Каспий находится в затруднительном промежуточном положении (разумеется, в затруднительном для людей, а не для себя).
Отсутствие связи с Мировым океаном не даёт ему возможности называться морем. Никак, даже если бы очень хотелось. Все внутренние моря мира, зажатые в глубине суши, соединены с океаном хотя бы очень узким проливом вроде Босфора и обмениваются с ним водой.
Но и озером Каспий просто так не назовёшь. В научной среде распространено мнение, что «по своим размерам, характеру процессов и истории развития Каспий является морем» (цитата из Большой Советской Энциклопедии, 1973 год).
Его называли Каспийским морем ещё в античности древние греки, дав имя по названию племени каспиев, живущих на юго-западном берегу ниже реки Куры. «Повесть временных лет» передаёт другое имя — Хвалынское море; от названия «хвалисы», которое тоже обозначало жителей Прикаспия.
Официальный статус — не море и не озеро
Последствия неразберихи важны не только для скрупулёзных географов, которым надо всё измерить и классифицировать. Если назвать Каспий морем, то все вопросы его использования должны подчиняться Международному морскому праву. Трансграничное озеро же, на берегах которого находятся разные страны, делится по-другому.
Если упрощённо, то так:
- Страна около моря имеет права на водную толщу и дно около берега, за которой — открытое море, которое никому не принадлежит.
- Озеро делят границами на сектора, каждый из которых ото дна до поверхности относится к одной стране. В этом случае невозможно свободное перемещение по Каспию, скажем, рыболовецкого судна, потому что это станет посещением другого государства.
Пока существовал СССР, проблем не было: использование регулировали советско-иранские договоры от 1920, 1927 и 1940 годов. Эти бумаги признавали Каспийское море — морем: корабли СССР и Ирана могли свободно перемещаться по акватории.
После 1991 года «хозяев» у Каспийского моря прибавилось. Тут-то и вспомнили, что никакого сообщения с Мировым океаном у него нет. А значит, это озеро. Пусть огромное, но всё-таки озеро, которое надо поделить на сектора, чтобы уже со спокойной душой заниматься на своём участке добычей нефти, коей подо дном Каспия в избытке.
Долгие годы продолжались обсуждения, как это всё великолепие делить. 12 августа 2018 года наконец была подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. В ней есть нюанс: Каспий назван водоёмом, окружённым сухопутными территориями.
Это не море и не озеро, а замкнутый водоём,
— пояснили так.
Три главных причины, по которым Каспий называют морем
Не будем подробно рассматривать исторический и культурный контекст, а также внушительный размер Каспийского моря. Оно занимает первую строчку в рейтинге самых больших замкнутых водоёмов на Земле. Его площадь — 371 000 кв. км — в 4,5 раза больше следующего водного исполина — озера Верхнее в Северной Америке. Объём Каспия в 3,3 раза больше объёма Байкала.
Каспийское море — лужица, оставшаяся после огромного древнего океана
Сегодня Каспий не имеет водообмена с океаном. Но миллионы лет назад он был его частью. В период 850-5 миллионов лет назад существовал огромный океан Тетис, который одновременно с движением плит и перестроением континентов менял облик.
71-50 миллионов лет назад к Евразии приближались Индостан и Африка, что вызвало бурный подъём гор и разделение Тетиса. Северная часть океана разливалась от Альп до Алтая и получила название «Паратетис».
С этого момента начался закат океана. Облик земли быстро, суетливо и на первый взгляд совершенно хаотично менялся на глазах: в одних местах из вод поднимались целые блоки суши, в других — земная кора опускалась; и всё это происходило под задорный аккомпанемент землетрясений и извержений вулканов.
Паратетис распадался на отдельные моря и озёра. Они продолжали играть в чехарду. Изолировались друг от друга и опять соединялись. Разливались на новые тысячи квадратных километров и, мелея, отходили снова.
Каспийское море — один из таких фрагментов-осколков древнего и некогда огромного океана. Тетисовая вода собралась в котловине, и этот водоём, пусть и в очень изменённом виде, дошёл до наших дней.
Солёность
Воду Каспийского моря идентифицируют как промежуточную между речной и морской. Её средняя солёность в 3 раза меньше, чем у Мирового океана — 12,8 ‰ против 35 ‰. И это факт из разряда «вообще ни о чём не говорит», потому что солёных озёр по всему Земному шару — пруд пруди.
Когда заходит спор: «Море или озеро», часто вспоминают воды и соли, доставшиеся от Тетиса. Сказать, что современная вода Каспия берёт происхождение от тех далёких времён, язык не повернётся, ведь за миллионы лет всё постоянно разбавлялось и испарялось. Но встречаются мнения, что в Каспийском море есть «самобытная реликтовая вода».
Хотя посмотрите на солёное озеро Эльтон в Волгоградской области. И оно содержит «наследие Тетиса». Эту круглую котловину тоже заполняли бывшеокеанические воды предыдущих версий Каспийского моря, когда он разливался в огромный водоём.
Каспий вообще знаменит своей любовью постоянно играть уровнем воды, что продолжает делать по сей день. В 2019 году его поверхность находилась на 28,1 метра ниже уровня Мирового океана.
Главный аргумент лежит на дне Каспийского моря
Дно Каспийского моря на первый взгляд имеет очень простое строение. Кратко его можно описать так: мелко на севере, глубоко (до 1025 м) на юге.
Бассейн Каспийского моря состоит из 3 частей:
- Северный Каспий – самый мелкий (средняя глубина составляет всего 4-8 м);
- Ниже, после Мангышлакского порога, находится Средний Каспий с Дербентской впадиной, опускающейся до 788 м.
- Следом, через Апшеронский порог, находится Южно-Каспийская впадина. Здесь самая глубокая точка и 2/3 всей воды.
В Южно-Каспийской впадине есть участки океанической земной коры. Это позволяет говорить, что по строению дна Каспий озером просто так не назовёшь. Из континентальной коры — толстой и с гранитным слоем — сложены материки и их прибрежный мелководный шельф. Океаническая кора — тонкая, с основой из слоя базальта — выстилает глубины морей.
По поводу происхождения океанической коры в Каспийском море есть 2 версии.
Первая — общепринятая — говорит, что это ещё одно наследие Тетиса. Куски по каким-то причинам сохранились до наших дней (обычно после закрытия океанов их кора уходит в недра Земли и там расплавляется). Такое бывает: «океанические осколки» находят повсеместно — например, в Альпах и в восточной части Чёрного моря.
Вторая — интересная — предполагает, что Каспийское море в наши дни растёт. Что там, в южной впадине, идёт процесс раздвигания дна. Он всегда сопровождается подводным излиянием базальтовой магмы, которая остывает и становится океанической корой.
Что решили с Каспийским морем
Но вернёмся к Конвенции 2018 года, которая, используя топоним «Каспийское море», де-юре не идентифицирует его и называет невнятным замкнутым водоёмом. Как говорится, следите за руками.
Все 5 стран, имеющие выход к Каспию, между собой договорились делить его особым образом:
- Дно делят как дно озера. У каждой страны есть свой сектор, в котором она может делать всё, что заблагорассудится: например, добывать нефть или возводить искусственные острова.
- Акваторию делят как море. У всех есть «личная» прибрежная полоса, а центр моря — общий.
Таким положением дел остался недоволен Иран, получивший очень скромный клочок дна. Изначально он высказывал пожелания, что надо «взять и поделить» поровну — так бы каждой из 5 прикаспийских стран досталось по 20 %. На 2023 год (более свежих новостей о ходе дела нет) Иран оставался единственным, кто не ратифицировал Конвенцию после её подписания.