Найти в Дзене
ShadowTavern

Почему Толкин так не любил "Дюну"? Что именно возмутило создателя "Властелина колец"

Оглавление

Привет! Вы на канале ShadowTavern! Устраивайтесь поудобнее и приятного чтения!

===========

Известно, что Толкин питал к "Дюне" прямо скажем неприязнь. И вот что интересно: если, например, "Хроники Нарнии" или диснеевские мультфильмы он разбирал по косточкам, объясняя свою критику, то в случае с "Дюной" он предпочел отмолчаться, избегая комментариев.

Однако, вот ведь ирония, всего через пару недель после этого, Толкин в интервью высказался о научной фантастике. И знаете, что самое любопытное? Его замечания оказались на удивление созвучны критике "Дюны". Все указывает на то, что "Дюна" пришлась не по вкусу Толкину практически во всем, что для него было важно – от языка и до вопросов морали и веры.

Дело не в жанре. Что Толкина задело в научной фантастике?

В сети Толкина иногда представляют человеком, чьим чуть ли не главным хобби было критиковать все и вся. Поэтому, наверное, можно было бы ожидать, что и научная фантастика ему не нравилась. Но это совсем не так. Толкин, как ни странно, был поклонником Айзека Азимова и ценил то, как в научной фантастике "легендарный профессор из лаборатории" занял место волшебника.

Однако, что действительно задело Толкина – это то, как в научной фантастике, по его мнению, обращались с языком, наукой, которой он посвятил жизнь. В сравнении со своим собственным, тщательно разработанным эльфийским, Толкин критиковал "по-детски изобретенные имена и слова" в научной фантастике.

-2

И все же, "Дюна" на первый взгляд может показаться исключением из этого правила. Фрэнк Герберт, автор "Дюны", как-то сказал: "Я пишу научную фантастику для тех, кто обычно ее не читает". Вместо того, чтобы изобретать неуклюжие новые слова, "Дюна" обильно заимствует из реальных языков и истории. В ней встречаются термины вроде "кифрат хадера" из иврита, "Шай-Хулуд" из арабского, и "Ландсраад" из голландского.

"Дюна" как будто использует языки, словно палитру, добавляя их для создания ощущения глубины и реализма. Но для человека, вроде Толкина, который посвятил жизнь изучению того, как языки меняются и взаимодействуют на протяжении веков, такой подход мог показаться скорее хаотичным. Его расстраивало, что, по его мнению, "немногие авторы научной фантастики разбираются в языках, фонетике, истории или процессах языкового развития".

Моральный выбор Пола Атрейдеса: а стоит ли цель средств?

Но это еще не все. В финале первой книги Пол Атрейдес, против своей воли, оказывается во главе галактической войны, которая приведет к гибели 61 миллиарда человек. Почему он на это идет? Его видения будущего говорят ему, что война неизбежна, что это, возможно, "меньшее зло", и что его положение позволит защитить близких. Иными словами, Пол делает выбор, который он сам считает аморальным, но при этом полагает, что это "меньшее из двух зол".

-3

Но во "Властелине колец" сама мысль о том, чтобы использовать "темную" силу для достижения "светлых" целей неприемлема. Вспомним, к примеру, отказ Гэндальфа от Кольца Всевластия. Ведь Гэндальф, подобно Полу, мог бы использовать силу Кольца, движимый благими намерениями. Однако, если "Дюна" не осуждает выбор Пола, то Толкин подчеркивает, что принятие Кольца Гэндальфом стало бы одним из самых ужасных событий. Гэндальф, как властитель Кольца, был бы даже хуже, чем Саурон.

Кто герой, а кто антигерой? Мораль по Толкину и Герберту.

Если "Дюна" изображает персонажей, запутавшихся в моральном "сером" поле, то для Толкина мораль – это четкое противостояние добра и зла. Его герои всегда стремятся к "правильному" выбору, а не к "меньшему злу". "Властелин колец" показывает нам образец того, какими должны быть герои, а "Дюна" – пример того, как они могут сбиться с пути. В конечном счете, грань между героем и антигероем определяется тем, где именно заканчивается история. В "Дюне" даже звучит предостережение: "Нет ничего хуже для народа, чем оказаться во власти героя".

В итоге: что общего у Толкина и Герберта, несмотря на "неприязнь"?

Итак, причины для того, чтобы "не взлюбить" "Дюну", у Толкина, как мы видим, были. И вот что интересно: когда "Дюна" только появилась, критики отмечали, что "не могут найти ничего сравнимого с ней, за исключением, пожалуй, "Властелина колец"".

-4

В конечном счете, несмотря на все их различия, и Толкина, и Герберта объединяло стремление к детализации и общая задача – рассказать захватывающую историю, несущую в себе определенное послание.

===========

На этом у меня сегодня все! Спасибо за просмотр! Если выпуск вам понравился, то не стесняйтесь делиться ссылкой на него со своими друзьями, подписываться на канал и нажимать на кнопки под статьей :)

И, конечно же, подписывайтесь на мой Telegram канал - там фотосеты, кадры со съемок, новости и многое другое!

И до встречи в следующем выпуске! Пока!