Фасад дома Палибина теперь узнают все киноманы России, ведь именно он засветился в новой экранизации произведения Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" (2024 года). В фильме деревянный особняк был прибежищем Мастера, где он писал свой роман о Понтие Пилата. В кадре использовали только вид с улицы, а вот интерьеры снимались не здесь и с кинокартиной не совпадают. Что же там на самом деле внутри?
Читайте - Наслаждайтесь - Просвещайтесь!
Это классический пример архитектуры послепожарной Москвы (после 1812 года). Тогда были разработаны типовые проекты особняков, чтобы москвичи могли отстроиться за короткий срок, быстро восстановить разрушенный французами город и придать улицам общий стройный вид. Дом в 5 окошек появился в бывшем Долгом переулке (ныне это ул. Бурденко) в 1818 году и его владельцем был Гавриил Александрович Палибин - коллежский советник, директор чертёжного отдела в Московской межевой канцелярии. Он был чиновником, но таким, у которого деньги водились, в чём мы убедимся, зайдя внутрь!
Уникальность дома видна невооружённым глазом - он деревянный, дошедший до нас с 19 века лишь с небольшими изменениями (два раза к нему пристраивали дополнительные объёмы, чтобы увеличить площадь). Для сравнения прикрепляю фотографию 1913 года и свежую, март 2025.
Особняк настолько очаровательный, что прохожие невольно останавливаются и рассматривают его ампирный декор, украшающий фасад: это и растительные орнаменты, и медальоны, и гиппокампусы - морские лошади с рыбьими хвостами.
Не удивительно, что с такой фактурой для фильма выбрали именно его. Покажу вам кадры и заодно дворик, куда заходили герои кинокартины. Обратите внимания, сколько реквизита и компьютерной графики было использовано, чтобы создать вокруг атмосферу 1930-х годов.
Палибин умер в 1844 году, не оставив наследников. Дом сменил несколько владельцев, в советское время был национализирован и превратился в коммунальные квартиры, занимавшие здание до 1980-х. Жители коммуналок приспосабливали жильё под свои нужны, в результате чего была утрачена веранда-галерея. Но они же, сами того не подозревая, случайно спасли ценные детали интерьеров! Пора нам зайти внутрь!
Особняк был отреставрирован на деньги Фонда Святого Архангела Михаила, который взял его в аренду на 25 лет. Внутри анфиладное (сквозное) расположение комнат, когда одно помещение перетекает в другое. В залах представлены невероятной красоты иконы ручной работы, вышитые из бисера, жемчуга, драгоценных и полудрагоценных камней. Особо впечатляют объёмные детали - трудно представить, сколько времени, сил и мастерства понадобилось, чтобы мы сегодня могли любоваться настоящими произведениями искусства.
Всё это сделано рукодельницами мастерской шитых икон "Прикосновение". Мне удалось заглянуть непосредственно в комнату, где появляются эти шедевры. Мастериц отвлекать не будем, поэтому беглая фотография
И тут можно было бы сказать: "И что же старого сохранилось? Мебели-то нет!" Оно и не мудрено после коммунальных квартир. Но внимательный зритель увидит, как на фото в каждой комнате есть вскрытые фрагменты на стенах. И это старые обои первой половины 19 века! Сохранность настолько редкая, что в Москве оригиналы встречаются только в доме Палибина и в Останкинском дворце. Из-за трещин вам может показаться, что это роспись по штукатурке, но нет. Бумага. И на потолке тоже.
Эти обои представляют из себя живопись по двойной бумаге, когда сначала клеилась подложка (из газет, например, или любого другого бумажного расходника), сверху чистый лист и уже на нём ручная роспись художника.
Напомню, что наш хозяин, Палибин, директор чертёжного отдела Московской межевой канцелярии, человек богатый, но, видимо, экономный, потому что в качестве той самой подложки под обои использовал старые ненужные документы со своего места работы. А что добру пропадать? Для нас реставраторы открыли один такой фрагмент с исписанными листами
Так как же за более чем 200 лет сохранились обои? В советское время жители коммуналок, чтобы утеплить деревянный дом (всем же хочется жить в тепле), поверх них наложили войлок и дранку, под которыми старая бумага прекрасно себя чувствовала.
В зале с аркой, предполагается, раньше была столовая, так как именно в этой комнате находится дверь, ведущая в подвальное помещение, где располагалась кухня.
Несколько фотографий проходной комнаты, за которой будет лестница, ведущая на второй этаж в мезонин.
Под лестницей можно увидеть изразцы 19 века. Забавно, но ими выложена задняя сторона печи. Дело в том, что мода на изразцы (как, впрочем, и на всё) быстро менялась, и новые владельцы дома после Палибина не стали их выбрасывать и разместили в не самом очевидном месте. А со стороны комнаты у печи появились простые, белого цвета.
Поднимаемся наверх. Что же совсем недавно располагалось в мезонине?
Закончить статью хотелось бы кабинетом человека, который очень бережно относился и к истории данного дома, и к культурному наследию в целом. Здесь в 1986-2009 годах работал выдающийся художник-реставратор, историк Савва Ямщиков.
Экскурсовод Мащенко Анастасия
Пишу о Москве и истории, выкладываю расписание экскурсий и интересные посты в своих соц. сетях и на сайте:
Телеграм - https://t.me/sama_sebe_nastya
Группа ВКонтакте - https://vk.com/sama_sebe_nastya
Сайт - https://taplink.cc/sama_sebe_nastya
Дзен - https://dzen.ru/sama_sebe_nastya