Найти тему
Ольга Кнор

МЕЖДУ ДВУХ ОГНЕЙ. СНОХА И СЫН. 4 часть

Фото: © Ольга Кнор/личный архив. Моя внучка Ярослава в Татарстане
Фото: © Ольга Кнор/личный архив. Моя внучка Ярослава в Татарстане

Начало: https://dzen.ru/a/ZAXzb-9yJQTJsoZs

Продолжение (2 часть): https://dzen.ru/a/ZAonjwp8a2huzVVl

Продолжение (3 часть): https://dzen.ru/a/ZA8ywTMUvhqwnEYH

«Ох, ка бы всё вернуть, да сызнова!.. Грех на мне великий, но ведь и наказание каково, сынок!» - вспоминалось покаяние матери Павла Зубова, роль которого блестяще сыграл Александр Михайлов в фильме «Мужики». Наказанием было всё: безуспешные попытки поговорить с сыном и призвать его к ответственности, рассказы невестки об их жизни втроём в маленькой однушке провинциального городка в Татарстане – она, грудной ребёнок и напивающийся до нечеловеческого состояния отец. Гигабайты сообщений и часы телефонных разговоров: он приводит собутыльников, женщин лёгкого поведения, с которыми совокупляется, не скрываясь, по ночам бегает за невесткой и внучкой с ножом, опорожняется прямо посреди комнаты и на мебель. Антисанитария, вонь, шум, гам, тарарам, пальба, гульба и прочие прелести.

Фото: © Ольга Кнор/личный архив. Моя внучка Ярослава в Татарстане
Фото: © Ольга Кнор/личный архив. Моя внучка Ярослава в Татарстане

Между отцом и дочерью безобразные ссоры до драки – всё на глазах Ярославы. Говорить по видеосвязи невозможно: на полную громкость работают телевизор и ноутбук, от какофонии через пять минут начинается мигрень. Малышка постоянно занята гаджетами, невестка – подругами, тусовками, попытками устроить личную жизнь, хождением по гостям и прочими забавами молодости. Семья родного брата от невестки и Ярославы открестилась и даже своей пятнадцатилетней дочери приходить в «нехорошую квартиру» запретили.

Фото: © Ольга Кнор/личный архив. Моя внучка Ярослава в Татарстане
Фото: © Ольга Кнор/личный архив. Моя внучка Ярослава в Татарстане

Когда болит – больно, как не хорохорься. Болью отзывался каждый прожитый день, несмотря на запредельную нагрузку на работе. Два серьёзных документальных проекта на разных федеральных каналах, голова должна быть компьютером, дедлайны соблюдены, права на ошибку нет. Интересно, когда Чернышевский писал роман «Что делать» в ответ на Тургеневский «Отцы и дети», чувствовал он хотя бы десятую долю того, что я в тот период жизни?

Фото: © Ольга Кнор/личный архив. Сын Дмитрий и я
Фото: © Ольга Кнор/личный архив. Сын Дмитрий и я

- Сын, ты не можешь вот так взять и отказаться от дочери! Ты должен хотя бы алименты им платить, твоя жена не может работать. Как же ты не понимаешь?!

- Ты опять на её стороне, не всё зная?! Она поливает меня грязью, пишет гадости, унижает. После такого, даже если приползёт ко мне на коленях и будет просить прощения, я ещё подумаю, говорить с ней или нет.

- Не могу поверить! – задыхалась я. – Это говоришь не ты, а твоя обида. Бог с вами, вы взрослые, разберётесь, страдает-то Ярослава!

- А Яра жертва! – голос колючий, ледяной, словно чужого человека. Замкнулся, ненавидит весь мир, где ему родную мать услышать. Достучаться не выходило, а девчонкам нужно было как-то выживать.

Алименты платили мы с мужем каждый месяц, покупали Ясе вещи. Как и прежде я понимала – любовь, защиту, заботу не пришлёшь бандеролью, не отправишь переводом.

Фото: © Ольга Кнор/личный архив. Мама моей внучки
Фото: © Ольга Кнор/личный архив. Мама моей внучки

- Если вам там так несладко, может, вы с Ярославой переедете к нам в Москву? Хотя у нас тоже однушка, зато никто не пьёт и тревожить вас не будет. Как-нибудь разместимся, что-нибудь придумаем.

- Нет, мы встречаемся с парнем, он вроде неплохо относится к Яре. Я собираюсь отдать её в частный детский сад и устроиться на работу.

Частные сады, как и парни, менялись с калейдоскопической быстротой, один краше другого. Закадычные подруги исчезали из жизни невестки одна за другой по вполне понятным причинам – чужой ребёнок никому не нужен. К сожалению, невестка была со мной предельно откровенна, не стесняясь писала, как проводила время с мужчинами, оставляя Ясю подружкам. Страшно было за внучку. Неразборчивость невестки могла привести к трагическим последствиям.

Фото: © Ольга Кнор/личный архив. Очередной кавалер невестки
Фото: © Ольга Кнор/личный архив. Очередной кавалер невестки

Невестка присылала мне фотографии очень грустного, напуганного, уставшего тоскливого ребёнка. Жаловалась, что Яся стала агрессивной, замкнутой, никого к себе не подпускает, дерётся, постоянно плачет по ночам, у ребёнка часто повышена температура. На видео утренников из детского сада больная, печальная Ярослава безучастно лежала в сторонке, кажется, у неё начались проблемы с ножками.

Фото: © Ольга Кнор/личный архив. Моя внучка Ярослава в Татарстане
Фото: © Ольга Кнор/личный архив. Моя внучка Ярослава в Татарстане

Рано или поздно приходится платить по счетам. Мой черёд настал – похоже, кто-то сверху решил отправить меня в страну невыученных уроков. Казнить нельзя помиловать. Поставить запятую затруднялась.

Советская писательница Лия Гераскина выпустила повесть «В стране невыученных уроков» в 1965 году. Чуть позже на экраны вышел одноимённый мультфильм про героя книги Витю Перестукина, которому посчастливилось исправить ошибки при жизни. Оттуда вышли крылатые «полтора землекопа» и «плотоядная корова хищник».

Судьба в лице Лии Гераскиной дала второй шанс Виктору Перестукину почистить карму в 2001 году. Прозаик написала ещё две повести: «Возвращение в страну невыученных уроков» и «Третье путешествие в страну невыученных уроков». Сделав правильные выводы, главный герой помогает друзьям учиться на чужих ошибках. Мне бы так! Впрочем, у меня всё впереди. Возможность провести работу над ошибками не за горами.

Фото: © Ольга Кнор/личный архив. Моя внучка Ярослава в Татарстане
Фото: © Ольга Кнор/личный архив. Моя внучка Ярослава в Татарстане

Второе и третье возвращение в страну невыученных уроков автор выдала миру на девяностом году жизни, благополучно прожив почти до ста лет. Не знаю, сколько мне отмерено, зато в одном уверена окончательно и бесповоротно: не выучил уроки, изволь вернуться и выучить, а заодно и ошибки исправить. Главное, чтоб казнить не успели, а помиловали.

Автор: Ольга Кнор