Найти в Дзене
Мир комиксов

20 смешных карикатур про балет, театр и сцену от разных авторов

Алексей Талимонов
Алексей Талимонов

«Плохому танцору яйца мешают». Эта поговорка изначально никакого скрытого подтекста не имела. Её придумали в Европе в шестнадцатом веке. Тогда был популярен особый номер под названием «Eiertanz». Танцоры аккуратно выплясывали между яйцами, разложенными прямо на полу.

Представляете, насколько точно нужно было двигаться, чтобы случайно не превратить выступление в яичницу под ногами? В те времена разбить яйцо значило провалить номер. Танцора, который наступил мимо, сразу иронично называли плохим. Но уже тогда в народе быстро сообразили, что дело не столько в яйцах, сколько в мастерстве исполнителя. Так и появилась та самая поговорка, без которой мы сегодня не мыслим объяснение неудач.

-2
,
,

Вообще в нашу жизнь очень многое пришло с театральной сцены. Не верите? например, выражение «Играть на публику» Это прямо из театрального лексикона. «Подыгрывать» Изначально — актёрский термин. Один партнёр помогает другому, чтобы тот лучше раскрыл образ. Сейчас выражение используется в любых ситуациях, где кто-то поддерживает чужую игру, даже если сам в неё не верит.

-4
-5
-6

Но от сцены вернёмся к жизни. Вы замечали, что артист или танцор вне выступления совсем не похож на того, кого изображает на сцене? Там он в образе, уверенный, величественный. А дома — усталый человек, который может споткнуться о тапки или выругаться, если закончилась горячая вода. На сцене жизнь ярче, эмоциональнее. И в какой-то момент понимаешь: сцена существует не только в зале. Мы постоянно играем, притворяемся, стараемся казаться кем-то другим. Художники-карикатуристы подхватывают этот момент очень метко. Как софит в театре, они высвечивают те сцены, где игра перестаёт быть убедительной и превращается в комедию.

-7
-8

Зачастую театр — это наше поведение. Вы замечали, как преображаются некоторые люди, стоит им только выйти из дома? Обычный человек вдруг превращается в актёра. Он говорит громче, жесты становятся выразительнее, походка — увереннее. Но если в театре это уместно и красиво, то в реальной жизни выглядит, мягко говоря, странно. А если он вдруг забылся и почувствовал себя как дома, то карикатура сразу ловит такие моменты.

-9
-10

Танцор, который забыл, какую музыку ему включили. Артист, который слишком увлёкся и перестал различать жизнь и роль. Массовка, вдруг возомнившая себя звёздами. Суфлёр, который ушёл в загул. Рисунок тут нужен не для того, чтобы посмеяться над человеком. Скорее, чтобы показать: все мы немного переигрываем, а иногда это становится заметно со стороны.

-11

Кстати, театр — отражение нашей культуры. Вспомните, как вы собирались в последний раз на спектакль или концерт. Можно надеть джинсы, футболку, прийти растрёпанным и расслабленным. А можно постараться, причесаться и надеть что-то особенное. Ведь стараешься ради уважения к артистам. Всё так, только вот беда: иногда прическа получается слишком впечатляющей. И пока ты наслаждаешься спектаклем, человек за тобой видит только гигантскую башню из лака для волос. Вежливость оборачивается неприятностью для другого зрителя. Так что иногда лучше меньше уважения в прическе и больше — в заботе о других.

-12
-13

Танец, пожалуй, самый парадоксальный вид искусства. Человек пытается достичь абсолютной красоты. Он контролирует каждое движение, каждую мышцу. И чем больше старается, тем выше риск, что выйдет комично. Именно в этих моментах карикатуристы особенно точны.

Художники рисуют границу между прекрасным и смешным. Там, где танцор уже не идеален, но ещё старается им казаться. И да, про яйца тут тоже вспоминают, но уже с лёгкой иронией. Намекают, что дело вовсе не в тех яйцах, которые лежали на полу пять веков назад. Дело в том, что у каждого танцора есть свои «яйца», которые всегда почему-то мешают. И это становится отдельным поводом для шуток.

-14
-15

Но не стоит забывать и про публику. Вы задумывались, насколько зритель на самом деле вовлечён в действие? Сочувствует ли он Дездемоне, когда на сцену выходит разъярённый Отелло? Или его мысли уже улетели в сторону? А если на сцене животное, которое внезапно решило облегчиться прямо у рампы? Тут уже точно не до переживаний. Карикатура моментально подхватывает такие казусы и напоминает нам: театр — это всегда неожиданность. Даже если спектакль отрепетирован тысячу раз, он живёт только потому, что в зале есть мы — зрители. И именно наши реакции делают его настоящим, живым и иногда — очень смешным.

-16
-17

Недаром ещё Шекспир сказал, что вся наша жизнь — игра, а люди в ней — актёры. Мы постоянно примеряем на себя роли. Может, именно поэтому так любим ходить в театр и кино. Там мы видим, как актёры открыто делают то, что мы пытаемся скрыть. Они показывают страх, слабость, любовь, сомнения, гнев. Всё то, что мы привыкли скрывать под маской приличия. И именно за этим мы и идём в театр — чтобы увидеть, как кто-то другой открыто проживает то, что мы прячем глубоко внутри.

-18

-19

Карикатуристы обожают темы театра и сцены. Для них это бесконечный источник сюжетов и ситуаций. Они любят подмечать моменты, когда игра становится очевидной, когда актёр забывает слова, когда зритель случайно оказывается главным героем действия. Эти рисунки нужно смотреть, потому что они честные. Там нет прикрас и пафоса. Есть только искренний смех, который напоминает нам о том, что вся наша жизнь — большой театр. И иногда нужно просто расслабиться и признать: да, мы тоже иногда играем. Но главное — уметь вовремя посмеяться. Над собой, над ситуацией и даже над яйцами, которые иногда так не вовремя мешают.

-20

Канал «Мир комиксов» каждый день рассказывает истории о творческих людях, делится тематическими подборками и находит самых любопытных авторов. Здесь любят карикатуру, ценят комиксы и будут рады видеть вас среди постоянных читателей.

-21

Больше интересного: