Добрый день, дорогие друзья. Если бы я не стала музыкантом и писателям, я бы непременно стала археологом. Эта профессия вскружила мне голову еще в детстве. «Фараон» Болеслава Пруса, «Последние дни Помпеи» Эдуарда Булвера-Литтона. Помню как я зачитывалась ими, представляла сколько еще неразгаданных тайн древних цивилизаций могут скрываться под землей. Предлагаю вашему вниманию историю, вошедшую в книгу «Сопка любви», рассказанную моим хорошим знакомым о его детстве и о его страсти - археологии, которую он, в отличии от меня, сумел сделать своей профессией (имена изменены).
Они терпеть не могли историю. Вернее, не сам предмет, а историчку Изольду Викторовну. Звали они её за глаза не историчка, а истеричка. Не было ребёнка в классе, кому она могла бы нравиться: высокий пучок, злые вытаращенные глаза, вечно поджатые губы, – такая должна детям в страшных снах сниться, а не в школе работать. Дети её не боялись, просто часто доводили, а она кричала на них таким неприятным голосом, прямо как у настоящей истерички!
– Так, ребята, сегодня мы будем изучать первобытного человека. Возраст первобытного человека составляет около сорока тысяч лет. За это время он, благодаря труду, превратился в человека разумного, то есть в нас.
– Изольда Викторовна, а вот современные учёные сейчас пишут, что возраст homo sapiens не сорок тысяч лет, а миллионы лет, что доказывается раскопками, а также углеродным анализом, – перебил её Денис.
Он любил повыпендриваться и поспорить с историчкой, а также к концу урока своими умозаключения довести её до белого каления.
– Возможно, то, что читал ты – ошибочное мнение. Школьная программа говорит другое.
– Сколько можно придерживаться этой школьной программы, она безнадёжно устарела, – не унимался Денис.
– Может, ты ещё и теорию Дарвина отрицаешь? – спросила Изольда Викторовна таким тоном, будто теория Дарвина –это закон всемирного тяготения.
– Я читал, что сам Дарвин в конце жизни отрёкся от своей теории, так и не найдя промежуточного звена, – сумничал Денис.
– Так, Денис, хватит срывать урок! – взвизгнула историчка. – Выйди из класса!
– Опять пострадал за науку, – злорадно пошутил Денис и растворился в коридорах школы.
Ребята стали возмущаться.
– Почему вы его выгнали?
– Он просто спросил!
– Если вы не знаете ответ, чем Денис-то виноват? –слышалось со всех сторон.
– Вот пусть Денис у вас историю и ведёт! – крикнула Изольда Викторовна и хлопнула дверью.
Когда она вышла, ребята заволновались – сейчас точно директора позовёт!
К концу урока пришёл директор, но уже без исторички:
– Ребята, вы очень обидели Изольду Викторовну, я считаю незаслуженно. Несмотря на все мои уговоры, она увольняется.
– Ура! – закричали ребята.
Директор только покачал головой и вышел из класса.
Вскоре в школе появился новый учитель истории Руслан Владимирович. На вид ему было лет сорок, но живой молодой взгляд делал его похожим на студента.
Придя на первый урок, Руслан Владимирович спросил:
– Кто здесь самый умный?
– Денис, – хором ответил класс.
– Денис, – обратился к мальчику учитель, – приготовь, пожалуйста, сообщение. Тема: «Первобытный человек».
– А какую литературу использовать? – спросил Денис.
– Ту, которую ты читаешь, – спокойно ответил Руслан Владимирович.
К следующему уроку Денис подготовил сообщение по материалам научных журналов. Слушать его было гораздо интереснее, чем визг Изольды Викторовны. Чего только стоила Моррисонвильская цепочка, найденная в пласте угля, которому триста миллионов лет, или отпечатки следов человеческих ног в Кентукки, которым столько же лет, сколько и этой цепочке! Денис показывал фотографии этих и других артефактов. Было так интересно, что ребята не заметили, как прошло пол-урока.
– И какой же вывод напрашивается? – спросил Руслан Владимирович у Дениса, когда тот закончил сообщение.
– А вывод такой: человеку разумному миллионы лет, –поставил точку в своём выступлении Денис.
Ребята ждали реакции учителя. То, что говорил Денис, никак не вязалось с якобы прописными истинами в учебнике истории.
– Молодец, Денис, эта версия тоже имеет право на существование, – похвалил мальчика Руслан Владимирович.
Довольный Денис сел на место, теперь-то уж он точно уроки истории срывать не будет. А Руслан Владимирович продолжал:
– Ребята, учебники читать нужно, никто не отменял школьную программу, но есть и другая литература. Если бы люди читали только учебники, то не было бы историков, археологов, наука бы не развивалась. Я буду приветствовать любые ваши сообщения на уроке, взятые из дополнительных материалов. Кто ещё хочет подготовить доклад, например, о Древней Греции?
Поднялся лес рук.
– А мне говорили, что вы не любите урок истории, –удивился учитель. – как тебя зовут, девочка?
– Даша.
– Вот Даша и подготовит нам доклад о Древней Греции к следующей неделе
Придя домой, Даша с восторгом рассказывала про доклад Дениса.
– Мне тоже нужно подготовить доклад, только по Древней Греции, что посоветуешь? – спросила она папу.
– Нужно что-нибудь такое, чтобы не было на слуху.
– А может рассказать о Пантикапее? Помнишь, мы в Крыму на экскурсии были, там ещё раскопки продолжались?
– Умница! Ребятам это будет интересно!
Всю следующую неделю Даша вечерами сидела за книгами – готовила доклад.
– Папа, я когда вырасту, стану археологом! – мечтала Даша.
– О! Это сложная профессия: постоянные командировки, работа с лопатой в любую погоду – и в жару, и в холод, – ответил папа.
– Ну и что, зато так интересно!
Папа понимающе кивнул:
– Я, когда был маленьким, мечтал стать летчиком, но ничего из этого не вышло.
– А у меня выйдет! – торжественно пообещала Даша.
Даша очень волновалась, но Руслан Владимирович успокоил её всего одним словом:
– Итак, чем нас сегодня порадует Дарья?
«Порадует» – вот это слово! Конечно порадует, это же так важно для любого ребёнка, когда учитель его понимает.
– Сегодня я расскажу вам об одном древнегреческом городе, – начала доклад Даша. – Этот город – Пантикапей, что с иранского языка переводится как рыбный путь. Руины античного города находятся на склонах горы Митридат в центре современной Керчи. По античным масштабам Пантикапей был крупным городом. Приплывающие морем люди любовались холмом акрополя с белокаменными храмами на вершине, на широких террасах красовались богатые дворцы.
– А благодаря кому мы смогли узнать о Пантикапее? – спросил Руслан Владимирович.
– Благодаря археологам, они проводят раскопки – сначала лопатами, а затем, чтобы не повредить ценные материалы, орудуют маленькими кисточками. Первые раскопки города велись ещё в девятнадцатом веке, и тогда было найдено много предметов древностей: амфоры, керамика, монеты, а также древние документы. Сейчас собранные материалы хранятся в историко-археологическом музее Керчи. В 1972 году раскопки на территории Керчи продолжились. Археологам удалось раскопать скрытую каменными плитами ремесленную площадь, а также восстановить две колонны на склоне горы Митридат. Теперь эти колонны являются визитной карточкой Керчи. Эти колонны остались от здания Пританея – государственного совета, где заседали чиновники, решались государственные дела, а также вершился суд. Здание посвящалось богине домашнего очага Гестии. Здесь постоянно поддерживался огонь, и греки, покидавшие город в поисках новых колоний, брали с собой частицу этого огня, как символ нерушимой связи с родиной.
– Спасибо, Даша, за прекрасный доклад. Я слушал и вспоминал свою молодость. Мы, будучи студентами, ездили в археологическую экспедицию как раз в Пантикапей.
– А расскажите нам! – попросили ребята.
– Работа археолога очень трудна и подчас опасна. Целый день на свежем воздухе с лопатой и кисточкой в любую погоду. Но ничего не заменит чувства единения с древней культурой, когда ты находишь древнюю монету, кусочек амфоры или чей-то меч, к которым прикасались руки давно умерших людей, таких, как, например, древние греки!
– А трудно стать археологом? – спросила Даша.
– Чтобы стать археологом, нужно быть не только историком, но и хорошо знать мировую культуру, древнюю литературу и даже разбираться в гончарном деле. Эта профессия требует глубоких знаний и полной отдачи. Но что рассказывать, надо попробовать. У меня есть к вам предложение. У кого в конце года будет пятёрка по истории, может поехать со мной на раскопки в Керчь! Я уговорю своего учителя-профессора организовать нашу детскую экспедицию! Только пусть это останется нашей тайной.
Прозвенел звонок с урока, но ребята его и не слышали из-за громкого «ура!».
К концу года даже заядлые двоечники по истории стали получать пятёрки. «Как это вам удалось?» – удивлялся директор. «Это мой с ребятами секрет», – загадочно отвечал Руслан Владимирович.
Археологическая экспедиция была намечена на двадцатое августа и рассчитана на неделю – «больше вы не выдержите», – говорил Руслан Владимирович.
Всё лето ребята играли в археологов, что-то раскапывали во дворе лопатами и кисточками. Сашке повезло – он нашёл кости кошки. Даше повезло больше, она нашла бронзовый наконечник для стрелы, что укрепило её желание стать археологом. К сожалению, папа сдал его в музей, потому что все археологи должны так поступать.
Родители купили билеты на поезд в Крым.Девятнадцатого августа ребята начали собираться в дорогу, а с утра почему-то по всем телевизионным каналам крутили «Лебединое озеро». Вечером позвонил Руслан Владимирович и сказал, что поездка отменяется, в стране – государственный переворот, ПУТЧ, может война начнётся и детей сейчас вывозить никуда нельзя, тем более в Крым.
Это был август 1991 года. Ребята были очень разочарованы. Когда пришли в школу первого сентября, Руслан Владимирович сказал:
– Ребята, на ваших глазах вершится история, вы не должны расстраиваться, вы должны запомнить это время. Не каждому так «везёт»!
Скоро страны СССР не стало. Ребята выросли, разлетелись по разным уголкам их некогда необъятной страны. Археологом стал лишь один человек из класса – Денис. Это и правда тяжёлая профессия – он постоянно в командировках, ест консервы, спит в палатке и целый день работает в любую погоду лопатой и кисточкой. Сейчас ему столько же лет, сколько и Руслану Владимировичу, когда ребята в первый раз его увидели, и глаза у Дениса такие же, как и у их учителя: глаза молодого вечного студента.