Советский плакат о покушении 1 марта 1887 года
1 (13) марта 1887 года должно было состояться покушение на цареубийство Александра III, запланированное группой народовольцев с участием Александра Ильича Ульянова, брата В.И. Ульянова-Ленина. Но оно не состоялось. Спустя два дня его участников арестовали. Пятеро из них, в том числе Александр Ульянов, были казнены.
Олег Вишняков. Братья
Комната А. И. Ульянова. Дом-музей семьи Ульяновых
Царь Александр III внимательно читал программу, написанную Александром Ильичём Ульяновым, и комментировал её на полях. Общее впечатление: «Эта записка даже не сумасшедшего, а чистого идиота».
Текст А.И. Ульянова: «Главные свои силы партия должна посвящать организации и воспитанию рабочего класса, его подготовке к предстоящей ему общественной роли. Сильная знаниями и сознательностью, партия будет стремиться к возвышению общего умственного уровня общества, наконец, употреблять все возможные усилия к непосредственному улучшению народного хозяйства, к тому, чтобы направить его на путь, соответствующий своим идеалам. Но при существующем политическом режиме в России почти невозможна никакая часть этой деятельности».
Пометка царской рукой: «Это утешительно!»
Мемориальная доска на месте казни А. Ульянова
Текст А. И. Ульянова:
«1. Постоянное народное представительство, выбранное свободно, прямой и всеобщей подачей голосов, без различия пола, вероисповедания и национальности, и имеющее полную власть во всех вопросах общественной жизни;
2. Широкое местное самоуправление, обеспеченное выборностью всех должностей;
3. Самостоятельность мира как экономической и административной единицы;
4. Полная свобода совести, слова, печати, сходов, ассоциаций и передвижений;
5. Национализация земли;
6. Национализация фабрик, заводов и всех вообще орудий производства;
7. Замена постоянной армии земским ополчением;
8. Даровое начальное обучение».
Комментарий царя: «Чистейшая комунна!»
Михаил Семёнов. Последние слова Александра Ульянова. 1976
Текст А.И. Ульянова:
«В политической борьбе, т. е. в борьбе за тот минимум свободы, который необходим нам для пропагаторской и просветительной деятельности, мы надеемся действовать заодно с либералами».
Царский комментарий: «К сожалению, это уже давно и без того так».
Текст А.И. Ульянова:
«правительство будет оказываться в этой борьбе всё более и более изолированным».
Пометка царя: «Самоуверенности много, отнять нельзя!».
Александр III
Едва ли император, когда читал этот текст и ставил свои пометки, а затем отклонял ходатайства о помиловании осуждённых, догадывался, что тем самым решает судьбу своих детей и внуков... Но вышло так. И 30 лет не прошло, как они оказались под стражей, а ещё через год с небольшим — на том свете.
И никакого терроризма по примеру народовольцев для этого вовсе не потребовалось. «Мы пойдём другим путём».
Пётр Белоусов. «Мы пойдём другим путём». 1951