Найти в Дзене
Бел.Ру

«Что знает о жизни 10-классник»: как искусство поддерживало дух солдат во время войны

Оглавление

Спектакль «Ваш выход, товарищ артист!» посвящён 80-летию Победы. Это рассказ о роли артистов в Великой Отечественной войне, которые вдохновляли бойцов и сражались сами. Журналистка Бел.Ру побывала на премьере и узнала, чему зрители подарили самые громкие аплодисменты.

    Автор: Татьяна Лукащева Источник: bel.ru
Автор: Татьяна Лукащева Источник: bel.ru

Режиссёр спектакля «Ваш выход, товарищ артист!» рассказал журналистке Бел.Ру, что работа над сценарием, воплощением в жизнь задумки и подготовкой проходила бодро, творчески и «духоподъёмно».

«Потому что тема эта нам близка. Мы рассказываем об артистах Белгородского драматического театра, которые во время войны принимали непосредственное участие в театральных творческих бригадах, которые давали концерты и работали в госпиталях, помогая раненым, которые принимали непосредственное участие в жизни своей страны во время Великой Отечественной войны. Как и другие артисты и работники культуры, которые в данный момент также дают концерты на передовой и своим ратным подвигом доказывают любовь к своей стране и чёткую гражданскую позицию», — прокомментировал процесс создания Сергей Денисов.

Мужчина говорит, что, по его мнению, сейчас у людей сложилось впечатление, которое, скорее всего, «идёт от телевидения», что актёры и работники культуры перестали быть группой творческих людей, а превратились в шоуменов, которые для своих сограждан вообще не несут и не доносят «морально-духовные ценности незыблемые». Журналистка Бел.Ру также поинтересовалась у Сергея Денисова, какой посыл он хотел бы вложить в ума людей на премьере и о чём бы хотел напомнить белгородцам.

«Донести до зрителя, в чём заключается истинный, естественный патриотизм гражданина нашей страны. В чём смысл вообще заключается гражданской позиции? В том, чтобы защищать свою землю, защищать свою жизнь и жизнь своих близких. А это очень просто. У нас одна земля и одна жизнь. Если кто-то приходит и хочет у нас её отнять, мы должны постоять за себя и за свои близких», — заявил режиссёр-постановщик.

Сам спектакль посвящён 80-летию Победы и, как сообщили, получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив. В представлении Сергей Денисов решил отразить мемуары артистов, побывавших в зонах боевых действий. «Ваш выход, товарищ артист!», как оказалось, навеян историями о фронтовых агитационных бригадах.

«Генеральная линия сценария — воспоминания известных актёров-участников битвы на Курской дуге и артистов БГАДТ имени М. С. Щепкина», — гласит афиша.

Отражение настроения времён

Наверное, самым запоминающимся моментом для зрителя стал небольшой фрагмент про партизан и актёра по фамилии Грустный. Таким его и восприняли, когда он вышел в телогрейке, с поникшей головой, ищущий тёплый угол. «Просто так жрать» актёра оставлять не хотели, потому что в импровизированных казармах и так было слишком много голодных ртов, а самое главное — падающих духом. Да и сказано это было, чтобы подбодрить Грустного, т. к. сам он был не рад такому, как и войне, как и жизни без искусства. В итоге его отправили готовиться к небольшому представлению, ведь чем, если не родным искусством, греть души в окопах и землянках.

— Товарищи, мы начинаем первый концерт партизанской самодеятельности, — началась сценка в сценке, с последующим громким стуком сапог актёра, изображавшего Адольфа Гитлера, и выстрелов, которые полетели в его сторону. — Вы чего? Вы что, ошалели! Это же артист.

Под громкие аплодисменты зала он вышел на сцену и под них же спешно убежал, падая на ходу, теряя документы и фуражку. Вернуть встретившего его ранее партизана удалось, и тот снова зашагал по сцене, чеканя карикатурный «петушиный» шаг с не менее преувеличенным выражением лица. Отсылку на работы коллектива художников «Кукрыниксы», которых Гитлер считал личными врагами, зал оценил.

Дальнейший диалог актёров строился на работе Михаила Зощенко «Своя рука — владыка».

— Принесли сводки с фронта. Отдать их в печать? — задал «генарал» вопрос «Адольфу».
— Сводки? Какие сводки? — писклявым истеричном тоном отозвался тот. — Теперь я сам буду принимать все сводки. А то печатают всякий вздор, какие-то наши потери… Какие потери?! Победоносная армия прошла сквозь всю Европу и вдруг — крупные потери на Восточном фронте?! <…> За один день мы потеряли
двести тридцать танков. Такую цифруя не могу опубликовать!

Генерал посоветовал «скинуть двоечку», но 30 танков оказались тоже большой потерей. Решили избавиться и от «правого нолика»:

— Я тогда, действительно, нолик опущу. В математике он всё равно ничего из себя не представляет. <…> Итого, мы потеряли три танка. Вот теперь пусть печатают. Погоди, погоди! Куда ты бежишь? Дело государственной важности, а он бежит. Слушай, может это не мы потеряли три танка, а они?
— Гениальная мысль, фюрер! Как всегда у вас! Зачем нам с противником церемониться. Гениально получилось, фюрер. Противник потерял три танка!

Теперь три танка — мало. После небольшого совещания генерал и Адольф Гитлер приняли решение вернуться к первоначальной цифре, потому что ожесточённые бои не могли унести только три единицы техники. Тогда ведь зачем «искажать действительность» и скрывать ощутимые потери врага.

— И правильная цифра сохранилась, и авторитет не подорван, — поддакивает подчинённый.
— Отныне я сам буду проверять военные сводки.
— Свой глаз — алмаз, а чужой — стёклышко.

Однако на этом потрясения не закончились. Пришло ещё одно письмо — «Жалоба фрица», который вынужден теперь есть «к обеду мяу-мяу» вместо «деловых поросят». Стихотворение вошло в сборник «Чёрным по белому», который создал самый ненавистный для фюрера тандем — проиллюстрировавшие его художники «Кукрыниксы» и Самуил Маршак.

Письмо привело Адольфа Гитлера в невероятное бешенство. Подытожил он весь этот «бардак» тем, что громко и зло зачитал в возмущении «Сверхскоты», вознося арийский род, который создаёт «поголовье чистокровного скота»:

— Чтоб отец, взглянув на сына,
Мог с достоинством сказать:
— Настоящая скотина!
Целиком в отца и мать!

Они тоже сражались

Актёры кино и театра, режиссёры, писатели не только вдохновляли советскую армию, но и шли вместе с простыми солдатами в бой плечом к плечу, помогали в тылу, лечили и ставили на ноги раненых. Во время спектакля «Ваш выход, товарищ артист!» рассказывали о деятелях искусства, ушедших на фронт. Одним из них стал Григорий Чухрай, участвовавший в битве за Сталинград, в военных действиях на Украине, в Тамани, при Вене, «прыгал в тыл врага».

Прямо после его поступления во ВГИК начался призыв, однако такую новость Чухрай воспринял спокойно и даже с радостью, т. к., как писал сам, отношение к службе тогда было совсем другим:

«Я даже был рад призыву. „Какой из меня режиссёр? — думал я. — Что знает о жизни десятиклассник? <…> Война явилась для меня действительно хорошей школой. <…> Став режиссёром, я считал, что фильм — это поступок, и стремился снимать так, чтобы не стыдиться своих поступков“, — писал он в своих мемуарах.

Он снял такие фильмы, как «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо» и не только, принимал участие в съёмках «Генерала Ушакова».

Женщины никак не отставали от мужчин. Актриса Белгородского театра Мария Баскова ушла на фронт, «приписав себе год», что было не редкостью в то время. Пойти добровольцем в зону военных действий не позволили, «посмотрели на рост», поговорили и отказали, взамен предложив пойти работать в госпиталь.

«Я ухаживала за ранеными, под их диктовку писала письма, читала вслух газеты и книги, устраивала концерты. Синенький скромный платочек выводила, так выводила я тоненьким голосом посреди палаты. А бойцы, слушая песни, не могли сдержать слёз. А ещё в госпитале я помогала киномеханику, а когда он ушёл на фронт, стала сама показывать раненым фильмы. <…> Бывало, попадали под обстрелы, но до места назначения добирались всегда. А если во время киносеанса отключалось электричество, раненые просили: „Машенька, расскажи, что дальше?“ И я в лицах пересказывала им», — писала она.

Ещё одна актриса белгородского театра — Ираида Банина. В 1941 году она и её родные попали под артиллерийский и минометный обстрелы, танковые атаки.

«Дворец пионеров организовал концертную бригаду для обслуживания частей Красной Армии и раненых госпиталя. Мне было тогда 15 лет. Днём мы дежурили без устали и осматривали тяжело раненых бойцов, а вечером давали концерты в самой большой палате госпиталя», — вспоминала то время она.

Среди белгородских актрис также в Великой Отечественной войне принимала участие Евгения Ярцева и не только.

От молитв до оваций: судьба белгородского монастыря, ставшего театром

Читайте также:

В белгородском театре прощаются с умершим режиссёром, а у Гладкова новый зам

Спектакль уличного театра кукол из Бразилии покажут белгородцам, но есть нюанс

Торговые центры, театры и музеи: изменился ли график работы после обстрелов Белгорода