С вами Михаил Акимов. Здравствуйте!
Аида уже была на пике популярности, песни в её исполнении передавали по радио ежедневно, выходили пластинки, а я не имел представления, как она выглядит. По телевизору её не показывали. Поэтому для меня Аида тогда была безлика.
И в то же время многолика. Ведь Нина из «Кавказской пленницы», Анна Сергеевна из «Бриллиантовой руки» и пр. – это ведь всё она. Интересно, это она отобрала у героинь их внешность, или они отобрали у неё голос? И то, и другое, я думаю. Хотя уж внешности-то Аиде не занимать!
Десятилетия спустя Ведищева назвала причину, по которой её не допускали к телеэфиру. Её невзлюбили сразу два могущественных человека того времени: руководитель Гостелерадио С. Лапин и министр культуры Е. Фурцева. Первый просто по причине антисемитизма, вторую разозлила выходка Ведищевой на фестивале в Сопоте.
Чехословацкие события начались во время фестиваля, и из Москвы срочно пришёл приказ Фурцевой: «Ведищевой не петь!». Екатерина Алексеевна боялась, что Аиду освищут, начнутся провокации и пр. Аида её не послушалась, спела запланированное (песня «Гуси- гуси», композитор Пожлаков, стихи Малышева) и ещё несколько песен на бис.
Ну, и всё. Те ребята, которые на самом верху, очень не любят, когда их не слушаются те, которые внизу.
Ида Соломоновна Вайс – вот её настоящее имя. А на сцену она вышла под фамилией своего первого мужа.
Любая песня в её исполнении мгновенно становилась хитом. И это не преувеличение. Например, песня «Как бы мне влюбиться» (автор слов Борис Брянский) в общем-то представляла собой нечто вроде хитов группы «Руки вверх». И это несмотря на то, что автором музыки был Владимир Шаинский.
Мне эта песня, правда, и в исполнении Ведищевой-то не нравилась, однако, популярность у неё была о-го-го! Я тогда жил на Сахалине, ежедневно по сахалинскому радио в 9 вечера передавали концерт по заявкам. Начинали с песен серьёзных (таких, что даже и не верилось, что кто-то попросил это исполнить), чем ближе к концу, тем современнее песни.
Угадайте с одного раза, какая песня заканчивала программу на протяжении минимум, месяца? Да, именно она. После какого-то очередного раза диктор радио высказалась примерно в таком духе: мы не разделяем восторга по поводу этой песни, но раз попросили – ладно уж, слушайте.
Один из ударных хитов Ведищевой – это, конечно, «Дорожная» из к/ф «Ангел в тюбетейке». Относительно недавно в одной из своих статей я уже приводил её караоке, поэтому здесь её не будет. Решил это сразу пояснить, так как предвижу вопросы по этому поводу.
Всё равно ты будешь мой
Зацепин – Дербенёв
Вообще, на многих ресурсах Сети представлено так: песня из к/ф «Ангел в тюбетейке», поёт Аида Ведищева.
Это не совсем правильно. В самом фильме песню исполняет Эльмира Уразбаева, и на пластинке «Песни из фильма «Ангел в тюбетейке» тоже поёт она. Ведищева, вероятно, начала петь её позднее.
На мой взгляд, Уразбаева больше подходит на роль исполнительницы этой песни. Нет, мне нравится, как поёт Аида, но вот несколько хрипловатый голос Эльмиры, думаю, больше подходит на закадровую роль колдуньи-приворотчицы.
Текст песни (особенно, в припеве) несколько раз менялся автором. Поэтому в караоке он может не совпасть с тем вариантом, к которому привыкли вы. Недоумения или дополнения-сообщения можно высказать в комментариях.
Помоги мне!
(из к/ф «Бриллиантовая рука»)
Изначально, во время работы над ней и фильмом, песня называлась иначе: «Вулкан страстей». Но, уйдя в народ, вернулась уже под новым названием «Помоги мне!»
Аида только вернулась из турне по Дальнему Востоку, как ей позвонили и попросили срочно приехать на Мосфильм для записи. Добралась она туда только к полуночи. На полу в студии был постелен ковёр, на нём в кружочек сидели Гайдай, Никулин и Миронов, и перед ними стояла бутылка отнюдь не кефира.
Аида посмотрела отрывок из фильма, осознала и нашла интонацию.
Несмотря на то, что песню она записала с одного дубля, работа шла до пяти часов утра.
Надо сказать, что между режиссёром и композитором был спор из-за кандидатуры исполнительницы. Зацепин хотел, чтобы песню пела Ведищева, а Гайдай сомневался, сможет ли обладательница мягкого лиричного голоса спеть о вулкане страстей.
Конечный продукт, однако, всех устроил и примирил спорщиков. Но это всё ещё было только на стадии создания песни! Творческий процесс без всяких посторонних примесей, потому и решалось всё на уровне качества творчества.
А вот потом началось. Песня-то ведь звучит в сцене соблазнения, поэтому и Светличную, и Ведищеву обвинили в разврате! Хотя последняя в сцене участвовала всего лишь… гм… голословно! (мне это захотелось так назвать).
Ну, и, разумеется, руководство фирмы «Мелодия» развратом себя запятнать не захотело, поэтому песня на пластинке вышла, но… в инструментальном варианте и с названием просто «Танго».
И правильно! Потому что народ-то ведь у нас какой? Покажи ему сцену разврата, и он немедленно начнёт этим заниматься. А если ему ещё про это спеть! Что тут будет, я даже предположить боюсь.
Смешной паренёк
Шаинский – Аленин
К концу 60-х советская попсовая эстрада нашла своё золотое сечение: песня начинается с каких-то неурядиц, к концу всё благополучно разрешается, соблюдается чередование куплет-припев. Последнее оказалось важным и для слушателей (если не знаешь слова куплета, то уж припев-то ты точно запомнил и можешь подпевать), и особенно для авторов текстов, которым достаточно написать один припев, а дальше он раз за разом повторяется. Это ж насколько меньше работы! И за те же деньги.
В принципе, песня «Смешной паренёк» в этом алгоритме и выдержана. В 1969-м году у Аиды вышел гранд (переходная модель к диску-гиганту), более половины песен такими и были: «Гололёд», «Я буду ждать тебя», « Старый сад» и пр. Была на этом гранде и песня «Смешной паренёк».
Но я это не в осуждение, просто чтобы тенденцию отметить.
Ну, а сама песня мне как тогда нравилась, так нравится и сейчас. В том числе, и в формате караоке.
Лесной олень
Крылатов – Энтин
Эта песня из фильма «Ох, уж эта Настя!» о девочке-фантазёрке. По сценарию девочка дружит с мультяшной пантерой, а у автора слов Юрия Энтина пантера в стихи ну, никак не вписывалась. Дело не двигалось, но на глаза Энтину попалась газетная заметка, которая сдвинула всё с мёртвой точки.
В заметке рассказывалось, что в Иркутске из леса в город забежал олень, пробил рогами витрину в магазине (да не в каком-то, а в валютной «Берёзке»!), попутно подцепил на них какое-то меховое изделие и вместе со своей добычей умчался обратно в лес.
Вот так в тексте вместо пантеры появился олень. И между создателями началась целая серия конфликтов. Начал режиссёр фильма Юрий Победоносцев, которому такая замена не понравилась. Энтин убеждал режиссёра внести в сюжет соответствующие поправки, тот не согласился, но оленя разрешил оставить.
Но на этом не закончилось, а напротив, пошло колесом.
Композитору Крылатову стихи настолько понравились, что он без особых усилий сочинил к ним мелодию. Однако когда он показал своё творение Энтину, поэт скривился и назвал мотив старомодным, а свои красивые стихи испорченными. Получив такой сокрушительный моральный удар, опечаленный Крылатов отправился сдавать работу режиссёру.
Победоносцев принял творение на «ура», но его восторженный отзыв композитора не обрадовал, а ещё более огорчил. Дело в том, что Юрий Сергеевич был уже в летах и, если песня ему понравилась, значит, мелодия действительно совсем не современная.
Однако примирить всех и поставить счастливую точку в этой истории смогла Аида Ведищева. Познакомившись с композицией, она сразу оценила её как шлягер, а трогательное исполнение певицы окончательно растопило сердце обиженного поэта.
За песню «Лесной олень» в 1973 году Юрий Энтин получил свою первую премию. После ссоры из-за «Лесного оленя» Юрий Энтин и Евгений Крылатов вместе создали ещё много великолепных композиций, среди которых такие шлягеры на все времена, как «Прекрасное далёко», «Крылатые качели», «Это знает всякий», «Бьют часы на старой башне», «Песня о шпаге», «Кабы не было зимы».
Так что пострадавшей стороной оказалась только одна Аида Ведищева. Сопотская история не прошла бесследно, на телевидение Аиду не пускали, и песню «Лесной олень» на фестивале «Песня года» в 1973-м году исполняла не она, а Большой детский хор всесоюзного радио и центрального телевидения.
Бонус
В качестве бонуса решил дать песню в исполнении Аиды Ведищевой, дабы её голос тоже здесь прозвучал.
Песня 69-го года, в Сети она в довольно плохом качестве. Постарался сделать, что смог: выделил вокал, подправил частотки и пр.
Авторы песни композитор Роман Майоров и поэт Онегин Гаджикасимов. У неё несколько названий (3), мне больше нравится «Колдунья».
На этом у меня всё. Всего вам самого доброго!