Найти в Дзене

Она гуляла налево, а ему аплодировал весь СССР: предательство первой жены и счастье с "Соломкой" Иннокентия Смоктуновского

Сталинград, 1953 год. На сцене драмтеатра идёт репетиция. Римма Быкова, играющая главную роль, замирает в полуобороте — из темноты зала доносится хриплый крик: «Уберите эту гулящую!» Её муж, Иннокентий Смоктуновский, вскакивает с кресла и выбегает, грохнув дверью. Через час Римма возвращается домой. На полу — клочья её платьев, изрезанных ножницами. «Это конец», — шепчет она. Для Смоктуновского же всё только начинается. Через пять лет его имя прогремит на всю страну, а Римма до последнего будет твердить: «Он — посредственность». 1925 год. Сибирская деревня Татьяновка. В семье Смоктуновских — семеро детей. Отец, Михаил Петрович, с утра до ночи таскал мешки в порту, мать, Анна Акимовна, крутила колбасы на фабрике. Денег не хватало даже на хлеб. «Зимой грызли картофельные очистки, летом щи варили из крапивы», — рассказывал позже Иннокентий. В 1932-м случилось страшное: от голода умер старший брат Митя. «Мы спали вповалку на полу, как щенки, — чтобы теплее было», — с дрожью в голосе вс
Оглавление

Сталинград, 1953 год. На сцене драмтеатра идёт репетиция. Римма Быкова, играющая главную роль, замирает в полуобороте — из темноты зала доносится хриплый крик: «Уберите эту гулящую!»

Её муж, Иннокентий Смоктуновский, вскакивает с кресла и выбегает, грохнув дверью. Через час Римма возвращается домой. На полу — клочья её платьев, изрезанных ножницами. «Это конец», — шепчет она.

Для Смоктуновского же всё только начинается. Через пять лет его имя прогремит на всю страну, а Римма до последнего будет твердить: «Он — посредственность».

Иннокентий Смоктуновский
Иннокентий Смоктуновский

Голодное детство и война, которая не сломила

1925 год. Сибирская деревня Татьяновка. В семье Смоктуновских — семеро детей. Отец, Михаил Петрович, с утра до ночи таскал мешки в порту, мать, Анна Акимовна, крутила колбасы на фабрике. Денег не хватало даже на хлеб.

«Зимой грызли картофельные очистки, летом щи варили из крапивы», — рассказывал позже Иннокентий.

В 1932-м случилось страшное: от голода умер старший брат Митя. «Мы спали вповалку на полу, как щенки, — чтобы теплее было», — с дрожью в голосе вспоминал актёр.

В 1943 году Кеше исполнилось 18. Вместо мирной жизни — повестка на фронт. Под Курском его часть попала в окружение. Немцы загнали пленных в сарай, но Смоктуновский не сдался: выкопал лаз под стеной и сбежал.

Три недели брел по лесам, питаясь кореньями, пока не вышел к украинской деревне. Местная семья отпоила его молоком, спрятала от полицаев.

Кеша Смоктуновский (в нижнем ряду по центру) с мамой и братьями
Кеша Смоктуновский (в нижнем ряду по центру) с мамой и братьями

Позже он присоединился к партизанам, а в 1944-м вернулся в Красную армию. Освобождал Варшаву, штурмовал Берлин.

После Победы боялся возвращаться — бывших пленных часто объявляли предателями. Уехал в Норильск, устроился в местный театр. Там впервые вышел на сцену, играя в спектаклях между сменами грузчика.

Римма Быкова: любовь, которая стала ядом

В Махачкале, куда Смоктуновский перебрался из-за проблем со здоровьем, он встретил Римму Быкову. Она была замужем за коллегой по театру, но это не остановило Иннокентия.

«Он стоял под моим окном с полевыми цветами, даже когда шёл дождь», — позже рассказывала Римма.

Её первый муж, Ясинский, поколотил Смоктуновского, но тот не отступил. В итоге Римма ушла от мужа, бросив: «С ним хоть в огонь!»

В Сталинграде они играли в одном театре. Смоктуновский таскал её на руках, забывая о быте.

Римма Быкова в фильме "Чужая родня"
Римма Быкова в фильме "Чужая родня"

Но скоро Римма начала высмеивать его. «Ты как штатив — длинный и неуклюжий», — язвила она. На репетициях перебивала: «Ты всё не так делаешь!»

А потом завела роман с художником Виктором Лесковым. Однажды Смоктуновский застал их в кафе.

Вместо слов полез в драку, но Лесков, оказавшийся боксёром-любителем, легко его одолел. «Я ухожу. Через пять лет вы обо мне услышите», — бросил Иннокентий, утирая кровь с лица.

Бездомный гений: ночи в подъезде и встреча с "Соломкой"

Москва встретила его враждебно. Директора театров крутили пальцем у виска: «У вас лицо не героическое». Денег не хватало даже на хлеб. Ночью Смоктуновский спал на подоконнике в подъезде дома у метро «Кропоткинская».

«Соседи иногда подкармливали: несли суп в банке, — вспоминал он. — Стыдно было до слёз».

Иннокентий Смоктуновский и Суламифь Кушнир
Иннокентий Смоктуновский и Суламифь Кушнир

Всё изменилось в 1955 году. В театре Ленком, куда его взяли на эпизодические роли, он зашёл в пошивочный цех. Там, среди лоскутов ткани, стояла Суламифь Кушнир — худенькая девушка с тёмными кудрями.

«Можно пуговицу пришить?» — спросил он, показывая потрёпанный пиджак. Она кивнула, а он замер, глядя, как её пальцы ловко управляются с иглой.

После этого Смоктуновский стал приходить каждый день. Приносил одуванчики, украдкой смотрел, как она кроит ткань.

Однажды задержался до закрытия.

— Соломка, выходи за меня», — выпалил он.

— Почему Соломка? — улыбнулась она.

— Потому что Суламифь — слишком торжественно. А ты — тёплая, как солома». Она согласилась, даже не спросив, где они будут жить.

Иннокентий Смоктуновский и Суламифь Кушнир (Соломка)
Иннокентий Смоктуновский и Суламифь Кушнир (Соломка)

"Соломка": жена, которая превратила изгоя в икону

Суламифь верила в мужа, когда другие не давали ему шанса. Узнав, что режиссёр Иван Пырьев ищет актёров, она написала ему письмо:

«Возьмите Кешу. Он гений». Пырьев махнул рукой: «Ладно, пусть попробует». Так Смоктуновский попал в Театр киноактёра.

Она стала его тенью. Подбирала костюмы, учила не сутулиться, втирала крем в потрескавшиеся от холода руки.

Когда в 1957 году ему предложили роль князя Мышкина в «Идиоте», Суламифь бросила работу и уехала с ним в Ленинград. Ночью он репетировал, а она сидела рядом, штопала носки и шептала:

«Ты сможешь». На премьере зал замер. А потом взорвался овациями. «Это она сделала», — говорил Смоктуновский, глядя на жену в толпе.

Иннокентий Смоктуновский с женой и дочкой
Иннокентий Смоктуновский с женой и дочкой

Тень славы

Их первенца, Наденьку, похоронили в шесть месяцев. «Мы плакали, обнявшись, — вспоминала Суламифь. — Кеша повторял: «Прости, я не уберёг».

Позже родились Филипп и Маша. Сын с детства бунтовал. «Папа вечно в разъездах, а я ему не нужен», — жаловался он. Повзрослев, Филипп связался с наркоманами. Смоктуновский работал без отдыха, оплачивая его лечение.

Дома он старался быть обычным отцом. Учил Машу решать задачи, мастерил скворечники, носил смешное японское кимоно — подарок жены. «Папа, ты похож на журавля!» — смеялась дочь.

Но здоровье подводило: два инфаркта, больничные палаты. Врачи запрещали нагрузки, но он рвался на съёмки. «Надо кормить семью», — объяснял Суламифь.

Иннокентий Смоктуновский 8 марта 1925 – 3 августа 1994 гг.
Иннокентий Смоктуновский 8 марта 1925 – 3 августа 1994 гг.

Эпилог: «Он ушёл, оставив после себя свет»

Иннокентий Смоктуновский умер в 1994 году.

Суламифь пережила его на 22 года, храня письма, где он писал: «Соломка, без тебя я как фонарь без огня». Сегодня его имя знают даже те, кто не смотрел «Гамлета» или «Берегись автомобиля».

Но главной его ролью стала не игра на сцене, а жизнь, где он из голодного мальчишки превратился в легенду. Благодаря женщине, которая не усомнилась в нём ни разу.

Спасибо, что дочитали до конца. До скорых встреч!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и обязательно оставляйте свои комментарии.

Вам также будет интересно: