Вера Панова пережила сталинские репрессии и страдала от утраты любимого человека, а также медленно, но верно шла по израненным землям, оставленным Великой Отечественной войной. Возможно, именно этот горький опыт вдохновил ростовскую писательницу на создание честных и трогательных произведений с насыщенными и реалистичными героями.
Она родилась в Ростове-на-Дону. Ее отец, который некогда был состоятельным предпринимателем, разорился в начале XX века и стал счетоводом в банке. Когда девочке исполнилось всего пять лет, он трагически ушел из жизни, оставив семью без средства к существованию. Мать Веры, хотя была учительницей музыки, должна была самой выживать, зарабатывая незначительные деньги. Кроме скромного заработка, немного помогала ей и пенсия, которую платили вдовам.
Из-за нехватки финансов Вера успела окончить лишь начальную школу, но ее жажда знаний оставалась непобежденной. Она увлеченно изучала школьные предметы и читала множество книг, что вскоре привело её к написанию поэтических произведений в подростковом возрасте.
В семнадцать лет Вера начала свою карьеру в журналистике, сотрудничая с местными и региональными изданиями. Ее первые статьи, очерки и фельетоны публиковались с удовольствием, так как они отличались тонким юмором и иронией. Используя псевдонимы В. Старосельская и Вера Вельтман, она постепенно завоевала популярность среди своих сограждан. В ее жизни были встречи с известными писателями, такими как Николай Погодин и Александр Фадеев, а также критиками, среди которых оказался Иосиф Юзовский. В Ростов на Дону также заглянули знаменитости, такие как Владимир Маяковский и Сергей Есенин. Переезд в Ленинград в середине 30-х годов открыл новые горизонты для Веры, побуждая ее попробовать себя в литературе и драматургии.
Вера Панова в своих ранних пьесах «Илья Косогор» и «В старой Москве» успешно отразила события, предшествующие революции, показывая, как мещане продолжали жить своей привычной жизнью даже после свержения царя.
Ее пьеса «Илья Косогор» принесла ей первую премию на конкурсе пьес для колхозных театров, в то время как «В старой Москве» была поставлена в Москве под руководством режиссера Юрия Завадского.
Когда началась война, Панова находилась рядом с Ленинградом вместе со старшей дочерью, в то время как двое остальных детей находились с бабушкой на Украине. Эвакуация не состоялась, и ей пришлось пережить долгие скитания, прежде чем она добралась до своей семьи в украинское село Шишаки. Ее путь пролегал через Псков и Эстонию, где ей пришлось укрываться в разрушенной синагоге, а затем она шла пешком по оккупированным землям, чтобы встретиться с матерью и детьми.
Когда она вернулась в родную деревню, её и семью опять настигли опасности: в 1943 году немцы полностью сожгли их дом, оставив их без всего. Эти тяжелые испытания легли в основу пьесы «Метелица» и последней повести, «О моей жизни, книгах и читателях». Эти страдания и встречи с различными людьми, которые она встретила на своем пути, подарили ей новые сюжеты для будущих книг.
В 1943 году Вера Федоровна переехала в Пермь, где начала активно заниматься литературой, подрабатывая в газетах и на радио. В 1944 году появилось ее известное произведение «Евдокия», в котором рассказывается о женщине, вырастившей чужих детей. Экранизация по этому произведению состоялась в 1961 году под режиссурой Татьяны Лиозновой.
Неподалеку от Перми Вера написала свой самый выдающийся роман — «Спутники». Ее поездка на санитарном поезде по стране, инициированная редакцией, дала начало этому произведению, которое стало образцом для подражания.
Роман «Спутники» богат на множество различных персонажей, и его отдельные части сплетаются в единое повествование. Читатель получает возможность пережить многочисленные эмоциональные моменты вместе с героями, погружаясь в их мечты и воспоминания. Панова мастерски передала личные судьбы героев и реалии времени.
После того как «Спутники» стали литературным событием, Вера Панова была принята в Союз писателей и получила свою первую Сталинскую премию. Слухи гласят, что Иосиф Виссарионович лично наслаждался этим произведением и оценил его. Роман также был адаптирован для кино: в 1965 году Искандер Хамраев снял фильм под названием «Поезд милосердия».
В 1947 году Вера Панова вновь вошла в литературный кипеж с романом «Кружилиха», посвященным судьбе рабочих на уральском заводе. На первый взгляд, это произведение ничем не отличалось от множества подобных, появлявшихся в то время, но писательница сосредоточила внимание на моральной стороне жизни заводчан, что вызвало активные обсуждения в литературных кругах и разнообразные мнения критиков.
Следующим значимым вкладом в ее литературное наследие стала повесть «Сережа», в которой рассказывается о повседневной жизни мальчика-дошкольника, нашедшего папу, хоть и не родного. Это трогательное произведение переживания ребенка и все его радости и трудности передает с особенной глубиной.
Кинематографической адаптацией «Сережи» занялись Георгий Данелия и Игорь Таланкин, причем для Данелии это была первая работа как режиссера. Фильм, в котором приняли участие такие звезды, как Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева, был удостоен Большого приза на кинофестивале в Карловых Варах.
«Сережа» стал основой для нового цикла произведений Веры Пановой о детях. Она написала повести «Мальчик и девочка», «Валя» и «Володя», ставя на первое место вопросы нравственности и душевные переживания человечества.
Игорь Таланкин адаптировал «Валю» и «Володю» в фильме «Вступление» (1963), собрав таких звезд, как Нина Ургант и Станислав Чекан на одной съемочной площадке. Главные роли сыграли Наталия Богунова и Борис Токарев, показать страдания детей во время войны.
В 1966 году Юлий Файт взялся за экранизацию «Мальчик и девочка», выбрав для главных ролей совсем юных Наталию Богунову и Николая Бурляева. История про их первую, но трагическую любовь приводит к серьезным последствиям, когда герой оставляет беременную девушку.
На позднем этапе своей карьеры Панова обратилась к событиям русской истории, исследуя эпоху Древней Руси и Смутного времени. В ее книге «Лики на заре» речь идет о княгине Ольге, Иване Грозном и других видных исторических персонажах.
Ее подход к изложению материала отличает оригинальность — как легкий пазл из элементов ушедшего времени, она заставляет читателя проводить аналогии и задумываться о роли народа в судьбоносных событиях, а также о ответственности властей за судьбу нации.
В последние годы своей жизни Вера Панова занялась написанием мемуарных произведений. Заключительным аккордом в её литературной карьере стало автобиографическое эссе «О моей жизни, книгах и читателях», которое было опубликовано уже после её смерти.
Она завоевала огромную популярность не только среди читателей и зрителей, но и на уровне признания — Вера Федоровна была награждена тремя Сталинскими премиями и орденом Трудового Красного Знамени. Книги писательницы были переведены на множество языков, что подтверждало её талант и большое влияние.
Личная жизнь Веры Пановой была насыщенной: она трижды выходила замуж. Её первым мужем стал корреспондент Арсений Старосельский, с которым у неё родилась дочь Наталья. Второй муж, Борис Вахтин, также принадлежал к журналистской среде и работал в Ростове в таких изданиях, как «Молот» и «Комсомольская правда». В этом браке появилось еще двое сыновей — Борис и Юрий.
Трагическая веха в жизни Веры Федоровны произошла в 1935 году, когда её супруг был арестован по обвинению в связи с троцкистской организацией. Чтобы спастись от репрессий, Панова переехала с детьми и матерью в Украину. С Борисом Васильевичем она смогла встретиться лишь однажды в ГУЛАГе. Эта встреча легла в основу её очерка «Свидание», который полон душевной боли. Мужа не удалось оправдать — его расстреляли в 1938 году.
Третьим мужем Веры Федоровны стал писатель-диссидент Давид Дар, который пережил её на семь лет.
Вера Панова отличалась добротой и отзывчивостью, что отразилось и в творчестве Сергея Довлатова. Писатель, известный своим острым и ироничным стилем, включил Веру Федоровну в свои произведения как единственную положительную героиню, что подтверждает её добрый нрав на фоне его критического взгляда на окружающий мир.
В 1967 году Вера Панова испытала сильное переутомление на IV съезде советских писателей. Изнурительная жара этого лета привела к серьезному инсульту, после которого она не смогла полностью восстановиться, тем не менее продолжала трудиться.
Писательница ушла из жизни в начале весны 1973 года и была похоронена под Санкт-Петербургом, в живописном месте Комарово.
Читайте также статьи:
Дмитрий Астрахан. Путь к славе. Непростая жизнь. Тяжелая потеря супруги. Кто дети и как живет актер?
Нина Шацкая. Непростой путь к успеху. Много лет прощала измены Золотухину. Как жила актриса?
Дмитрий Блажко. Мог бы стать медиком, но стал актером. Роли. Загадочная личная жизнь