Найти в Дзене
Светлана Дьяконова

Аида Ведищева: скрытое лицо советской эстрады

Оглавление

С вами Михаил Акимов. Здравствуйте!

Аида уже была на пике популярности, песни в её исполнении передавали по радио ежедневно, выходили пластинки, а я не имел представления, как она выглядит. По телевизору её не показывали. Поэтому для меня Аида тогда была безлика.

И в то же время многолика. Ведь Нина из «Кавказской пленницы», Анна Сергеевна из «Бриллиантовой руки» и пр. – это ведь всё она. Интересно, это она отобрала у героинь их внешность, или они отобрали у неё голос? И то, и другое, я думаю. Хотя уж внешности-то Аиде не занимать!

Аида Ведищева.
Аида Ведищева.

Десятилетия спустя Ведищева назвала причину, по которой её не допускали к телеэфиру. Её невзлюбили сразу два могущественных человека того времени: руководитель Гостелерадио С. Лапин и министр культуры Е. Фурцева. Первый просто по причине антисемитизма, вторую разозлила выходка Ведищевой на фестивале в Сопоте.

Чехословацкие события начались во время фестиваля, и из Москвы срочно пришёл приказ Фурцевой: «Ведищевой не петь!». Екатерина Алексеевна боялась, что Аиду освищут, начнутся провокации и пр. Аида её не послушалась, спела запланированное (песня «Гуси- гуси», композитор Пожлаков, стихи Малышева) и ещё несколько песен на бис.

Ну, и всё. Те ребята, которые на самом верху, очень не любят, когда их не слушаются те, которые внизу.

Ида Соломоновна Вайс – вот её настоящее имя. А на сцену она вышла под фамилией своего первого мужа.

Любая песня в её исполнении мгновенно становилась хитом. И это не преувеличение. Например, песня «Как бы мне влюбиться» (автор слов Борис Брянский) в общем-то представляла собой нечто вроде хитов группы «Руки вверх». И это несмотря на то, что автором музыки был Владимир Шаинский.

Мне эта песня, правда, и в исполнении Ведищевой-то не нравилась, однако, популярность у неё была о-го-го! Я тогда жил на Сахалине, ежедневно по сахалинскому радио в 9 вечера передавали концерт по заявкам. Начинали с песен серьёзных (таких, что даже и не верилось, что кто-то попросил это исполнить), чем ближе к концу, тем современнее песни.

Угадайте с одного раза, какая песня заканчивала программу на протяжении минимум, месяца? Да, именно она. После какого-то очередного раза диктор радио высказалась примерно в таком духе: мы не разделяем восторга по поводу этой песни, но раз попросили – ладно уж, слушайте.

Один из ударных хитов Ведищевой – это, конечно, «Дорожная» из к/ф «Ангел в тюбетейке». Относительно недавно в одной из своих статей я уже приводил её караоке, поэтому здесь её не будет. Решил это сразу пояснить, так как предвижу вопросы по этому поводу.

Всё равно ты будешь мой

Зацепин – Дербенёв

Вообще, на многих ресурсах Сети представлено так: песня из к/ф «Ангел в тюбетейке», поёт Аида Ведищева.

Это не совсем правильно. В самом фильме песню исполняет Эльмира Уразбаева, и на пластинке «Песни из фильма «Ангел в тюбетейке» тоже поёт она. Ведищева, вероятно, начала петь её позднее.

-3

На мой взгляд, Уразбаева больше подходит на роль исполнительницы этой песни. Нет, мне нравится, как поёт Аида, но вот несколько хрипловатый голос Эльмиры, думаю, больше подходит на закадровую роль колдуньи-приворотчицы.

Текст песни (особенно, в припеве) несколько раз менялся автором. Поэтому в караоке он может не совпасть с тем вариантом, к которому привыкли вы. Недоумения или дополнения-сообщения можно высказать в комментариях.

Помоги мне!

(из к/ф «Бриллиантовая рука»)

Изначально, во время работы над ней и фильмом, песня называлась иначе: «Вулкан страстей». Но, уйдя в народ, вернулась уже под новым названием «Помоги мне!»

Аида только вернулась из турне по Дальнему Востоку, как ей позвонили и попросили срочно приехать на Мосфильм для записи. Добралась она туда только к полуночи. На полу в студии был постелен ковёр, на нём в кружочек сидели Гайдай, Никулин и Миронов, и перед ними стояла бутылка отнюдь не кефира.

Аида посмотрела отрывок из фильма, осознала и нашла интонацию.

Несмотря на то, что песню она записала с одного дубля, работа шла до пяти часов утра.

Надо сказать, что между режиссёром и композитором был спор из-за кандидатуры исполнительницы. Зацепин хотел, чтобы песню пела Ведищева, а Гайдай сомневался, сможет ли обладательница мягкого лиричного голоса спеть о вулкане страстей.

Конечный продукт, однако, всех устроил и примирил спорщиков. Но это всё ещё было только на стадии создания песни! Творческий процесс без всяких посторонних примесей, потому и решалось всё на уровне качества творчества.

А вот потом началось. Песня-то ведь звучит в сцене соблазнения, поэтому и Светличную, и Ведищеву обвинили в разврате! Хотя последняя в сцене участвовала всего лишь… гм… голословно! (мне это захотелось так назвать).

Ну, и, разумеется, руководство фирмы «Мелодия» развратом себя запятнать не захотело, поэтому песня на пластинке вышла, но… в инструментальном варианте и с названием просто «Танго».

-4

И правильно! Потому что народ-то ведь у нас какой? Покажи ему сцену разврата, и он немедленно начнёт этим заниматься. А если ему ещё про это спеть! Что тут будет, я даже предположить боюсь.

Смешной паренёк

Шаинский – Аленин

К концу 60-х советская попсовая эстрада нашла своё золотое сечение: песня начинается с каких-то неурядиц, к концу всё благополучно разрешается, соблюдается чередование куплет-припев. Последнее оказалось важным и для слушателей (если не знаешь слова куплета, то уж припев-то ты точно запомнил и можешь подпевать), и особенно для авторов текстов, которым достаточно написать один припев, а дальше он раз за разом повторяется. Это ж насколько меньше работы! И за те же деньги.

В принципе, песня «Смешной паренёк» в этом алгоритме и выдержана. В 1969-м году у Аиды вышел гранд (переходная модель к диску-гиганту), более половины песен такими и были: «Гололёд», «Я буду ждать тебя», « Старый сад» и пр. Была на этом гранде и песня «Смешной паренёк».

Но я это не в осуждение, просто чтобы тенденцию отметить.

Ну, а сама песня мне как тогда нравилась, так нравится и сейчас. В том числе, и в формате караоке.

Лесной олень

Крылатов – Энтин

Эта песня из фильма «Ох, уж эта Настя!» о девочке-фантазёрке. По сценарию девочка дружит с мультяшной пантерой, а у автора слов Юрия Энтина пантера в стихи ну, никак не вписывалась. Дело не двигалось, но на глаза Энтину попалась газетная заметка, которая сдвинула всё с мёртвой точки.

В заметке рассказывалось, что в Иркутске из леса в город забежал олень, пробил рогами витрину в магазине (да не в каком-то, а в валютной «Берёзке»!), попутно подцепил на них какое-то меховое изделие и вместе со своей добычей умчался обратно в лес.

Вот так в тексте вместо пантеры появился олень. И между создателями началась целая серия конфликтов. Начал режиссёр фильма Юрий Победоносцев, которому такая замена не понравилась. Энтин убеждал режиссёра внести в сюжет соответствующие поправки, тот не согласился, но оленя разрешил оставить.

Но на этом не закончилось, а напротив, пошло колесом.

Композитору Крылатову стихи настолько понравились, что он без особых усилий сочинил к ним мелодию. Однако когда он показал своё творение Энтину, поэт скривился и назвал мотив старомодным, а свои красивые стихи испорченными. Получив такой сокрушительный моральный удар, опечаленный Крылатов отправился сдавать работу режиссёру.

Победоносцев принял творение на «ура», но его восторженный отзыв композитора не обрадовал, а ещё более огорчил. Дело в том, что Юрий Сергеевич был уже в летах и, если песня ему понравилась, значит, мелодия действительно совсем не современная.

Однако примирить всех и поставить счастливую точку в этой истории смогла Аида Ведищева. Познакомившись с композицией, она сразу оценила её как шлягер, а трогательное исполнение певицы окончательно растопило сердце обиженного поэта.

За песню «Лесной олень» в 1973 году Юрий Энтин получил свою первую премию. После ссоры из-за «Лесного оленя» Юрий Энтин и Евгений Крылатов вместе создали ещё много великолепных композиций, среди которых такие шлягеры на все времена, как «Прекрасное далёко», «Крылатые качели», «Это знает всякий», «Бьют часы на старой башне», «Песня о шпаге», «Кабы не было зимы».

Так что пострадавшей стороной оказалась только одна Аида Ведищева. Сопотская история не прошла бесследно, на телевидение Аиду не пускали, и песню «Лесной олень» на фестивале «Песня года» в 1973-м году исполняла не она, а Большой детский хор всесоюзного радио и центрального телевидения.

Бонус

В качестве бонуса решил дать песню в исполнении Аиды Ведищевой, дабы её голос тоже здесь прозвучал.

Песня 69-го года, в Сети она в довольно плохом качестве. Постарался сделать, что смог: выделил вокал, подправил частотки и пр.

Авторы песни композитор Роман Майоров и поэт Онегин Гаджикасимов. У неё несколько названий (3), мне больше нравится «Колдунья».

На этом у меня всё. Всего вам самого доброго!