Практически у каждого из нас есть смартфон, планшет, ноутбук, наушники, электронная книга, фотоаппарат и даже портативное зарядное устройство. Всё это работает на литиевых батареях. Лично я, когда летаю, беру с собой минимум 3-4 устройства с такими батареями.
Возьмём для примера огромный Airbus A380. В зависимости от авиакомпании, этот гигант может перевозить около 525 пассажиров. Добавьте к этому 20 членов экипажа и 4 пилотов для длительных перелётов — и вот у вас уже 550 человек на борту.
Сколько литиевых батареек будет у всех этих людей? Умножаем на 550 человек на борту и получаем, что на таком самолёте может быть больше 2000 литиевых батарей. Даже на Boeing 737 или Airbus A320 с 180 пассажирами их может быть более 700.
Загвоздка в том, что литиевые батареи классифицируются как опасные грузы. При неправильном обращении, они могут возгораться.
Почему литиевые батареи опасны?
Литиевые батареи — это, возможно, одно из самых важных изобретений нашего времени. Они изменили мир портативной электроники и даже принесли своему создателю, сэру Майклу Уиттингему, Нобелевскую премию по химии.
Эти батареи хранят огромное количество энергии, и если они повреждены, перегреты или неправильно заряжены, они могут загореться или даже взорваться. А это, согласитесь, последнее, что хотелось бы видеть на борту самолёта.
С 1991 по 2016 год Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) зафиксировало 171 инцидент, связанный с литиевыми батареями на пассажирских и грузовых самолётах. Может показаться что не так уж и много, но пожар может быстро распространяться, если ситуация выйдет из под контроля.
Литиевые батареи содержат легковоспламеняющиеся материалы. Если они начинают перегреваться, энергия не успевает рассеяться, и батарея входит в состояние, называемое термическим разгоном. Это приводит к возгоранию, выделению токсичных паров и температуре от 700 до 1000 градусов Цельсия. Для сравнения: алюминий, из которого делают каркасы кресел, плавится при 660 градусах.
Как экипаж справляется с такими пожарами?
Современные экипажи обучены специальным процедурам для борьбы с возгораниями литиевых батарей. Если устройство начинает дымить, но ещё не загорелось, его помещают в огнеупорный мешок или металлический контейнер, которые есть на каждом самолёте. Затем экипаж пытается охладить устройство с помощью негорючих жидкостей.
Если устройство уже горит, экипаж использует защитное дыхательное оборудование, чтобы защититься от токсичных паров, и специальные перчатки, чтобы избежать ожогов. Затем устройство заливают галоном — основным огнетушащим веществом на борту. Галон эффективен против всех типов пожаров, включая те, что возникают в двигателях или грузовых отсеках.
Галон — уникальное вещество. Он остаётся в газообразном состоянии даже при низких температурах, что делает его незаменимым для использования на высоте. Но у него есть и недостатки: он токсичен для людей, а его запасы на Земле заканчиваются. По оценкам, к 2034–2045 годам галон может полностью исчезнуть. Ну, это так, к слову.
После того как пожар потушен, устройство погружают в воду, чтобы предотвратить повторное возгорание, и помещают в металлический контейнер с водой. Его оставляют в безопасном месте (например, в туалете) и продолжают наблюдать до посадки. И да, скорее всего, ваше устройство вам уже не вернут. Если только оно не слегка подгорело.
Что делать, если батарея загорелась в труднодоступном месте?
Представьте, что устройство загорелось в кабине пилотов или под креслом бизнес-класса. Достать его и предотвратить распространение огня может быть сложно. Поэтому важный совет: если вы уронили телефон под кресло, не двигайте его. Экипаж обучен извлекать устройства из таких мест, а ваши попытки могут повредить батарею и вызвать пожар.
Почему нельзя сдавать литиевые батареи в багаж?
Один из самых важных советов: никогда не кладите устройства с литиевыми батареями в зарегистрированный багаж. Если в грузовом отсеке начнётся пожар, справиться с ним будет гораздо сложнее.
В пассажирских самолётах грузовые отсеки оборудованы специальными огнеупорными панелями и системами пожаротушения, но даже это не гарантирует полной безопасности.
Что можно и нельзя брать на борт?
Правила перевозки литиевых батарей регулируются IATA (Международной ассоциацией воздушного транспорта). Вот основные моменты:
- Устройства с несъёмными батареями: если батарея содержит более 0,3 грамма лития или её ёмкость превышает 2,7 ватт-часа, такие устройства запрещены к перевозке. Если батарея меньше — можно брать в салон, но не в багаж.
- Съёмные батареи: их можно брать в салон, если они содержат менее 2 граммов лития или их ёмкость не превышает 100 ватт-часов. Один пассажир может провозить до 20 таких батарей.
- Мобильные устройства: инвалидные коляски и другие средства передвижения с литиевыми батареями имеют более высокие лимиты — до 300 ватт-часов.
Если вы не уверены, можно ли брать устройство на борт, лучше оставьте его дома. Рисковать не стоит.
Что насчёт грузовых самолётов?
Грузовые самолёты могут перевозить больше опасных грузов, включая литиевые батареи, но их правила строже. Например, в 2010 году Boeing 747 компании UPS разбился близ Дубая из-за пожара в грузовом отсеке. На борту было более 81 000 литиевых батарей, о которых пилоты даже не знали. Пожар быстро вышел из контроля, и самолёт потерпел крушение. Это крайний пример, но он показывает, насколько опасными могут быть такие инциденты.
Что в итоге?
Литиевые батареи — это одновременно и удобство, и опасно. Они изменили нашу жизнь, но требуют осторожного обращения, особенно на борту самолёта. Соблюдайте правила перевозки, не рискуйте и помните: безопасность — это ответственность каждого из нас.