Многие думают, что макросъемка это сложно и дорого, что нужно иметь крутую камеру как у фотографа из National Geographic или учиться этому кучу лет, но на самом деле это не так.
С того момента как я начал осознанно заниматься макрофотографией я попробовал пару других жанров. Я фотографировал животных(в частности птиц), иногда занимался стрит-фотографией. По моему мнению эти жанры фотографии гораздо сложнее и трудозатратнее чем макро.
В стрит-фотографии нужно:
- отлично владеть композицией и видеть хороший кадр;
- хорошо подбирать локации;
- не стесняться людей;
- думать необычно и творчески;
- иметь очень большую насмотренность.
Насмотренность — это визуальный опыт, который помогает понимать, что хорошо, а что плохо. В целом насмотренность нужна во всех жанрах, но в стрит-фото это особенно сильно чувствуется.
Стрит-фотография — это очень творческий и размытый жанр, здесь много необычных фотографий, чтобы стать профессионалом и понимать какая фотка хорошая и плохая нужно много практиковаться и учиться.
Ниже несколько моих фотографий, я их не считаю супер-пупер крутыми, просто они мне нравятся и я в них что-то вижу. Главное, чтобы вам нравились ваши фотографии, остальное не так уж и важно 😉
Для съемок животных нужно:
- ооооочень много ходить;
- ооооочень хорошо искать локации;
- дорогое оборудование, минимум 70-80к рублей, и то если вы готовы мириться с некоторыми компромиссами;
- мириться с тем, что не всегда получится найти необычный вид для фотки (ну только если вы не живете в стране где круглый год тепло, тут я вам завидую).
Почему в стрит-фотографии есть пункт про композицию и кадр, а тут нет? Потому что, мне кажется, когда есть объект съемки то это в разы легче, а когда объект съемки животное то кадр в 90% случаев будет хорошим. Все животные красивы и интересны. Разумеется, нужно все равно уметь работать с композицией и учиться делать красивые кадры, не значит, что нужно забить на все правила, просто тут чуть проще.
Из за огромных фокусных расстояний в этом жанре, можно особо не думать о заднем плане, ибо его очень сильно размывает, но эстетичный задний план это, конечно, всегда большой плюс к фотографии.
На фотографии выше типичная композиция, объект располагается на одной из третей, но если бы автор пренебрег этой рекомендацией и расположил объект по центру, стала бы фотография хуже? Определенно нет, а вот в уличной фотографии скорее всего это было бы критично.
Другие жанры фотографии я не рассматриваю т.к. они мне не интересны и я ими никогда не занимался намеренно.
С этим ясно, а что с макро то?
Давайте немного объясню способы макросъемки, я всегда пишу и буду писать о съемке насекомых и пауков с рук, например в парке или саду. Я не рассматриваю макросъемку со штативом, рельсами и прочими штуками, также не рассматриваю макрофотографию ювелирки и прочих объектов, поэтому список ниже будет только о моем способе.
Я считаю макрофотографию простой и интересной потому что:
- не обязательно много ходить и кого то искать, насекомые есть везде и всюду;
- на одном квадратном метре в парке или саду можно найти кучу насекомых;
- вам без разницы на погоду и время суток благодаря вспышке(некоторые макрофотографы специально фоткают ночью, интересные фотки получаются);
- очень изолированная съемка и фотогеничные объекты;
- достаточно оборудования на 20-30к, чтобы получать отличные макрофотографии.
Более того, макро очень цепляет тем, что позволяет разглядеть самые маленькие детали и самых маленьких существ, например на фото ниже одна из коллембол и клещ-краснотелка.
Глазами их очень трудно заметить и тем более увидеть какие то детали, но макрообъективы это позволяют, а если еще прикупить дополнительную линзу по типу Raynox то получим невероятный масштаб и детализацию. Фото выше были сделаны как раз с помощью макрообъектива и линзы Raynox DCR-250.
С чего начать?
Я советую начать с простых и дешевых способов макросъемки, так вы поймете нужно ли вам вообще это.
Один из них это съемка на макролинзу. Это очень простой и бюджетный вариант, используя макролинзу, ручной режим съемки и формат RAW можно получить хорошие фотографии. Да, это будет, конечно, далеко не профессиональные фотографии с супер детализацией, но познакомиться с жанром и подучиться обработке вполне можно. Ниже я нашел классные фотографии со связкой смартфон + макролинза.
Второй способ мне не очень нравится по соотношению трудозатраты/результат, но возможно он вам придется по душе больше чем макролинза.
Если у вас дома завалялась старая зеркалка или беззеркалка с объективом, который шёл в комплекте, то вы можете прикупить:
- реверсивное кольцо и перевернуть объектив;
- комплект удлинительных колец;
- макро конвертер.
Сразу скажу, я не фанат таких приспособлений, по мне так эти способы неудобные и результат не всегда оправдывает средства. Из за удлиняющих колец вся конструкция становится очень массивной и неудобной, у перевертыша может не регулироваться диафрагма, а хорошая линза стоит дорого. Также в макросъемке часто уменьшают диафрагму до f8 и меньше, это нужно для того, чтобы была большая глубина резкости. Чем меньше диафрагма, тем больше света потребуется, придется включать вспышку, а если включаем вспышку то уже требуется рассеиватель. Ну вы поняли я думаю 😀, в итоге мы пришли к тому, что уже собираемся не пробовать макро, а серьезно им заниматься.
Вернусь к линзе. С помощью макролинзы и телефона вы спокойно можете научиться базовым вещам, там есть практически все настройки(кроме диафрагмы), часто есть вывод в RAW. Вы поймете основные сложности макросъемки и решите нужно ли вам это.
Какую линзу выбрать?
Я бы посоветовал купить недорогую и хорошую линзу Apexel 100mm Macro, она дает очень хорошее боке и достаточный коэффицент увеличения для начала. Есть линзы дороже, по типу Sirui, но мне кажется у них уж слишком большая цена, в таком случае проще добавить немного и купить уже настоящий макрообъектив, например от TTArtisans или 7Artisans (разные компании, но названия похожие). Более дешевые макролинзы это пустышки с пластиковыми линзами, они не имеют ничего общего с макро.
Как и у любого жанра у макро есть свои минусы:
- В 99% случаев вы будете снимать в мануальном режиме, автофокус тут не поможет т.к. из за маленькой диафрагмы очень мало света и автофокус ничего не видит;
- Мало объективов с двухкратным увеличением, а объективы со стандартным масштабом не позволяют фотографировать маленьких насекомых;
- Надо научиться попадать в глаза насекомых фокусом, а это не всегда легко, отличный результат если из десяти снимков вы хотя бы в одном попали в глаза;
- Почти всегда требуется вспышка и рассеиватель, без них макро практически невозможно;
- Хороший рассеиватель придется делать самому;
- Зимой можно умереть со скуки.
Несмотря на минусы, мне кажется, макро самый интересный и фановый жанр, это практически другой мир, который мы не способны разглядеть без объективов/микроскопов/линз. Если вы любите фотографировать, любите насекомых и хотите попробовать что-то новое то добро пожаловать в макро фотографию!
* * *
Подписывайтесь на мой канал, здесь будет много насекомышей, пауков и прочей живности! Если я вам чем-то помог, то вы можете отблагодарить меня копеечкой. Все донаты пойдут на развитие канала и покупку разных интересностей для съемки. Спасибо за поддержку!