Найти в Дзене
Планета людей

Корея в огне. Альтернативные выборы

Итак, мы смотрим, как ломалась на две половинки Корея в 1950-х годах. Мы оставили ситуацию на выборах в Южной Корее. К власти пришел старенький христианский проповедник, поставленный американцами. В стране начались зверские репрессии. А что на севере? Советские войска, занявшие север Кореи, получили спецуказание - не мешать корейцам создавать партии антияпонского направления. Так что буквально за половину октября создались три ключевых партии - коммунистическая, демократическая и религиозная. Под эту тему лидеры корейских партизан оперативно вернулись из Китая и России. И так оказалось, что самое высокое звание армейцев Северной Кореи оказалось у молодого офицера Ким Ир Сена. Но тут случился первый конфликт. Дело в том, что никто не ждал быстрого разгрома японцев. Все нацелились на кампанию, которая должна была занять много месяцев. Возможно, даже год. А японцев хватило на две недели. И надо было с самоуправлением Кореи решать что-то быстро. Так что в Москве собрались представители ССС
Оглавление

Итак, мы смотрим, как ломалась на две половинки Корея в 1950-х годах.

Мы оставили ситуацию на выборах в Южной Корее. К власти пришел старенький христианский проповедник, поставленный американцами. В стране начались зверские репрессии.

А что на севере?

Коммунизм на марше

Советские войска, занявшие север Кореи, получили спецуказание - не мешать корейцам создавать партии антияпонского направления. Так что буквально за половину октября создались три ключевых партии - коммунистическая, демократическая и религиозная.

Под эту тему лидеры корейских партизан оперативно вернулись из Китая и России. И так оказалось, что самое высокое звание армейцев Северной Кореи оказалось у молодого офицера Ким Ир Сена.

Но тут случился первый конфликт. Дело в том, что никто не ждал быстрого разгрома японцев. Все нацелились на кампанию, которая должна была занять много месяцев. Возможно, даже год. А японцев хватило на две недели. И надо было с самоуправлением Кореи решать что-то быстро. Так что в Москве собрались представители СССР, США, Британии, чисто обсудить что делать. Там как раз было принято решение о совместной опеке СССР и США до оформления государственности корейцев. И тут северяне, услышав это решение, да еще с переводом слова "опека" таким же, какое использовали японцы, взбрыкнули. Кир Ир Сен с коммунистами Москве доверял, а вот остальные начали немножечко бузить. К репрессиям это не привело, хотя шумный лидер Демократической партии Чо Ман Сик попал под домашний арест, а лидером партии стал будущий соратник Кима - Чхве Ён Гон.

Лидеры партий договорились о создании "Временного народного комитета"

Советские преобразования

С марта 1946 года ВНК начал вполне себе коммунистические преобразования. Введен 8-часовой рабочий день, равноправие женщин, свобода собраний и все такое.

Но еще речь зашла про национализацию промышленности, бесплатное пользование землей, корейские аналоги колхозов.

К концу 1946 года примерно 90% бизнеса находилось в госсобственности. Остальные 10% были у малого предпринимательства - разные ИПшники, кустари. Сельское хозяйство было почти полностью "колхозным".

Как думаете, на это отреагировали корейцы?

На старте, к марту 1946 года Трудовая Партия, которую возглавлял Ким Ир Сен, насчитывала около 4,5 тысяч человек. Через 4 месяца после внедрения идей коммунистов, к июлю 1946-го - 135 тысяч. В августе - 366 тысяч. К концу года - около 600 тысяч. Ну то есть народу зашло.

Экономике это тоже более чем зашло - темпы восстановления и роста были прекрасными.

Но, разумеется, нравилось это не всем. Владельцы экспроприированных предприятий, бывшие помещики, часть интеллигенции отчасти начали бузить и попадать под репрессии, отчасти эмигрировали в Южную Корею.

Это не было "новым 37-м" - серьезной буржуазии там еще не успело сложиться, владельцы заводов-газет-пароходов в большинстве своем только-только начали приезжать из эмиграции, заявлять права на реквизированное японцами дедушкино наследство - и тут же следовать на юг, потому как дедушкино наследство оказалось национализированным.

Зато Ким Ир Сен и еще один видный коммунист Ким Ду Бон обратились к СССР с просьбой помочь в нацвопросе. Мы же помним, что в свое время спасаясь от японцев тысячи корейцев сбежали в Россию. Там их переселили в Среднюю Азию. Так вот, за это время многие советские корейцы набрались опыта, прошли обучение, стали советскими инженерами, рабочими, учеными. А корейцам спецов не хватало. Так вот, не могло бы советское правительство предложить корейцам вернуться на историческую родину и помочь строить коммунизм?

Главный корейский коммунист Ким Ду Бон на старом фото из интернетов
Главный корейский коммунист Ким Ду Бон на старом фото из интернетов

Советское правительство пошло навстречу. Понятно, что дело было чисто добровольное. Но в итоге несколько сотен советских корейцев переехало в Северную Корею. Они были крайне востребованы - в КАЖДОМ министерстве северян был как минимум один "советский" кореец в статусе не ниже заместителя министра.

Напряжение нарастает

В результате возникает интересная ситуация.

Корейцы на севере получили реальную демократию. Советские деятели в дела вмешивались по минимуму. Экономика получила несколько мощных стимулов и стартовала довольно резво. Эмигранты из России возвращались - и получали престижные места, щедро делясь с исторической родиной самыми передовыми идеями науки и техники.

На юге, с одной стороны, смотрели на это и облизывались. Но любые попытки сказать "хотим как северяне" разгонялись дубинками. А еще на юг стекались "философские пароходы" обиженных коммунистами олигархов и интеллигентов типа корейских Бунина или Ильина.

И у коммунистов в этот период есть некоторая надежда на южную революцию. Был шанс, что простые работяги скажут "делаем как на севере" - и скинут прозападное правительство, которое занимается "опекой" и "защитой".

Однако после кровавых подавлений прямых восстаний и массовых репрессий под контролем Ли Сын Мана эта надежда угасла. Стало понятно, что южной революции состояться не может.

Выборы, выборы

Однако северянам тоже надо было что-то определять. Стихийные выборы 1945-го вроде бы не особо критиковались, но кмногое поменялось. Некоторые партии усилились. Появилось много корейцев, которые вернулись из Китая и СССР.

Так что началось все с организации выборов в местные аналоги Советов и во временные органы. На фоне этого всего начали создаваться разные новые партии и коалиции. Две крупных коммунистических партии объединись в Трудовую партию Кореи. Демократическая партия сформировала Единый Демократический Народный Фронт - этакую коалицию, куда вошли все значимые партии. Выборы провели осенью 1946 года, сформировали "Временный Народный комитет", а затем и Народное собрание.

И тут южные корейцы под американским патронатом проводят выборы в июле 1948 года. И к 15 августа официально провозглашают свою власть над всей Кореей.

Северные корейцы должны были отреагировать. И они отреагировали - на август 1948 года были объявлены всекорейские коммунистические выборы. На территории всей Кореи. Кандидаты от южан не зарегистрировались - ну ладно, выберем из своих. Наших эмиссаров на юг не пускают и их там уничтожают? Проводим выборы на севере.

8 сентября 1948 года Народное собрание принимает Конституцию, а 9 сентября декларирует создание Корейской Народно-Демократической республики. В Конституции провозглашалось, что КНДР - это вся Корея.

Две единых Кореи

Вот и сложилась ситуация, когда на маленьком полуострове оказалось две страны. При этом каждая страна считала истинной Кореей именно себя, а другую версию посчитала узурпатором. Каждая Корея считала своим долгом объединить всех корейцев под правильным знаменем.

А вот какое знамя считать правильным - вопрос другой. Фото ТВ5
А вот какое знамя считать правильным - вопрос другой. Фото ТВ5

При этом обе Кореи нашли своих покровителей. Южная Корея опиралась на США. Северная - на СССР и начинающий размахиваться Китай. США же с первых дней подталкивали своих корейцев к военному противостоянию с Севером. Северяне надеялись на идею мировой революции или выборов, но когда не сработало ни то, ни другое, они начали задумываться над военным противостоянием.

С этим багажом мы подходим к 1950-м годам. Но это у нас уже следующая история: