Сегодня равноденствие, солнце со скрипом пересекает экватор и переходит в наше родное полушарие, день по длине сравнивается с ночью, а на экваторе пропадают тени.
Солнечный календарь Москвы на март 2025:
Этот день праздновали всегда и все. Конечно, с переходом от язычества к монотеизму происходило замещение внутреннего смысла этого дня, да и он сам порой сдвигался.
А что у наших предков? А у наших предков была Комоедица, и они ели блины! Логично, да? Блин – символ солнца, и вот оно, вступает в свои права, всё вокруг переходит на светлую сторону. Да и одно из названий марта у славян – зимобор. Ну, какие проводы зимы на Масленицу, когда еще обычно сугробы? Та, наесться-отбеситься перед Великим постом. Про славянский обычай красить яйца как символ новой жизни я промолчу.
Небо сегодня:
А причем здесь жаворонки?
Есть отличная книжка русского этнографа и фольклориста 19 века Сергея Васильевича Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила. Мир суеверий и верований, укоренившихся в нашем сознании». Она была переиздана МИФом, но у меня ее, к сожалению, нет.
Брала ее когда-то давно в университетской библиотеке во время увлечения фольклором на первом курсе.
А тут я нашла ее в электронном виде!
Так что там все-таки с жаворонками? По старому стилю это 9 марта, по новому – 22 марта. Возвращаются жаворонки, приносят на крыльях весну. Для народа-пахаря дружная весна – залог выживания, поэтому изначально, конечно, это была бытовая магия. Птички из теста символизировали этот переход. Птичек насаживали на веточки, и дети залезали с ними на самую высокую горку, поднимали повыше, чтобы жаворонки заметили и закликали весну, крича как можно громче:
«Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»
Ну, весело ведь! А на том поле, куда первыми приземлятся жаворонки, будет самый богатый урожай.
Также жаворонками угощали домашний скот, а одного, как писал Д.К. Зеленин в труде «Восточнославянская этнография», бросали в печь.
В еще в некоторых областях хозяйки делали гнезда и клали туда по яйцу из теста. «Это делается отчасти для того, чтобы куры не ходили по чужим дворам, а неслись дома, отчасти же с целью потешить ребят», – пишет Сергей Максимов. Накричавшись, набегавшись с птичками по деревне, дети приносят маме голову жаворонка со словами:
«На-ко, мама, тебе голову от жаворонка! Как жаворонок высоко летел, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен такой головастый был».
Пост уже на исходе, идет весна. Прошумели скворцы над садом, – слыхал их кучер, – а на Сорок Мучеников прилетели и жаворонки. Каждое утро вижу я их в столовой: глядят из сухарницы востроносые головки с изюминками в глазках, а румяные крылышки заплетены на спинке. Жалко их есть, так они хороши, и я начинаю с хвостика (И.С. Шмелев, Лето Господне).
Это праздник с приходом христианства стал скорее для ребятишек, конечно. Но иногда и не только:
В Пензенской же жаворонки пекутся и для взрослых, которые по этим птичкам гадают. Прежде чем посадить жаворонков в печь, закладывают в каждого какую-нибудь вещицу: кольцо, щепку, копейку. Каждая из этих вещей имеет символическое значение: кольцо, напр., обозначает свадьбу, щепка – гроб, копейка – деньги и т. д.
С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.
Но в других губерниях взрослые предоставляют жаворонков в исключительное распоряжение детей, сами же занимаются более гаданиями о будущем урожае, стараясь по погоде, какая была на Сороки, определить погоду весны и лета. Если, напр., на Сороки было морозное утро – то, значит, жди весной сорок «утренников».
Видно, что это всё языческие обычаи. Церковь, понимая, что их не вытравить, постаралась изменить их смысл. Она всегда так делает. Да и не только она. С ней тоже – методы-то универсальные. Помните стихотворение Сергея Михалкова «Фома»? «Ни дома, ни в школе, нигде, никому – не верил упрямый Фома ничему».
Давайте посмотрим, как язычество растворяли в христианстве, это очень интересно.
В этот день, по воззрению крестьян, прилетает из теплых стран сорок птиц и первая из них – жаворонок. Во многих регионах пекли именно сорок жаворонков. После него еще будут "сорок холодных утренников". Да и сам праздник в народе также носит имя «Сороки», но не от названия птицы, а от церковного для поминовения сорока мучеников Севастийских. Они отказались отречься от Бога и погибли от рук язычников. Их загнали в ледяное озеро и не выпускали, пока те не замерзли насмерть. Этот день в церковной традиции относится к кругу наиболее чтимых праздников: облегчается строгость Великого поста, совершается литургия Преждеосвященных Даров.
Видно, что это всё языческие обычаи. Церковь, понимая, что их не вытравить, постаралась изменить их смысл. Она всегда так делает. Да и не только она. С ней тоже – методы-то универсальные. Помните стихотворение Сергея Михалкова «Фома»? «Ни дома, ни в школе, нигде, никому – не верил упрямый Фома ничему».твия, но близок ему. Думаю, что специалисты по язычеству сказали бы: важно четкое совпадение. Ну, тут уж как вышло.
Знаете, мне так интересно читать про следы древних обычаев, смотреть, как они до сих пор проглядывают через смену веков и религии. Вообще, забавно, конечно: не можешь бороться – возглавь. Умные люди в церкви адаптировали язычество, заменяя его внутренний смысл своим. Сразу скажу: я не на той и не на другой стороне, и вообще не хочу обижать воцерковленных людей. Я несостоявшийся фольклорист и мама культуролога, вот 😄
Вы будете печь жаворонков? Мы будем!
Желаю всем отличной весны! ❤️
А давайте я сюда размещу стихотворение автора, который мне очень нравится? Раз уж всё равно в статье замес получился, то можно и Имболка щепотку добавить, правда? 😄
Тут у нас ликующий лисий гон,
И в садах из-под снега открылись мхи.
И к полудню является летний гость-
Ветер с белых круч у большой реки.
От связного с Имболка нет вестей.
Черен лес ольховый, а в нем весна.
Ты идешь пустой, а она полна
Сновидений, радостей и гостей.
Полыхает ветер, сочится снег,
И выходит из берегов вода.
И тебе открывается – смерти нет.
И любое действие значит – да.
(Некеле)