала кружева и хозяйничала по дому.

В 1848 году в семье Суриковых родился мальчик Василий, которому суждено было стать величайшим художником. Ребенком он любил подолгу стоять у окна и смотреть, как проезжает по улице казачий полк, в котором служил его отец и дяди, а они оборачивались к нему и в шутку грозили пальцем. Рисовать Суриков начал в раннем детстве, но за первые рисунки родители его наказали, т.к. Вася нацарапал их гвоздём на дорогих сафьяновых стульях, украшавших горницу суриковского дома.

Когда Васе исполнилось восемь лет, семья Суриковых переехала в Сухой Бузим, где мальчик закончил два класса приходской школы, а позднее начал учёбу в уездном училище. Там он и встретил своего первого учителя по рисованию Николая Гребнева.

В 1859 году в Сухом Бузиме от туберкулёза умер отец, и Прасковья осталась одна с детьми на руках. У Ивана Васильевича и Прасковьи Федоровны было шестеро детей, но трое из них умерли во младенчестве. Кроме Василия, до взрослого возраста дожили дочь Екатерина и сын Александр. В семье также воспитывалась дочь от первого брака Ивана Васильевича Елизавета.

   Портрет В. И. Сурикова работы И. Е. Репина Wikipedia
Портрет В. И. Сурикова работы И. Е. Репина Wikipedia

В 41 год Прасковья вернулась с детьми в Красноярск и сдала в аренду второй этаж своего дома. Чтобы в доме были деньги, она вышивала бисером и гладью, плела кружева из шерсти и умела изобретать собственные узоры, украшая ткани цветами и травами. В семье Торгошиных все девицы учились вышивать, но Прасковья обладала художественным даром, тонко чувствовала цвет и разбиралась в оттенках.

Говорили, что характер у Прасковьи был серьёзный и несговорчивый, но у сына остались о ней самые теплые воспоминания. Он помнил, как лежали в ее сундуке пестрые сарафаны, расшитые дорогие шали, меховые телогрейки на меху и парчовые повойники (старинный головной убор). Грамоте Прасковья обучена не была, но в доме было множество старых книг в кожаных переплетах, с пожелтевшими страницами, и мальчик любил листать эти книги, долго разглядывая картинки.

Прасковья Федоровна была человеком незаурядным — сильная, смелая, проницательная.

Суриков её любил и уважал, а, став взрослым, всегда посылал ей дорогие подарки: платки, сапоги, меховые накидки и сладости, а в письмах всегда обращался к ней только на «Вы». Вспоминать он любил о мужественном характере своей матери, говорил, что мама была всегда заботливой и справедливой.

Когда Василий Иванович начал работать в жанре портрета, а было это в 1887 году, то одной из первых, кто позировал Сурикову для нового жанра, была Прасковья Торгошина. Портрет Прасковьи Федоровны принадлежит к числу лучших произведений художника.

Когда мать умерла, Суриков был страшно подавлен. Брату Александру он написал в письме: «Всё хожу как в тумане. Слёзы глаза застилают... Милая, дорогая наша матушка. Нет её, нашей мамочки… Я заберусь в угол, да и вою. Ничего, брат, мне не нужно теперь. Ко всему как-то равнодушен стал. По всей земле исходи — мамочки не встретишь. Недаром я ревел, как выехал из Красноярска. Сердце мое сразу почувствовало, что я её больше не увижу…».

Что ещё почитать: «Мойдодыр» в юбке: история матери Корнея Чуковского

Намного позднее дочь Василия Сурикова Ольга выйдет замуж за художника Петра Кончаловского, у них родится дочь Наталья, которая станет матерью Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского.

Историческая деревня Торгашино, первыми жителями которой были казаки Торгошины, давшие ей название, в настоящее время входит в Свердловский район города Красноярска. Там, на берегу реки Енисей, в Свердловском районе, на родине матери В. И. Сурикова, ежегодно отмечают праздник — Прасковьин день.