Очень просто: взять и фитануть.
Привет, я Коля из группы ГАФТ, год в топе Яндекс Музыки у нас трек ВСЁ РАВНО НУЛЮ, в котором спели Свидание, Комсомольск, Наша Таня, Гребенщик, Екатерина Яшникова, Монти Механик, Lurmish и E-SEX-T, а в клипе засветились Николай Редькин и Юрий Бардаш. Песня вышла ко дню борьбы с раком 4 февраля 2022-го, и все доходы со стримингов в отправляются в фонд помощи хосписам "Вера" (на данный момент около 15 тысяч рублей перевели). Про нашу историю написали порядка 10 СМИ (некоторых иноагентов страшно упоминать, боюсь статья взорвется), песня была номинирована на премию НАШЕго радио "Чартова Дюжина 2023", но увы, кажется там любят накрутки, так что в последний час голосования мы вылетели :)
Короче, в этой статье расскажу, как собрать такую тусу:
Но сначала микро-экскурс в историю!
Не мы первые, не мы последние, ещё в 1997-м году BBC выпустили благотворительный сингл Perfect Day (песня Лу Рида), в которой спели собственно Лу Рид, Дэвид Боуи, Элтон Джон и более 30 исполнителей невероятной степени звёздности, каждый из которых за свою работу получил 250 фунтов стерлингов, что на тот момент было минимальной оплатой труда за смену на BBC. За идею ребятки спели, короче!
Сингл был в пользу нуждающихся детей и успех снискал невероятный.
Но это к тому, что не надо думать, что, дескать, "вот, эти ребята большие, а нам даже нечего пытаться", неправда, каждая помощь важна, каждая помощь нужна, и очень часто артисты - истинные пассионарии, так что истина №1: когда делаешь релиз, важный для мира - не нужно бояться звать на него реально классных музыкантов. Да, мы написали порядка 50 писем разным ребятам от Аффинажа до Машины Времени, но я считаю, что итоговый состав получился ровно такой, какой нужен. Даша и Ариша из Комсомольска занимались и занимаются благотворительностью (17-го марта у них в ВК будет трансляция в пользу пациентов хосписов), занимается ей и Екатерина Яшникова, Гребенщик помогает собачьему приюту в Ленобласти, Карина из Lurmish тоже волонтёрила в одном фонде - эти артисты идут по пути помощи и им не всё равно (нулю).
Однако, из 50 писем разным артистам следует истина №2: не нужно бояться делегировать. Один бы я сгорел их писать, я очень тревожный и написать письмо незнакомому человеку для меня как перейти гору. По итогу из 8 артистов четверо были моими друзьями, двоим написал лейбл, двоим написала Олеся Шерстобитова, она же Non-Journalism, которая тогда мне помогала. Получилось выполнить всю работу по записи и сведению в довольно короткий срок - два месяца (все ребята записались у себя на домашних студиях). Сама идея родилась годом раньше, 4-го февраля 2021-го года, когда в день борьбы с раком мы играли акустический благотворительный концерт в поддержку фонда борьбы с лейкемией, в компании Екатерина Яшникова-Гребенщик-Макодзеба-я, как видите попадание 3 из 4-х (ну ничего, с Макодзебами мы чуть позже фитанули). Именно тогда мы, подобно героям фильма "Оно" решили встретиться в тот же день в том же месте и снова указать людям на важность этого дня. Кстати, благодаря концерту я познакомился с Мариной Крижевской, сотрудницей фонда борьбы с лейкемией (позже - фонда "Вера"), с которой мы продумывали идею проекта в течение 6 месяцев, а потом общими силами её реализовывали.
Нужно было чет выдумать с общим визуальным оформлением, разные артисты, разный вайб, все дела. Идею арта придумал я (нейросети, коллажи), а реализовала Маша Алигожина. Посмотрите, какие кайфовые картинки получились из вообще не связанных между собой фоток:
Я переживал, что песня в целом не сложится в единую картину, что это немузыкально будет, однако с каждым положительным ответом от кого-то из музыкантов я представлял, в какой части композиции вижу того или иного артиста, однако спеть предлагал с запасом - тихую, громкую часть, основной голос, верхний голос - чтобы была свобода перемешать всех, подобно коллажу. В итоге каждый занял воистину своё место в песне. Но это режиссура, понимаете? Одно неверное движение - и песня бы развалилась.
Истина №3, банальная: в таком проекте всё должно быть по любви. Я люблю каждого из артистов, слушал много-много их музыки, бывал на концертах, и мне кажется потому заработала песня и проект получился цельным, без фальши.
Если кому-то хочется больше любви- я делал видео, где рассказываю, как познакомился со всеми ребятами и почему для меня это важно.
Чё по official music video?
Мне нравится выдумывать клипы, их концепцию. Люблю, когда идею можно выразить в одном предложении: артисты созваниваются по зуму. Мне нужно было показать в клипе каждого участника и ехать в 4 разных города было ну не очень возможно.
И всё сложилось. Каждый из музыкантов - яркая индивидуальность, так что простая задача - нейтральный фон, жить в кадре, спеть свою часть - превратилась в связную историю. Камео Николая Редькина (Шоу "Вписка", тг-канал "Сломанные пляски") и Юрия Бардаша ("Грибы", "Луна") тоже хорошо и с юмором сработали. Коле предложил сняться я после знакомства на New Open Showcase Festival, а с Юрием была знакома Олеся - так и выцепили. Видите, опять глобал коллаборейшн получился.
Режиссёром выступил Антон Чижёнок (OLIGARKH, визуальный продакшен для ЛСП, Сплин, гречка) - мне очень хотелось поработать с Антоном после его лекции для New Open Showcase Festival 2021.
Мне важно было призвать людей поддерживать фонд помощи хосписам "Вера" не только прослушиваниями, но и напрямую. Помимо касания СМИ, ценности аудитории которых совпадают с нашими, я залетел на подкаст "ну а как иначе", где главный звукорежиссер студии подкастов "либо-либо" Ильдар Фаттахов разговаривает, я бы сказал, с пассионариями в мире искусства и не только. Специально для подкаста Ильдар взял комментарий непосредственно у представителя фонда, и мне кажется, подкаст в целом помогает глубже понять проект: хотите - погрузитесь.
Чё по рекламе и PR
Я не буду вдаваться в технические подробности, для этого есть более подробные статьи, если вкратце: PR-кампанией мы занимались втроём: пиарщица Ольга Чучадеева, лейбл Peter Explorer, я (писал тем журналистам и радиостанциям, которых знаю). Из самых классных публикаций - телеканал Дождь* (прямой эфир и еженедельная подборка), Медуза* (познакомился с редактором на концерте Сансары за день до публикации), РБК Стиль, Афиша Daily, радио "Серебряный Дождь" (эфир с Алексом Дубасом, так вышло, что за несколько дней до этого я посетил хоспис в Петербурге, поиграл для его жителей, и в принципе было чем поделиться), радио Maximum (передача "Учитесь слышать"), НАШЕ радио ("Жёсткий диск" передача), Радио России. (* - иноагенты)
По плейлистам мы получили обложку на Яндекс Музыке (кажется, нашу первую!), хорошие места на Spotify в инди-сквоте (светлая память Spotify), нормальные места в ВК и Звуке (который был тогда сбер?)
По таргету мы работали с начала разогревающей кампании, вели на пресейвы. За пресейвы дарили открытки, рекламу давали по всем артистам - не зря наделали по несколько артов на каждого! Пресейвов было штук 200, мы с женой умаялись подписывать открытки (я каждому человеку писал что-то личное). Клип вышел вместе с релизом, и его и сингл мы, конечно, тоже таргетили по своей аудитории и аудиториям артистов.
Провели в день премьеры и после несколько прямых трансляций в нельзяграме - с Комсомольском, Екатериной Яшниковой, Гребенщиком, Lurmish.
Мне нравится, что по сути рекламная кампания ВСЁ РАВНО НУЛЮ продолжается до сих пор: я говорил о номинации на Чартову Дюжину, а пару дней назад мы подали заявку на премию Курёхина: посмотрим, отзовутся ли им наши ценности и история.
Из нереализованных идей остался анимационный клип-коллаборация профессиональных аниматоров и особых детей: я связался с режиссёром клипа Дайте Танк! "Слова-паразиты" Алексеем Ермолаевым, в проработке проекта мне помогал талантливый аниматор, пассионарий и фотограф Владимир Аверин (мы хотели сотрудничать с подопечными фонда "Мастера и Маргариты" - детьми и подростками с расстройствами аутистического спектра, и Вова бы собирал их рисунки и руководил процессом). Но грант New Open 2022 и Росмолодёжи на этот проект мы, к сожалению, не получили.
Спасибо каждому, кто дочитал, дерзайте, не бойтесь, каждая помощь важна, не бывает помощи малой, со всей любовью, Коля из группы ГАФТ. В рамках краудфандинга на 7-й альбом ГАФТ я даю консультации по PR и продвижению, пишите в тг gaftgaft есличо!