Найти в Дзене

Научный полк УГНТУ: Галина Валерьяновна Голубева

В 1960-1981 годы — старший преподаватель, доцент кафедры истории КПСС, заместитель секретаря партийного комитета Уфимского нефтяного института. Кандидат исторических наук, доцент. Когда началась Великая Отечественная война, Галине было 18 лет. Она работала старшей операционной сестрой эвакогоспиталя в Уфе. Ранней весной 1942 года вышло обращение Центрального Комитета комсомола с призывом к девушкам заменить на фронте мужчин по некоторым специальностям. В апреле начал формироваться уфимский эшелон. 10 мая в числе двух с половиной тысяч добровольцев на фронт ушла Галя. Большинство девушек попало на Южный фронт под Сталинград. Там началось обучение военным специальностям. Галина стала «прожектористом-искателем» или, как тогда говорили, «слухачом». Она должна была по слуху различить вражеский самолёт и дать его координаты, чтобы его можно было «поймать» прожектором. В конце июня девушки попали на позиции. Обстановка на фронте была напряжённой: захвачены врагом Одесса и Севастополь, неудачн

В 1960-1981 годы — старший преподаватель, доцент кафедры истории КПСС, заместитель секретаря партийного комитета Уфимского нефтяного института. Кандидат исторических наук, доцент.

Когда началась Великая Отечественная война, Галине было 18 лет. Она работала старшей операционной сестрой эвакогоспиталя в Уфе. Ранней весной 1942 года вышло обращение Центрального Комитета комсомола с призывом к девушкам заменить на фронте мужчин по некоторым специальностям. В апреле начал формироваться уфимский эшелон. 10 мая в числе двух с половиной тысяч добровольцев на фронт ушла Галя.

Большинство девушек попало на Южный фронт под Сталинград. Там началось обучение военным специальностям. Галина стала «прожектористом-искателем» или, как тогда говорили, «слухачом». Она должна была по слуху различить вражеский самолёт и дать его координаты, чтобы его можно было «поймать» прожектором.

В конце июня девушки попали на позиции. Обстановка на фронте была напряжённой: захвачены врагом Одесса и Севастополь, неудачной была операция под Харьковом. Гитлеровцы взяли направление на Сталинград, началось отступление. В конце августа – начале сентября были массовые бомбёжки. Самолеты шли непрерывно, волнами по 30-40 бомбардировщиков. Горел город, беженцы переправлялись за Волгу. Спасаясь от бомбёжек, наши солдаты рыли окопы для себя и техники. Хорошая, относительно мягкая земля была на полтора штыка лопаты, а глубже была сухая, спекшаяся глина, которую выдалбливали ломом. По армейской норме гимнастёрки выдавали на год, но тогда, под Сталинградом, они не выдерживали солёного пота и «сгорали» за два месяца.

Войсковая разведка получила сведения, что в ночь с 23 по 24 сентября будет большая танковая атака. Решено было ослепить танки прожекторами. Но прожекторы, освещая танки, сами были прекрасными мишенями, поэтому на задание пошли только добровольцы. Среди них была и Галя. Её взяли связистом. В час ночи послышался шум моторов. Зажглись прожекторы, и в первый момент выстрелов по ним не было. Но вскоре немцы опомнились, открыли беспрерывный огонь. Приходилось выключать прожектор, менять место и тут же включать. Танки так и не прорвались к Сталинграду.

Затем была переправа через пылавшую Волгу. Переправлялись по понтонному мосту бегом, рядом с машинами, под бомбёжкой. Фашисты бомбили цистерны с нефтью, и горящий поток лился по реке.

19 ноября началось контрнаступление. Пришлось и самолёты «ловить», и пленных охранять. Войска двинулись дальше, а 17-й отдельный прожекторный батальон, в котором служила Галя, выделили из 62-й армии генерала Чуйкова и оставили охранять Сталинград.

В 1943 году Галина вернулась в Уфу и продолжила работу медицинской сестрой сортировочного эвакогоспиталя. С 1960 по 1981 годы работала в Уфимском нефтяном.

Награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалью «За оборону Сталинграда» и другими медалями.