Найти в Дзене
Седые хроники времён

"Неудобная", но ценная для учёных находка сибирского рыбака не вписывается в существующие парадигмы

Неожиданной находкой закончился поход на рыбалку жителя полуострова Ямал. В районе устья реки Казым Ханты-Мансийского автономного округа при копании червей рыбак наткнулся на артефакты неизвестной археологической культуры. Как оказалось, земли вечной мерзлоты таят в себе много таинственных и необыкновенных открытий. Первоначально, найденные артефакты учёные отнесли к скифо-сарматской культуре. Всего было выкопано 25 уникальных предметов: бронзовые зеркала, чаши, несколько бронзовых дисков с рельефной поверхностью. Схожесть дисков с тыльной стороной индийских золочёных зеркал-погремушек, поставлявшихся из Индии в VI–III веке до нашей эры, позволила исследователям установить уникальность клада на реке Казым и отнести его к неоткрытой ранее культуре Западной Сибири. В Институте археологии и этнографии предположили, что бронзовые диски являются более поздними копиями зеркал-погремушек, которые использовались как объекты культового характера. Ранее зеркала находили на территории Сибири и Ал

Неожиданной находкой закончился поход на рыбалку жителя полуострова Ямал. В районе устья реки Казым Ханты-Мансийского автономного округа при копании червей рыбак наткнулся на артефакты неизвестной археологической культуры. Как оказалось, земли вечной мерзлоты таят в себе много таинственных и необыкновенных открытий.

Река Казым Белоярский ХМАО
Река Казым Белоярский ХМАО

Первоначально, найденные артефакты учёные отнесли к скифо-сарматской культуре. Всего было выкопано 25 уникальных предметов: бронзовые зеркала, чаши, несколько бронзовых дисков с рельефной поверхностью.

Схожесть дисков с тыльной стороной индийских золочёных зеркал-погремушек, поставлявшихся из Индии в VI–III веке до нашей эры, позволила исследователям установить уникальность клада на реке Казым и отнести его к неоткрытой ранее культуре Западной Сибири.

В Институте археологии и этнографии предположили, что бронзовые диски являются более поздними копиями зеркал-погремушек, которые использовались как объекты культового характера. Ранее зеркала находили на территории Сибири и Алтая только в женских погребениях, у изголовья. Вероятно, их клали в могилу верховных жриц.

Исследуя рисунки, изображённые на бронзовых дисках, учёные отмечают неизвестный художественный стиль, не встречавшийся прежде в специализированных печатных источниках. Брачные игры диковинных лошадей с рогами на головах, изображённые на одних дисках, соседствуют с лошадями в образе голов хищных птиц на других.

Бронзовый диск с орнаментом
Бронзовый диск с орнаментом

Остальные предметы, найденные у реки Казым, позволяют проследить изменения в традиции представителей культуры Сибири. В какой-то момент, видимо, связанный с распространением эллинистической культуры после завоевательных походов Александра Великого, меняются культовые мотивы рисунков. Так, традиционный для индоиранской мифологии культ горы Меру, позднее сменяется сибирским стилем, без орнаментов и солнечных символов, с головой медведя и иных сибирских животных.

Учёные предполагают, что на раннем этапе необычные диски могли изготавливаться с III века до нашей эры в районе передней Азии. В центрах ремёсел создавали копии индийских зеркал-погремушек уже в своём, изменённом виде. Предполагается, что таким образом религиозные представления древней Индии мутировали под воздействием местных традиций и, впоследствии ассимилировались с ними.

Находки неизвестной культуры Западной Сибири позволяют оценить притягательность и распространённость индоиранского представления о структуре мира. Бронзовые диски, как и зеркала-погремушки символично обозначали верования о мировой горе. Эти представления до III века до нашей эры были распространены среди кочевых народов Алтая, Верхней Оби и Урала.

Меняя наше представление о культуре и уровне развития народов, населявших территорию Западной Сибири в прошлом, бронзовые диски, как и сам клад, становятся темой спекуляций, а также сомнений в правдивости первоначальных представлений.

Так, указывают на отсутствие обнаруженных зеркал-погремушек в Индии и других странах. При этом на территории России найдено уже шесть захоронений с подобными предметами. Желание учёных видеть в казымских артефактах наследие другой, более развитой традиции, воспринимается рядом исследователей как попытка «подгона» неудобной неизвестной культуры под уже существующие парадигмы.

Сравнение бронзовых дисков с зеркалами-погремушками происходит из-за схожести дисков с тыльной стороной погремушки. Однако диски, найденные на реке Казым, различаются по способу изготовления самих дисков, а также методу нанесения рисунка. Предположение учёных о том, что бронзовые диски – это изменённые, более поздние копии индийских изделий, подразумевает упрощённую, менее развитую технологию изготовления предметов, однако исследования не подтверждают этого факта.

Отмечу от себя, что лошади с рогами на головах и необычный художественный стиль в условиях Западной Сибири могут быть обусловлены привычными для региона вечной мерзлоты, северными оленями. Тогда мифичность образов диковинных зверей обретает иное прочтение.

В качестве заключения упомяну несколько интересных фактов. По сообщению СМИ, рыбак, обнаруживший казымские артефакты, получил условный срок за нарушение законодательства о ведении раскопок без разрешения. Из найденных предметов лишь часть хранится в музее. Остальные предметы находятся в частной коллекции и доступ к ним запрещён.

К сожалению, вот как-то так у нас всё: честный человек принёс находку народу - ему срок, хапуга отобрал у народа - вопросов нет. Невольно на ум приходят слова Верещагина из к/ф "Белое Солнце пустыни", которому за Державу обидно.