Искусство – это не всегда про красоту окружающего мира, прекрасные чувства и радость жизни! Иногда встречаются картины, глядя на которые так и хочется воскликнуть «Это разве искусство?». Однако именно такие полотна отражают философию времени, общества и внутренние переживания художника. Одни деятели искусства часто намеренно экспериментируют со стилями, формами и идеями, поэтому обычному обывателю сложно воспринимать нестандартную красоту полотен. Другие художники же создают экстравагантные картины с целью привлечения внимания к социальным проблемам или высмеять традиционные идеалы красоты.
Именно по этой причине появилась на свет гротескная картина «Уродливая герцогиня», написанная в 1513 году фламандским художником Квентином Массейсом. Полотно уже несколько столетий будоражит воображение и вызывает споры и обсуждения среди искусствоведов и просто ценителей искусства! Этот странный, «уродливый» портрет старухи таит в себе множество тайн и загадок…
Шедевр художника эпохи Северного Возрождения сочетает в себе реализм и сатиру, ведь жанр карикатуры, как новая форма искусства, стал рождаться в начале XVI века. Однако особую популярность картина приобрела лишь в XX столетии! На полотне изображен деформированный портрет пожилой дамы. Женщина пытается быть привлекательной и соблазнительной, притягивая небольшой бутон розы незримому партнеру и искушая своею грудью в открытом декольте.
Квентин Массейс изобразил старческую и неидеальную внешность человека в гипертрофированном образе: морщинистая дряблая кожа, выпирающий лоб и скулы, искаженные черты лица, беззубый рот, огромные уши, выпученные глаза, сгорбленная спина… Художник насмехался не просто над женщиной на портрете, но и над всеми барышнями, которые всячески стараются «молодиться». Так, роза в руке – символ молодости и девушки на выданье, а странный чепчик, похожий на рога, олицетворяет устаревшую моду юных дев. Массейс этой работой пытался показать, что всему свое время. Также диссонанс у зрителя вызывает роскошная одежда и драгоценности, которые резко контрастируют со странной внешностью женщины. Богатые одеяния толкают на мысль, что на полотне изображена не простая дама, а аристократка.
Портретом «Уродливая герцогиня» даже вдохновился Джон Тенниел и создал первые образы герцогини к книге Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес»!
Искусствоведы не исключают, что картина Массейса – это первая половина диптиха. Возможно, на второй части должен быть изображен искаженный старик, который обращается к старухе. Предполагается, что часть парной картины называется «Портрет пожилого мужчины» Квентина Массейса, написанной в 1517 году.
Интересно то, что на портрете «Уродливая герцогиня» изображена тирольская аристократка Маргарита Маульташ, жившая в XIV веке и получившая известность благодаря своей репутации одной из самых некрасивых женщин в истории. Сам Папа Римский и политики того времени прозвали герцогиню «Маульташ», что дословно переводится как «пельмень»! Тогда ходил слух, что женщина была губастой, именно так и появилось прозвище. Исторических доказательств уродства герцогини не нашли до сих пор, ведь на единственном прижизненном изображении Маргариты Маульташ (на личной печати) изображена стройная женщина с трудноразличимыми чертами лица!
Считается, что в Средние века политические соперники часто прибегали к слухам и клевете для дискредитации друг друга. Маргарита Маульташ была вовлечена в сложные политические конфликты (борьба за власть над Тиролем), поэтому часто распространялись мифы и слухи об уродстве герцогини, чтобы подорвать её авторитет и легитимность. Поэтому в искусстве и литературе часто использовался образ Маргариты Маульташ в качестве отражения уродства и для создания сатирических изображений.
Также бытует мнение, что прототипом картины «Уродливая герцогиня» стали наброски Леонардо да Винчи. Художник часто писал искаженные и деформированные лица людей, чтобы найти тот самый идеал золотого сечения и получить возможность прикоснуться к совершенству. Как всем известно, идеал и красота не существуют без уродства!
С уверенностью можно сказать, что "Уродливая герцогиня" — это не просто портрет пожилой женщины, а глубокое размышление о человеческой природе, о противоречиях между внешним обликом и внутренним миром. Картина пропита сатирой и гротеском на тщеславие, гордыню и стремление к показному благополучию. Она заставляет задуматься о мимолетности красоты и вечности души, о том, что истинная ценность человека заключается не в его внешности, а в его моральных качествах и поступках.
📌Посетить выставку Босха и Брейгеля в Москве: https://bosch-bruegel.ru/
Адрес: Москва, ул. Большая Якиманка 26
Торгово-офисный центр «Якиманка 26»
График работы до 30 марта 2025 года:
График работы:
Будни: 12:00 - 21:00