Найти в Дзене
Техника мужика

900 Turbo! Манифест авиационного инжиниринга из Тролльхеттана. Последний настоящий SAAB, а не GM

Ниспадающая корма со спойлером, шильдик TURBO на переднем крыле, сумасшедший дизайн колес, низкий капот с полкой переднего бампера и почти вертикальное лобовое стекло. Этот силуэт невозможно забыть. Таким в моей памяти навсегда останется Saab 900 Turbo. Последний из настоящих.

Швеция. Сделано с умом! Фото из открытых источников
Швеция. Сделано с умом! Фото из открытых источников

Когда смотришь на этот шедевр из 2025-го, то восторгаешься величием сумасшедших гениев из Тролльхеттана. Авиационный опыт позволил наделить кузов 900 Turbo впечатляющей прочностью и жесткостью. Даже двери имели брусья для интеграции в силовую структуру. Толщина металла достигает 2.5 мм! Сравните с современным автопромом "из фольги". Помните видео как 900 Turbo падает крышей вниз и остается целым? Представляете что будет если тоже самое повторить с каким-нибудь "супер технологичным" китайцем?

Кроме легендарной безопасности кузов 900 Turbo обладает невероятной харизмой. Силуэт в духе классического Porsche 911 можно любить или ненавидеть, но равнодушным оставаться невозможно, особенно когда узнаешь что именно Saab, а не немцы с японцами первыми в мире применили турбонаддув на массовом автомобиле "для народа".

Дизайн на все времена! Фото из открытых источников
Дизайн на все времена! Фото из открытых источников

Что бы сделать низкую линию капота и придать силуэту 900 Turbo стремительность и легкость (некрасивые самолеты же не летают!), инженеры применили невероятные технические решения. Даже банальные петли капота являются шедевром! Он сначала скользит вперед, а затем приподнявшись поднимается вертикально открывая взору двигатель, установленный под углом 45 градусов!

Обратите внимание на траеторию открывания капота и бачки расположенные в крыле. Фото из открытых источников
Обратите внимание на траеторию открывания капота и бачки расположенные в крыле. Фото из открытых источников

Глядя на продольное расположение двухвального мотора, ожидаешь увидеть КПП в районе трансмиссионного тоннеля и идущий к задним колесам кардан, но Saab 900 Turbo переднеприводный, как наш родной Москвич 2141! Трансмиссия 900 Turbo расположена под мотором! Корпус КПП одновременно является картером двигателя, а крутящий момент на нее передается цепью! На этом фоне пневматический (!!!) привод заслонки печки и ручник блокирующий передние колеса воспринимаешь как норму.

Сам мотор развернут маховиком вперед. Сцепление меняется элементарно, а замена ремня привода навесных агрегатов трудоемкая. Надо ли говорить, что механики шарахаются от правильных Саабов как пилоты от самолета при катапультировании? На самом деле проблема не в надежности 900 Turbo, а в незнании его конструкции и недостатке компетенций. Тысячи энтузиастов по всему миру обслуживают свои машины самостоятельно.

Безумный шведский инжиниринг во всей красе! Фото из открытых источников
Безумный шведский инжиниринг во всей красе! Фото из открытых источников

Кроме сумасшедшей компоновки мотор впечатляет характеристиками. Пока немцы и японцы "дули" в низкую степень сжатия в конце 80-х, шведские мотористы уже вовсю экспериментировали с комбинацией наддува низкого давления и высокой степени сжатия. Не смотря на "крутильную" геометрию (диаметр цилиндра 90 мм, ход поршня 78 мм) при мощности 175 л.с. на 5500 об/мин, внушительные 275 Н*м тяги доступны уже на 3000 об/мин. Этого достаточно что бы ехать низкие 8 секунд до 100 км/ч и обеспечить максимальную скорость в 220 км/ч. В начале 90-х 900 Turbo впечатлял скоростью как легендарный Ту-154 своими летными характеристиками в лучшие времена.

Большая площаль остекления и ниспадающая корма придают силуэту невероятную стремительность. Фото из открытых источников
Большая площаль остекления и ниспадающая корма придают силуэту невероятную стремительность. Фото из открытых источников

На фоне превосходной динамики и сумасшедшего инжиниринга ожидаешь увидеть соответствующее шасси. Но впереди примитивный независимый Макферсон, а сзади балка как на Москвиче 2141. Но прочь сомнения! Это же Saab и авиационный опыт! Благодаря высоким инженерным компетенциям примитивное "железо" настроено великолепно и 900 Turbo позволяет говорить об удовольствии за рулем на извилистой дороге! Браво, гении из Троллхеттана!

Вечные автомобильные ценности. И не нужно никаких дисплеев! Фото из открытых источников
Вечные автомобильные ценности. И не нужно никаких дисплеев! Фото из открытых источников

Салон 900 Turbo неподражаем. Сиденья с высокими спинками и необычной формой подголовника, замок зажигания на центральном тоннеле, кокпит вокруг водителя, россыпь аналоговых клавиш. Да, после современных "дисплеев с карплеем" от этого лампового уюта глаз не оторвать! Главное украшение интерьера - приборная панель разработанная с учетом пожеланий летчиков. Лаконичные указатели и стрелки позволяют мгновенно считывать информацию, а указатель давления наддува для водителя, как и авиагоризонт для пилота, всегда указывает "направление движения к счастью".

Шведы тоже делают вещи! Фото из открытых источников
Шведы тоже делают вещи! Фото из открытых источников

Сегодня настоящие Саабы стали редкостью. Хороший экземпляр 900 Turbo без 2 миллионов (один на покупку, второй на содержание) покупать нет смысла. Поэтому, если всерьез думаете над покупкой, рекомендую воспользоваться отчетом CARSIN, что бы понять действительно ли автомобиль в аутентичном состоянии. Если популярные сервисы проверки дают информацию только по своей базе данных (есть риск не увидеть что на другой площадке эта же машина продавалась с проблемами), то CARSIN предоставляет информацию по всем площадкам в одном отчете. Получить отчет можно по ссылке.

Хорош в любом цвете! Фото из открытых источников
Хорош в любом цвете! Фото из открытых источников

900 Turbo выпускался с 1979 до 1994 года и держался конвеере даже когда появился 900 следующего поколения, который староверы не признают настоящим. Создав всего три машины (93, 99 и 900) Saab навсегда вписал свое имя в историю мирового автопрома как производитель качественных, безопасных и самобытных автомобилей с невероятной харизмой. Чем больше современные производители будут плодить "технологичные машины с балками и передутыми полторашками", тем ярче будет величие Saab.

Жаль что Saab оказался на обочине автомобильной индустрии. Фото из открытых источников
Жаль что Saab оказался на обочине автомобильной индустрии. Фото из открытых источников

Жаль что шведский бренд так и не смог по-настоящему расправить крылья и взлететь из-за стратегических ошибок топ-менеджмента. Хотя глядя на нынешний автопром, понимаешь, что в современном мире такому самобытному производителю просто нет места на рынке. В лучшем случае он бы превратился в очередную Шкоду, Сеат и прочий унылый VAG. Поэтому лучше пусть он остается легендой, а сохранившиеся 900 Turbo напоминают о славных временах, когда пассажирские авиаперевозки были на сверхзвуковых скоростях не только в небе, но и на дорогах. Вспоминайте с теплом и летайте самолетами Saab!

Летайте правильными самолетами. Фото из открытых источников
Летайте правильными самолетами. Фото из открытых источников

Спасибо, что дочитали до конца! Если материал понравился - поддержите канал поставив лайк. Это важно для дальнейшего развития первого автомобильного канала Дзена. Буду рад, если выскажите свое мнение в комментариях. Возможно в материале упущены важные моменты - не стесняйтесь пишите, критикуйте. Каждый отзыв важен для автора.

По вопросам сотрудничества: pr.techman@yandex.ru

Рекомендую к прочтению:

#saab #900 turbo #aero #viggen #9000 #сааб #автомобили 90-х