В трёх частях книг «Щит веры» ПТСР, или боевая психическая травма, описывается как патологический очаг возбуждения, названный академиком Ухтомским «доминантой». Материалы, содержащиеся в этих трёх книгах, при их изучении помогут формированию той самой здоровой доминанты и той картины мира, которые позволят человеку сместить акцент с травматических событий прошлого и иначе взглянуть на происходившее с ним.
Если рассматривать лечение последствий ПТСР с точки зрения физиологии, то можно заметить, что сейчас акценты смещаются не на лечение причин, вызвавших заболевание, а на поднятие иммунитета.
Также можно привести такую аналогию: если у человека травмирована часть позвоночника, то не всегда помогают снять боль упражнения, направленные на укрепление именно этого травмированного места. Иногда такие упражнения только увеличивают дисбаланс в травмированном отделе. А есть и такая практика, когда с помощью определённых хитроумных упражнений прокачивается не конкретное место, а связки, которые держат суставы. И такая «прокачка» формирует в человеке некую струну от пяток до макушки, и эта струна, которая включает в себя систему мышц и связок, держит человека, даже если какая-то часть позвоночника была травмирована.
Под этой аналогией, если перенести её на духовную жизнь, можно подразумевать духовную вертикаль. Если такая вертикаль сформировалась в человеке, то даже если он и столкнулся с каким-то травматическим событием, это событие не будет в его жизни определяющим. Человек, имеющий духовную вертикаль, знает, что такой опыт в его жизни был, но теперь, при наличии духовной вертикали, он делает из этого опыта совершенно другие выводы. И самое главное – он понимает, как ему жить, чтобы не разрушаться. А когда эта система не выстроена и человека начинают закалывать обезболивающими, а суставы продолжают тереться друг о друга и процесс разрушения продолжается, то человек получает просто какую-то отсрочку, но даже и во время этой отсрочки жизнь человека трудно назвать полноценной.
Книга «Щит веры. Часть 1. Воину-защитнику в помощь»
ЛитРес (электронная версия + ознакомительный фрагмент)
Заказать бумажную версию в интернет-магазине Соловецкого монастыря
Аудио-версия (7 ч. 52. мин.) - бесплатная
Книга издаётся Соловецким монастырем с целью помочь воину преодолеть ужасы современной войны, не дать почувствовать себя «щепкой в адском котле» боевых действий.
В сборник вошли избранные повести из книги «Отец Арсений», раскрывающие тему веры, показывающие, каким образом вера, молитва могут стать опорой в запредельных по человеческому суждению обстоятельствах. Это повести о людях, живших в годы массовых репрессий, в годы Второй мировой войны. Призванные на фронт, воины оказывались в тяжелейших условиях. В вере они обретали опору, в молитве — помощь и утешение. Став духовными чадами отца Арсения, они по его просьбе описали свой опыт обретения веры, выживания в трудных обстоятельствах. Опыт подобного рода был и у отца Арсения.
В «Молитвослове православного воина» приводятся молитвы, часть которых воин может выучить на память, с их помощью укрепить свою связь с Богом и стать способным черпать через них опору и утешение в Боге.
Также в сборник включены стихи Виталия Георгиевича Чередниченко на военную тематику, написанные им под псевдонимом Кристофера Гюри.
В заключение приводятся выдержки из материалов насельника Соловецкого монастыря иеромонаха Прокопия (Пащенко), в которых поднимается тема преодоления феномена, получившего название боевой психической травмы. Материалы содержат воспоминания воинов, выживших в экстремальных обстоятельствах и поделившихся своим опытом.
В результате насилия (физического, сексуального), травмы во время боевых действий, а также одиночества, страха (например, вследствие ощущения перспективы собственной смерти во время падения самолёта в воздушной яме), горя (например, смерти близких) нервная система человека входит в определённое состояние — образуется патологическая доминанта. И эта доминанта в последующие годы, приходя в движение, воспроизводится, крепнет и всё более захватывает нервно-психическую организацию человека, если ей не противопоставить новую, бодрую доминанту. На основании нового опыта, относящегося к иной доминанте, травматическая доминанта перестраивается, теряет своё «травматического жало», преодолевается.
Виктор Франкл, описывая главный фактор выживания в условиях запредельного стресса концентрационных лагерей, указывал на точку опоры в будущем. Тот, кто видит перспективу — способен выжить. Православный воин знает, что в течение жизни в нём формируется состояние, с которым он перейдёт в вечность. Поэтому ему всегда насущной видится задача — остаться человеком. Исследования светских авторов, спроецированные на данную идею, подтверждают, что выполнение этой задачи помогает человеку сохранить психическую цельность в экстремальных условиях, помогает не только избежать посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), но и выйти в посттравматический рост.
Там, где нет веры в Бога, где нет понимания того, что человек формирует своё внутреннее состояние, которое он берёт с собой в вечность — там возникает риск развития концепции «волка». В данной концепции реализация выживания строится по принципу расчеловечивания, вхождения в изменённое состояние сознания, озверения. Но если воин стал на поле боя волком, то как ему вернуться потом к человеку? Такой воин может потерять себя не только в земной жизни (стрессовое расстройство, кошмары, суицид и пр.), но может потерять себя и для вечности, если перейдёт туда, неся на себе печать зверя. Чтобы иметь возможность сохранить психическую стабильность, человек должен понимать суть исторического процесса, в котором он принимает участие.
Книга «Щит веры. Часть 2. Воину-защитнику и гражданскому населению в помощь (ПТСР, боевая психическая травма)»
ЛитРес (электронная версия + ознакомительный фрагмент)
Заказать бумажную версию в интернет-магазине Соловецкого монастыря
Аудио-версия (8 ч. 05 мин.) - бесплатная
Данное издание продолжает серию книг «Щит веры», посвящённых преодолению посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и тревоги, рождающейся вследствие участия в боевых действиях (или вследствие контакта с информацией о них). Перед людьми, прошедшими через тяжёлые испытания, встаёт вопрос: надо ли помнить пережитый опыт и, если да, то каким образом? Если стоит его забыть, то при помощи каких технологий? У этих двух путей будут совершенно разные последствия.
В книге рассматриваются некоторые физиологические аспекты ПТСР и показывается, что наличие смысловой вертикали позволяет человеку сформировать иммунитет против разрушительного воздействия ПТСР на психику.
Вторая часть серии книг «Щит веры» подразумевает своим адресатом не только воинов, но и мирных жителей. Человек, даже и не принимавший участия в боевых действиях, может столкнуться с ПТСР. У каждого свой запас прочности. Для кого-то смерть близкого человека, автокатастрофа, опыт пережитого насилия могут стать основой для развития ПТСР. Специалисты говорят также и о комплексном ПТСР, возникающем в условиях длительного воздействия на человека факторов (это воздействие может происходить и во внешне мирной обстановке, например ,в школе). В этом отношении в книге рассматривается то, с чем может столкнуться каждый.
Данная часть содержит в себе теоретическое обоснование основных идей цикла бесед о преодолении ПТСР, а также теоретическое обоснование того, что вера и духовность действительно способны поднять человека над травматическим опытом, полученным при неблагоприятных внешних условиях.
Часть книги построена на материалах лекций, прочитанных в разное время, поэтому некоторые основные мысли и примеры повторяются.
Основная идея ответов, приводимых во втором томе, состоит в том, что нужно укреплять то, что мы называем «культурным человеком». Свидетельства о прошлых эпохах не изобилуют воспоминаниями о ПТСР, и можно представить почему. У людей была культура, определённые понимания, что такое жизнь, что такое смерть. У воинов была воинская этика, понятие об офицерской чести. То есть у людей были достаточно серьезные смысловые структуры. Если посмотреть на смыслы с точки зрения теории академика Павлова о второй сигнальной системе, то смыслы представляют из себя нейронные сети, активность которых может затормозить действие разрушительных очагов сознания.
Книжечка карманного формата «Памятка воину-христианину»
ЛитРес (электронная версия - бесплатно)
В этой памятке для воинов собраны некоторые правила духовной безопасности, помогающие выжить. Описаны некоторые принципы преодоления посттравматического стрессового расстройства и восстановления после войны. Памятка создана в дополнение к книге «Щит веры. Воину-защитнику в помощь».
Эта памятка составлена по рекомендации военного священника, предлагавшего включить в нее четыре пункта:
Первый этап – боевые действия. Как настроиться. Как воевать. Брат за брата. Друг за друга. Один за всех и все за одного. Вместе, чтобы выжить. Чтобы победить. Чтобы остаться живыми. «Включить» мужество, открыть сердце для Бога, для Ангела. Чтобы Он вёл.
Второй этап – борьба со стрессом и борьба с самим собой. Правильно пережить. Покаяться в тех вещах, которые были допущены на войне.
Части три и четыре – лечение, когда человек задумывается, перебарывает, борется.
Фрагменты:
"СТРАХ, – как говорили один боец спецназа, – лучший союзник, он подскажет, где затаиться, выждать паузу. Другое дело, что страх не должен обладать воином, воин должен возвыситься над страхом. Боец видел тех, у кого был отключен страх [медитации, наркотики, боевая «химия»], они погибали первыми. В бой воин должен идти со всем своим мировоззрением и опытом, ничего не заглушая.
СТРАХ СМЕРТИ воин-христианин побеждает не презрением к смерти и жизни, как это происходит у самураев. При безразличии к смерти и жизни воин, может, и приглушает страх, но не надо забывать, что самураи были способны к бессмысленному суициду. Инстинкт самосохранения может ничего не сказать тому, кто настроился на смерть. Воин-христианин побеждает страх смерти через понимание, что, положив душу за друзей своих, он исполняет заповедь Христову. А потому он имеет надежду на то, что Христос примет его в Свое Царство. И эта надежда является не придуманной фикцией. Её присутствие в душе сопровождается внутренним миром, человек приходит в состояние равновесия. На флаге бесстрашного казака-генерала Я.П. Бакланова были вышита слова из Символа Веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь».
ПРОСТИТЬ – не значит сдаться или согласиться с противником. Простить – отказаться от того, что разрушает самого тебя. Лично прощая твоего врага как человек, ты тем не менее останавливаешь его с оружием в руках как воин – по любви к своему Отечеству. Как сказал святитель Филарет Московский: «Прощай своих врагов. Бей врагов Отечества. Гнушайся врагов Божиих». Некто сказал: «Война – это святое дело, но только ты должен быть воином. Убивай только ради спасения жизни человеческой. Нам войны и бедствия даются только для того, чтобы мы одумались. Живи и поступай как православный человек».
Виктор Николаев – ветеран Афганистана и офицер спецназа писал: «Когда мы вспоминаем о нашем русском православном Боге, возвращаемся к заветам предков, к традиционным нормам морали и нравственности, отходит от сердца злоба и ненависть, сребролюбие и трусость, и в нем водворяется смиренный христианский непобедимый покой воина, против которого никогда не выкуют, сколько бы ни старались, равноценного меча ни безбожный Запад, ни мусульманский Восток».
ИМЕЙ В ВИДУ: Алкоголь и наркотики – ложный путь, ни при каком раскладе не внимай их обещаниям, когда они будут говорить тебе, чтобы избавят тебя от душевной боли. Приглушив на время одно, они подготовят тебе крушение жизни. Выжив на фронте, ты можешь упасть на дно, сраженный ими.
По возвращении, не потеряй любовь к ближним – тогда ты не утеряешь из вида свой путь, тебе будет понятно, что делать. Твой мозг будет в хорошем смысле этого слова работать, а потому у тебя будут шансы не соскользнуть в колею ПТСР. Обязательно читай, приучай свой ум к работе, давай ему вектор для движения, иначе он начнет вращаться вокруг ПТСР.
ПОМНИ: Став волком и перестав быть человеком, трудно вернуться к человеческому статусу. За психо-практиками вхождения в состояние озверения стоит мир падших духов, который обязательно заявит свои права на того, кто захотел напитаться яростью зверя.
Те, кто жаждут крови и начинают убивать ради куража – погибают. Да, тяжело не заразиться ненавистью, провожая в последний путь убитого товарища, но ненависть – разрушает. Злоба – ослепляет, ожесточение не дает чутко чувствовать ситуацию. Учись быть свободным от злобы и ненависти и, если Господь благословит, Его сила – будет с тобой. «Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить … будете прогонять врагов ваших, и падут они пред вами от меча; пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму [десять тысяч], и падут враги ваши перед вами от меча» (Лев., гл. 26). Те, кто хранил себя от мата и блуда, оставались живы. «Спрашивали его [Иоанна Крестителя] также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3, 14)".
*
Плейлист кратких видео, на основе книги «Щит веры» и с кратким содержанием её
Современные люди читают мало. И потому по просьбе одного полкового священника, автор начал работу над созданием более-менее коротких видео роликов. В них в упрощенной форме передаются основные содержания книги. Работа над серией начата с передачи содержания второго тома книги «Щит веры».
Youtube | Rutube
*
Эфиры на тему Боевых действий
Для желающих ознакомиться непосредственно с записями эфиров на тему боевых действий и связанных с этим тревогой, ПТСР и др., записи надлежащим образом обработаны (прописаны таймкоды, отмечены ключевые темы).
Ссылки на записи и таймкоды эфиров собраны в подборке
Vkontakte | Yandex
Первые два эфира объединены условным названием «Ситуация на грани – не справляюсь». Здесь разбираются некоторые взгляды на тему преодоления стресса.
Следующие восемь эфиров объединены названием «Боевые действия. Как справиться с тревогой». Здесь более ставится вопрос, что можно посоветовать гражданскому населению. Но также рассматривается и картина мира, к которой можно предложить прикоснуться и тем, кто непосредственно принимает участие в боевом соприкосновении.
Дальнейшие эфиры объединены названием – «Печать войны». В них разбирается тема ПТСР, тема боевой психической травмы. Люди, пришедшие с войны, будут жить рядом с нами. От того, насколько мы понимаем, как в данной ситуации им можно помочь, зависит, отчасти, и то, обретут ли они помощь.
Смысловое ядро, разворачиваемое в эфирах, представлено в статье «ПОБЕДА – не только на войне, но и – над войной внутри себя. (Некоторые физиологические аспекты ПТСР и Боевой Психической Травмы в контексте смысловой вертикали, позволяющей преодолеть их)».
Основная идея данных материалов и данной книги изложена в статье «Преодоление боевой травмы и выход из посттравматического стрессового расстройства: теория, практика, подходы». Эта статья была подготовлена на основе двух эфиров, на которые был приглашен автор – «Курсы для священников по помощи вернувшимся с фронта и их семьям». Курсы состоят их множества частей, иеромонах Прокопий был приглашен только на части 4 (https://youtu.be/7qhb5HEEbc0) и 5 (https://youtu.be/g5EyVhKJRxY). Эти две статьи вошли в состав второй части книги «Щит веры».
*
Доклады-презентации книг «Щит веры» на Рождественских чтениях 2025 г.
Духовное делание - для реабилитации участников боевых действий и всех причастных.
Youtube | Rutube | Vkontakte
Социализация - для реабилитации участников боевых действий и всех причастных
Youtube | Rutube | Vkontakte
Также предлагается вниманию видео с основными идеями преодоления ПТСР:
«ПТСР, психо-травма, боевая психо-травма, травм. опыт. Выход, преодоление, выработка иммунитета»
Youtube | Rutube | Vkontakte
*
«Щит веры. Часть 3»
Третья часть книги «Щит веры» адресована не только воинам, но и гражданскому населению. Третья часть сформирована, в основном, из расшифровок эфиров, в которых разбирались такие темы как Боевая Психическая Травма и ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство). Речь в эфирах шла не только о боевых действиях, хотя именно словосочетание «боевые действия» вынесено в название различных частей.
Боевые действия накладывают свой отпечаток на воинов и на представителей гражданского населения, напрямую или по касательной принявших участие в них. Но стоит учесть, что подобный отпечаток может быть наложен и условно повседневно-мирными событиями.
У каждого – свой запас прочности. Для кого-смерть близкого человека, автокатастрофа, опыт пережитого насилия могут стать основой для развития ПТСР. Специалисты говорят также и комплексном ПТСР. Данное расстройство может возникнуть в ответ на длительное давление, психологический прессинг. Причем, этот прессинг может реализовываться в обстановке, которая внешнему наблюдателю может и не показаться экстремальной (например, школа). В этом смысле в текстах рассматривается то, с чем может столкнуться каждый.
Книга пока находится в процессе подготовки к изданию
В неё, помимо прочего, вошли следующие статьи:
«Травматический опыт как формирование рефлекса и его преодоление в христианской жизни»
https://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2611
«Травматический опыт и боевые действия. Собрать себя по возвращении домой»
https://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2612
«Духовная жизнь и перестраивание травматического рефлекса (духовные авторы и академик Павлов)». Часть 1
https://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2613
В своих книгах и текстах автор предлагает пути, с помощью которых может быть построена некая система мировоззрения (и сформированная на её основе система действования), на основе которой человек может приходить к саморегуляции. Более подробно эта система она описана не только на страницах трёхтомника «Щит веры», но и в других материалах автора.
Понятно, что любые схемы носят ограниченный характер. Лекции и беседы автора на тему о преодолении ПТСР, его письменные работы на эту и другие соприкасающиеся с ней темы, которые являются дополнением к данному трёхтомнику, направлены на формирование цельного взгляда на окружающую реальность и на самого себя. Рекомендуемый автором образ конкретных практических действий, часть которых описывается в данном трёхтомнике и которые можно предложить человеку, выводится из масштабной картины мира.
Практика трезвения очень важна – человек должен понимать, что происходит внутри, что происходит снаружи. Духовные авторы говорят нам, что страсти связаны друг с другом, как звенья в цепи, то есть потянешь за одно звено – притянешь и другую цепь. Поругался матом – следом может прийти вспышка ярости, соответственно, пытаясь преодолеть какую-то масштабную проблему, нужно не фиксироваться исключительно на этой проблеме, а перестраивать в конструктивном ключе всю жизнь в целом. Изолированно решить проблему сквернословия не получится.
Здесь можно вспомнить одного военнослужащего, у которого не получилось социализироваться после войны во Вьетнаме, – выяснилось, что ему нравилось убивать, насиловать. Но пока человек не изменит своего отношения к людям, у него и не получится социализироваться. Те вспышки ненависти, которые у него будут возникать по поводу каких-то социальных контактов, постоянно будут вызывать к жизни ту самую травматическую доминанту, которая сформировалась у него во Вьетнаме.