АФРИКАНСКОЕ САФАРИ - ПОКАЖЕМ И РАССКАЖЕМ!
Рассказ сто двадцать второй
МАЛЕНЬКИЙ ПУШИСТЫЙ РОДСТВЕННИК БОЛЬШИХ СЛОНОВ И МОРСКИХ СИРЕН
Не будем темнить. Это - даман, дальний родственник слонов и морских сирен, крупных водных обитателей, которые едят только водоросли. Мы уже немного писали о встречах с этими необычными зверьками в ЮАР на мысе Доброй Надежды (во втором рассказе "Котики, киты и пингвины"). Видели их и в танзанийском Серенгети. Но хочется поговорить о них подробнее, потому что они явно этого заслуживают. Кроме того, именно с даманом связано неожиданное для нас продолжение предыдущего рассказа о необычайных приключениях маленького бушбэби.
Дело в том, что мы нашли Джессику! Уж очень хотелось узнать о дальнейшей судьбе Ричарда и его поисках нового друга. Написали в танзанийский лодж, управляющей которым она была. Нам любезно ответили, что Джессика после окончания контракта уехала на родину, в ЮАР, но не в Йоханнесбург, с которым, как мы помним, у неё связаны тяжёлые воспоминания, а в Кейптаун. На случай, если Рич будет её искать, она оставила свой новый адрес. Конечно, лучше бы прилететь в этот чудесный город и услышать всё от самой Джессики, но сейчас это невозможно. Пришлось написать. И, представьте себе, она ответила и очень подробно рассказала о том, что произошло после того, как Ричард решил вновь поехать в Африку. Как раз на этом мы и закончили предыдущий рассказ.
В Кейптауне Джессика на деньги от продажи дома в Йоханнесбурге купила себе приличное жильё в районе Си-Пойнт на берегу Атлантического океана. Отсюда на машине можно быстро добраться до живописной набережной Виктории и Альфреда (Waterfront), на которой и днём, и ночью кипит туристическая жизнь (о Кейптауне мы говорили в первом рассказе "Легендарный Кейптаун" и в пятьдесят четвёртом "Африканская мозаика"). На набережной находилось небольшое туристическое бюро, директором которого была Джессика.
Как-то вечером, идя по набережной к автостоянке, где она обычно оставляла машину, в одном из многочисленных ресторанчиков Джессика увидела Ричарда. Сразу узнала его, хотя это уже не тот юноша "со взором горящим", который работал рейнджером в танзанийском лодже. Он был не один. Рядом сидела рыжеволосая миловидная женщина. Они о чём-то разговаривали и при этом энергично жестикулировали. Конечно, Джессика подошла к ним. Немая сцена! От неожиданности Ричард вскочил, застыл и долго смотрел на Джессику, потом порывисто обнял её и представил сидящей рядом женщине. Это была Сара. Время позднее, и они договорились встретиться завтра. Джессика дала молодым людям свой адрес и сказала, что ждёт их к обеду. На том и порешили.
Встреча была по-настоящему тёплой. Ричард и Сара принесли с собой бутылку великолепного пинотажа. Это вино - визитная карточка ЮАР. В 1925 году первый профессор виноградарства университета Стелленбош Абрахам Перольд скрестил два французских сорта пино нуар и сенсо, известного здесь под именем "эрмитаж". Так и получился "пино+таж" = пинотаж. Премиальные сорта этого вина из винограда со старых лоз, выдержанного в новых дубовых бочках, - лучшее, что есть в богатой винной коллекции южноафриканской республики. Сара пошла на кухню, чтобы помочь Джессике, которая колдовала над мясными блюдами, а Ричард тем временем осмотрел дом и сад, в котором уже был накрыт праздничный стол. За обедом поднимали тосты за каждого из присутствовавших и за провидение, которое соединило их здесь, в прекрасном Кейптауне.
Ричард рассказал Джессике, что перед отъездом в Африку он решил всё же навестить Сару в Лондоне. Когда они встретились, и Рич объявил о своём решении, Сара обняла его и сказала, что поедет с ним куда угодно и что все эти годы она думала только о нём и была ему верна. Рич обрадовался: в глубине души он хранил самые нежные чувства к Саре. Перед отъездом они поженились. Для постоянного жительства молодые люди выбрали Кейптаун, потому что отсюда легко можно было добраться и до Ботсваны, и до Зимбабве, и до Намибии, и, тем более, до любого из национальных парков ЮАР. Сара ещё в Лондоне запаслась рекомендательными письмами от ветклиники и известных тренеров чистокровных лошадей, а потому без труда устроилась ветеринаром на старейший в стране ипподром Кенилворт, где проходят самые крупные скачки. Иногда, по договорённости, она даже ездила для консультаций в Дурбан на ипподром Грейвилля (он нём мы писали в рассказе 54 "Африканская мозаика"). А Ричард частным образом возил многочисленных туристов на мыс Доброй Надежды, в мировую столицу китов Херманус, к заливу Фолс-Бей, где на пляжах Болдерс живут очковые пингвины, а в океане на гранитном острове обитают морские котики, и в городок Стелленбош, вокруг которого расположены десятки знаменитых виноделен. Жильё молодые люди снимали.
Время пролетело незаметно и очень сблизило хозяйку и её гостей. Расходиться не хотелось. И в конце вечера Джессика предложила Ричарду и Саре пожить у неё. Она уже немолода. Дом большой, несколько спален, сад, гараж на три машины. Заодно она подтянет свой английский, который до сих пор немного хромал, что сказывалось на общении с туристами. Кстати, добавила она, Рич мог бы официально работать у неё в турагентсве, что позволило бы ему решить налоговые и юридические проблемы, связанные с пребыванием в ЮАР. Это было так искренне и кстати, что все сказали "да".
Буквально через несколько дней к Джессике обратились туристы-англичане с просьбой показать им не только окрестности мыса Доброй Надежды, но и мыс Игольный, настоящую самую южную точку африканского континента. Поездка намечалась долгой, но весьма выгодной. 50 километров от Кейптауна до знаменитого мыса и ещё почти 160 до Игольного. В один день не уложиться, придётся где-то заночевать. Ричард сразу согласился. Маршрут хорошо знакомый, погода отличная, захотелось пообщаться с земляками. По дороге разговорились. Пожилая пара проживала в Лондоне и решила показать дочке, которой на днях исполнилось шестнадцать лет, далёкую Африку. Начали, конечно, с Кейптауна. Девочку звали Элизабет, по-домашнему Лиз (Lise).
На пути к мысу Доброй Надежды англичане с восторгом фотографировались у величественных кустов алых королевских протей, заглянули на страусиную ферму, где отведали яичницу из огромных яиц. Попросили Ричарда запечатлеть всю семью около знаменитой надписи на мысе. Даже искупались в компании пингвинов на пляже Болдерс и съездили на катере к острову морских котиков. В Херманусе посмотрели на огромных китов с детёнышами, поднялись на смотровую площадку мыса Игольный. На обратном пути заехали на одну из старейших виноделен Стелленбоша - Ланзерак (Lanzerac Wine Estate), основанную ещё в 1692 году, очень похожую на английское поместье. Здесь, после дегустации и прекрасного ужина, переночевали в небольшом, но уютном отеле, а на утро отправились назад, в Кейптаун. Ричард уверенно вёл мощный Ленд Крузер по знакомой дороге вдоль бухты Фолс-Бэй, спутники дремали. Вдруг из-за поворота прямо под колёса машины выпрыгнул маленький серо-коричневый зверёк и ударился о бампер. Резко затормозив, Рич выскочил из машины, чтобы посмотреть на беднягу. Тот лежал прямо под капотом и, казалось, не дышал. Наклонившись, Рич понял, что это маленький даман. Он взял зверека в руки и понял, что тот жив. Только, видимо, ушибся о бампер, когда прыгнул. Спутники спросили, что случилось, и Рич показал им пострадавшего. Элизабет заплакала, но Рич её успокоил, сказав, что возьмёт дамана с собой и дома вылечит. Дальше ехали без происшествий. Высадив гостей около отеля, Рич позвонил Саре и сразу отправился домой. Вместе осмотрели несчастного, но не нашли серьёзных травм и переломов. Решили оставить малыша дома и, по-возможности, подлечить его.
Пока ветеринары колдуют над потерпевшим, расскажем, кто такие даманы и почему они являются родственниками слонов и морских сирен.
40 миллионов лет назад на земле жили гигантские "гираконды", или прапрадаманы - общие предки современных слонов, сирен и... даманов. Размеры и вес были разные (от мыши до лошади, от десятков грамм до полутора тонн). В процессе эволюции одни стали обычными даманами, другие - гигантскими слонами, а третьи приспособились жить в воде. У них общие физиология и система пищеварения, схожие строение скелета, зубов и внутренних органов. Со слонами ещё больше сходства. Небольшие "бивни" даманов растут, как у слонов, из резцов, а не клыков, как у моржей, кабанов и бородавочников. На ногах - мягкие резинообразные подушечки. Похоже расположены и молочные железы. Даманы подобно слонам имеют чуткий нюх, хороший слух, отличную память. Их мозг хорошо развит - они гораздо умнее многих животных. То, что у даманов и слонов были общие предки, учёные выяснили только в Х1Х веке, а до этого считали их чуть ли не морскими свинками.
Даманы давным-давно живут на Ближнем Востоке и в Африке. Их много в Израиле. Ещё в Библии для обозначения зайцев использовалось слово "шафран". На самом деле речь шла о даманах. С ними связана любопытная история, произошедшая в древней Финикии. Это был регион на восточном берегу Средиземного моря с центром в современном Ливане. На юге Финикия граничила с Израилем, а на востоке и севере - с Сирией. Примерно за тысячу лет до нашей эры финикийские мореплаватели прибыли на Пиренейский полуостров и приняли живущих там кроликов за даманов, которые обитали на их родине. По их имени - Shphan, перешедшему в финикийский язык из иврита, они и назвали новую землю I-shphan-ham, "берег даманов". Это название переняли римляне, превратив его в латинское Hispania. Так что современная Испания своим названием, возможно, обязана маленьким пушистым зверькам.
Различают три вида даманов: капский, живущий в скалистой местности Южной Африки (именно его видели мы у мыса Доброй Надежды); горный и древесный, обитатель лесов и кустарников (с ним мы встретились перед въездом в танзанийский Серенгети). Капский покрупнее сородичей. Длина тела - от 30 до 60 сантиметров, вес - от 1,5 до 4,5 килограммов. Хвоста нет, у древесных он всего 1-3 сантиметра. Окрас - серовато-коричневый с разными оттенками. В дикой природе даманы живут примерно 14 лет. Всеядны: листья, трава, молодые побеги, саранча, личинки. На мордочке - раздвоенная верхняя губа, на передних лапках - 4 пальца, на задних - 3. Средний палец на задних лапках с длинным изогнутым ногтем служит "расчёской" (у бушбэби, если помните, тоже есть похожая "расчёска"). На лапках - уплотнённые когти, похожие на копытца, как у слонов. Подушечки пальцев мягкие. Выполняют роль присосок. Кроме того, потовые железы выделяют "липкий" пот, а потому вечно мокрые лапки помогают даманам ловко карабкаться по деревьям и скалам, иногда даже вниз головой.
Детёныши даманов рождаются зрячими, покрытыми шерстью, через несколько часов после появления на свет начинают двигаться, спустя две недели едят траву, а к 16 месяцам становятся взрослыми. Молодые самцы покидают колонию, а самки остаются в ней на всю жизнь. Для жизни даманы роют норы, занимают чужие, селятся в дуплах деревьев и расселинах скал. У них много врагов: леопарды, каракалы, шакалы, гиены, мангусты, крупные змеи и хищные птицы. Кафрский чёрный орёл, например, питается исключительно даманами. От врагов есть неплохая защита - сильные ноги и острые передние зубы-"клыки". А ещё - пахнущие железы на спине, покрытые особой шерстью. В случае опасности шерсть становится дыбом, и железы выделяют особый секрет. Он очень вонючий и сразу отпугивает нападающего. А вообще даманы весьма чистоплотные: регулярно чистят шерсть и ходят в туалет строго в одном месте. При этом кристаллы мочи окрашивают скалы в белый цвет. Их называют гирацеум. Люди издавна используют его для лечения травм, судорог, даже эпилепсии. Фекалии этих животных именуют "золотым камнем". Парфюмеры извлекают их них мускус, который придаёт духам особый аромат.
Что ещё? У даманов очень плохая терморегуляция: температура тела колеблется от 24 до 39 градусов. Поэтому по ночам они сбиваются в кучки и греют друг друга, а утром вылезают на открытые места и нежатся на солнце. При общении даманы издают около 20 разных звуков - визжат, щебечут, тявкают, рычат, свистят, фыркают. Очень любопытные и компанейские ребята. Малыши хорошо приручаются и могут стать домашними питомцами.
Ушибы у маленького дамана оказались лёгкими, Ричард и Сара сделали всё необходимое, и уже через несколько дней малыш полностью выздоровел. Она (оказалось, что девочка) была настолько хороша, что решили оставить. Назвали Лиз - в честь дочки туристов-англичан, во время поездки с которыми Ричард её подобрал. Очень скоро Лиз стала настоящим членом семьи. Охотно шла на руки, постоянно, как кошка, тёрлась о ноги, по ночам спала под боком у Джессики. И, действительно, была на удивление чистоплотным созданием. Ходила в лоток, ела из миски и вообще вела себя пристойно. Одним словом - была общей любимицей. Вот так не только Ричард, но и Сара с Джессикой нашли себе нового друга. Да и сами стали настоящей семьёй.
Обо всём этом Джессика и написала нам, чему мы были очень рады и пожелали всей большой семье благополучия и счастья.
Когда мы встретили нашего первого дамана на мысе Доброй Надежды, гид, который сопровождал нас, назвал его слонопотамом. Удивились. Слонопотам - вымышленное животное из рассказов английского писателя А. Милна о приключениях медвежонка Винни-Пуха и его друзей. Это имя даже вошло в Оксфордский словарь английского языка как "детское слово, обозначающее слона". Получается, что реальное родство со слонами дало даманам неожиданное название, соединившее их с литературой. Вот такой у нас необычный зверёк был сегодня в гостях.
Фотографии из коллекции Яндекс. Картинки.