Оркестр, который в большей степени противопоставлен оркестру Д'Арьенцо это оркестр Анибала Тройло. И не потому что Тройло любил мелодичность больше, чем Д'Арьенцо. Все любили! То, что Тройло делал больше других - и тем самым заставляя других делать это - было то, что он передавал мелодию во власть певцу, и не как солисту, произносящему слова песни, но как равноценному инструменту оркестра - его наиболее выразительному инструменту.
Мир танго 1930х богат именами знаменитых солистов. Самым известным среди них считается Карлос Гардель - один из величайших певцов не только в музыке танго 20го столетия, но вообще в истории музыки всех времен.
Однако, Гардель никогда не пел для танцоров. Все его записи, за исключением совершенного мизерного количества, делались под гитарный аккомпанемент. Его задачей было петь стихи, что он и делал в совершенстве. И никому в те времена не приходило в голову, что то же самое возможно в сопровождении ТАНЦЕВАЛЬНОГО оркестра. Те исполняли чисто инструментальные пьесы, а если вдруг певец и присутствовал на сцене, то лишь для того, чтобы спеть короткий фрагмент стихотворного текста. Именно этой формуле следовал Д'Арьенцо, начиная свою деятельность.
Но были и те, кто думал иначе. Танцы или стихи? А давайте и то и другое! И человеком, воплотившим в реальность эту идею стал Анибал Тройло. Это он выковал и оформил новые взаимоотношения между оркестром и его вокалистом. Теперь последний становился не estribillista - подпевкой - а cantor de orquesta - певцом оркестра. Это явление утвердилось на подмостках на самом пике Золотого Века, в славное десятилетие 1940х.
Конечно, нельзя сказать, что Тройло был первым, у кого в составе оркестра был певец. У Канаро в 1935-1938 гг. был Роберто Майда, а у Фреседо все 30е был Роберто Рай. Разве же они не были певцами оркестра?
Вообще-то, да, не были. По крайней мере до 1938 года.
"А вот теперь настал тот час", когда следует послушать музыку и кое-что уяснить для себя в структуре танго с вокалом 1940х годов.
Частенько можно услышать, что классическое танго длится три минуты. Оно состоит из 5 или 6 блоков по 30-40 секунд (8 тактов) каждый. В танго с вокалом они образуют куплет (блок А) и припев (блок В):
Для танцоров эта новость просто фантастика! Таблица - карта, которая станет для вас путеводителем по любому танго с вокалом. Сущность четырех первых блоков или секций всегда одна и та же. Оркестр открывает композицию инструментальными версиями куплета и припева. Минуту спустя вступает певец и поет те же куплет и припев. В этом и состоит новаторский ход: estribiista ранних 30х куплет бы не исполнял ( слово куплет мы используем, поскольку эта часть соответствует первому куплету в тексте партитуры). Estribiista ждал бы начала первого припева (секция 4 в таблице). Именно отсюда название estribiista - тот, кто поет рефрен или припев.
Эти изменения в структуре исполнения танго мы можем заметит начиная с записей 1938 года - сперва у Канаро (вокал Роберто Майда), а затем у Фреседо ( вокал Роберто Рай).
Итак, оркестр сперва исполняет инструментальные варианты куплета с припевом, а затем их же с голосом. Но дальше мы не знаем, что же за всем этим последует - продлят ли композицию 5я или 6я секции. Нам неведомо, собирается ли оркестр играть второй куплет, или он сразу же перейдет к финальному припеву; остается догадываться, вернется ли на этом этапе к исполнению голос. И все-таки, пара вещей нам известна: во-первых, то, что второй раз куплет не поется никогда. Это правило! Второй куплет никогда не поют!
И отсюда вывод, что если певец и вернется к исполнению, то только для того, чтобы спеть финальный припев, чем и завершить пьесу. Последнее появление голоса в пьесе - это кульминационный момент всей композиции и занимает то место, какое раньше предоставлялось для variacion.
Прослушав любую классическую версию 1941 года с Фиорентино на вокале вы убедитесь в правоте всего вышесказанного.
Ну, вот, к примеру, возьмем танго Todo mi vida, музыку которого Тройло написал собственноручно.
Легко услышать, что спустя минуту после начала танго, голос Фиорентино поет в точности то же самое, что только что играл оркестр. Фиорентино - знаковый певец оркестра. В плане качества он до сих пор воспринимается, как лучший певец оркестра всех времен. И хотя, в конечном итоге, он покинул Тройло, чтобы заняться сольной карьерой, его настолько отождествляют с Тройло, что их имена принято произносить на одном дыхании - Тройло-Фиорентино, точно так же, как и в случаях других выдающихся творческих союзов 1940х.: Пульезе-Чанель, Тантури-Кастийо, Ди Сарли-Руфино и многих других.
Из книги Michael Lavocah "Tango Stories: Musical Secrets"
Уроки танго и милонги по средам и субботам в г. Алматы:
тел. +7 777 024 3846
мы в instagram - уроки танго в г. Алматы
мы в instagram - милонги в г. Алматы