Найти в Дзене
Ленинка

Кинопрокатчик: «Вы будете поражены новой кинодрамой!»

Всё началось 28 декабря 1895 года в Париже на бульваре Капуцинов в одном из залов «Гранд кафе». Братья Люмьер показали свои первые короткие фильмы. А уже 1896 году Люмьер Камилл Серф провёл в России документальную съёмку коронации Николая II. В этом же году в Санкт-Петербурге прошёл первый киносеанс. Повсеместно стали открываться кинематографические театры и фабрики. Отечественная киноиндустрия очень быстро набирала темп: экранизировалась не только русская классика, но и снимались комедии, мелодрамы по современным сценариям, особенно ценны фильмы, снятые по недавним историческим событиям. Например, кинодрама «Оборона Севастополя» (1911) Василия Гончарова и Александра Ханжонкова представляет собой буквально реконструкцию событий Крымской войны 1853–1856. В съёмках приняла участие регулярная императорская армия, длительность фильма составила 1 час 40 минут. Иными словами, это первый российский полный метр. Хотя начальные картины были крайне короткими по времени — менее минуты, а звук зам

Всё началось 28 декабря 1895 года в Париже на бульваре Капуцинов в одном из залов «Гранд кафе». Братья Люмьер показали свои первые короткие фильмы. А уже 1896 году Люмьер Камилл Серф провёл в России документальную съёмку коронации Николая II. В этом же году в Санкт-Петербурге прошёл первый киносеанс.

Повсеместно стали открываться кинематографические театры и фабрики. Отечественная киноиндустрия очень быстро набирала темп: экранизировалась не только русская классика, но и снимались комедии, мелодрамы по современным сценариям, особенно ценны фильмы, снятые по недавним историческим событиям. Например, кинодрама «Оборона Севастополя» (1911) Василия Гончарова и Александра Ханжонкова представляет собой буквально реконструкцию событий Крымской войны 1853–1856. В съёмках приняла участие регулярная императорская армия, длительность фильма составила 1 час 40 минут. Иными словами, это первый российский полный метр. Хотя начальные картины были крайне короткими по времени — менее минуты, а звук заменяли тапёры.

Как любому искусству, кинематографу нужно было время на развитие, отработку приёмов, формирование новых профессий, создание структуры кинопроизводства и, конечно же, кинопроката.

Кочующие демонстраторы «живых фотографий», которые крутили их на ярмарках, в летних театрах и т. п., очень быстро вышли из обоймы киноиндустрии благодаря организации первых фабрик кино и открытию стационарных синематографов.

-2

В газете «Русское слово» от 12 января 1908 г. сообщается:

Исполняющий дела московского градоначальника доводит до общего сведения, что устройство вновь синематографов и так называемых уличных театров не разрешается по улицам Тверской с Тверским бульваром и на Покровке ввиду имеющегося значительного числа этих театров в означенных местностях.
Михайлов В. П. Рассказы о кинематографе старой Москвы. М. : Материк, 2003. С. 69

В 1913 году в России было открыто 1412 кинотеатров: из них 67 — в Москве, 134 — в Санкт-Петербурге.

Реклама кинокартин размещалась и в специальных журналах (например, в «Сине-фоно»), и в ежедневно выходящих газетах (например, «Голос Москвы» и «Русское слово»). Все этапы производства фильма нуждались в продвижении, это обеспечивало успешный кинопрокат, хорошую кассу и, соответственно, покупку фабрикой новейшей аппаратуры, заключение контрактов со звёздами немого кино.

С некоторыми экземплярами синематографической рекламы можно ознакомиться в Национальной электронной библиотеке. Именно киноплакаты, призванные разжечь интерес публики и заставить их купить билеты, собраны в этой подборке.

-3

Кинофабрики готовили рекламу не только для зрителя, но в первую очередь — для прокатной конторы. Кинопрокатчику было необходимо постоянно обновлять и пополнять свою синематеку. Ориентироваться в огромном количестве отснятых фильмов помогали сопровождающие материалы, которые подробно рассказывали, о чём повествует картина, кто играл роли, на какой плёнке была осуществлена съёмка фильма, какая фабрика запустила производство и т. п.

Конкуренция между кинопрокатчиками заставляла их оперативно реагировать на вкусы зрителя. И программы фильма, рассылаемые кинофабриками, облегчали им эту задачу, помогали составлять и обновлять расписание киносеансов порой несколько раз в неделю.

Такая активность позволяла закупать около 4050 фильмов в месяц. Многие кинотеатры не справлялись с высокими темпами и разорялись. Но некоторые дожили и до наших дней, например кинотеатр «Художественный».

-4

Предлагаем читателям рассмотреть и почитать рекламные листовки для кинопрокатчиков:

Статья подготовлена совместно проектом «Книжные памятники» НЭБ и редакцией Ленинка.Дзен.

Подписывайтесь на телеграм-канал Ленинки.

-5