Критерии оценивания по биологии в 11 классе зависят от того, что именно нужно оценить. Это может быть оценка:
- Ответа на уроке (устно или письменно):
- Выполнения практической работы или лабораторной работы:
- Написания контрольной работы или теста:
- Выполнения проекта или исследовательской работы:
- Знания теории:
Поэтому, чтобы дать конкретные критерии, нужно знать, что именно оценивается. Однако, я могу предоставить общие критерии, которые обычно используются в 11 классе при оценке знаний по биологии:
I. Общие критерии оценивания знаний по биологии (для любого вида деятельности):
- Полнота и правильность ответа (знание фактического материала):Насколько полно и точно ученик излагает теоретический материал.
Знает ли основные понятия, термины, факты, закономерности.
Не допускает ли фактических ошибок. - Глубина понимания материала:Понимает ли ученик взаимосвязи между различными биологическими процессами и явлениями.
Может ли объяснить причины и следствия.
Может ли применить знания в новой ситуации. - Логичность и последовательность изложения:Умеет ли ученик логично и последовательно излагать свои мысли.
Соблюдает ли структуру ответа.
Аргументирует ли свои выводы. - Умение использовать биологическую терминологию:Правильно и уместно ли ученик использует биологические термины и понятия.
Дает ли определения терминам. - Самостоятельность:Насколько самостоятельно ученик выполняет работу.
Использует ли дополнительные источники информации. - Оформление работы:Аккуратность и грамотность оформления письменных работ.
Правильное оформление таблиц, схем, рисунков.
II. Дополнительные критерии для различных видов деятельности:
- Для устного ответа:Четкость и ясность изложения.
Умение отвечать на вопросы учителя.
Умение вести дискуссию. - Для письменной работы (контрольная работа, тест):Правильность выполнения заданий.
Умение решать задачи.
Умение анализировать графики и диаграммы.
Умение применять знания на практике. - Для практической или лабораторной работы:Умение работать с биологическим оборудованием.
Умение проводить эксперименты.
Умение наблюдать и фиксировать результаты.
Умение делать выводы на основе полученных данных.
Соблюдение правил техники безопасности. - Для проекта или исследовательской работы:Актуальность и значимость темы.
Четкость постановки цели и задач.
Правильность выбора методов исследования.
Самостоятельность выполнения работы.
Практическая значимость результатов.
Качество оформления работы и презентации.
III. Система оценивания (примерная):
- "5" (отлично):Полный, правильный и глубокий ответ.
Безупречное знание фактического материала.
Полное понимание взаимосвязей между биологическими процессами.
Логичное и последовательное изложение.
Уместное использование биологической терминологии.
Самостоятельность выполнения работы. - "4" (хорошо):Полный и правильный ответ, но с незначительными неточностями.
Хорошее знание фактического материала.
Достаточное понимание взаимосвязей между биологическими процессами.
В основном логичное и последовательное изложение.
Уместное использование биологической терминологии.
Незначительная помощь учителя при выполнении работы. - "3" (удовлетворительно):Неполный или недостаточно точный ответ.
Поверхностное знание фактического материала.
Слабое понимание взаимосвязей между биологическими процессами.
Нелогичное или непоследовательное изложение.
Недостаточное использование биологической терминологии.
Значительная помощь учителя при выполнении работы. - "2" (неудовлетворительно):Незнание или неправильное изложение основных понятий и фактов.
Отсутствие понимания взаимосвязей между биологическими процессами.
Неумение логично излагать свои мысли.
Неумение использовать биологическую терминологию.
Несамостоятельность выполнения работы.
Примеры конкретных критериев для контрольной работы по теме "Генетика":
- Задача на моногибридное скрещивание (5 баллов):Правильная запись условия задачи (1 балл).
Правильная запись генотипов родителей (1 балл).
Правильная запись гамет родителей (1 балл).
Правильная запись решетки Пеннета (1 балл).
Правильная запись генотипов и фенотипов потомства, ответ на вопрос задачи (1 балл). - Теоретический вопрос: "Законы Менделя" (5 баллов):Правильное формулирование первого закона Менделя (1 балл).
Правильное формулирование второго закона Менделя (2 балла).
Примеры, иллюстрирующие каждый закон (2 балла).
В заключение, конкретные критерии оценивания по биологии в 11 классе должны быть четко сформулированы учителем для каждого вида деятельности и соответствовать требованиям образовательной программы. Важно, чтобы ученики понимали эти критерии и знали, что от них ожидается.